Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является всестороннее изучение процесса функционирования Пенсионного Фонда РФ на современном этапе, выявление его проблем для последующей корректировки и устранения в рамках эффективной федеральной системы социальной защиты населения.

Содержание

Введение………………………………………………………….….3
1.Организационно-правовые основы функционирования
Пенсионного фонда РФ…………………………………………....5
2.Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ на
современном этапе
2.1. Особенности функционирования Пенсионного фонда
РФ на современном этапе пенсионной реформы…………….….9
2.2. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………16
3.Современные проблемы функционирования Пенсионного
фонда РФ
3.1.Проблемы реализации действующей модели пенсионного страхования граждан в РФ………………………………………..18
3.2.Проблемы обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ……………………………………….…..23
Заключение…………………………………………………….…..25
Список литературы………………………………………………..27
Приложения……………………………………………………..…28

Вложенные файлы: 1 файл

Борисова Е.Р.79.Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования..docx

— 141.16 Кб (Скачать файл)

Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений  по ее совершенствованию находятся  в тесной взаимосвязи с общей  социально-экономической и, в первую очередь, макроэкономической ситуацией  в нашей стране. Главными условиями  реализации описанных выше мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизации положения в формальном секторе и легализации неформального сектора рынка труда. 

В процессе макроэкономического  планирования необходимо преодолеть тенденцию  к усилению неравенства в распределении  заработной платы по различным видам  экономической деятельности при  одновременном сохранении предельно  низкого удельного веса фонда  оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта. 
В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  доходов и расходов Пенсионного  фонда РФ

Рассмотрим состояние  бюджета Пенсионного фонда РФ за 2010-2011 годы в соответствии с Годовыми отчетами фонда на данные периоды.

Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда РФ за 2011 год составили 5,25 трлн. рублей (Приложение 2),что на 0,7 трлн. больше, чем в 2010 году.( Доходы по распределительной составляющей бюджета за 2011 год составили 4,8 трлн. рублей (в 2010 году они составили 4,2 трлн. рублей)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2011 год поступили в общей  сумме 2,8 трлн. рублей, или 102,9% от плана. Сумма поступлений страховых  взносов за 2011 год превышает поступления 2010 года почти на 0,9 трлн. рублей, что  связано в основном с увеличением  в 2011 году тарифа страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году - 20%). Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 418,1 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (НЧП) поступило 376,6 млрд. рублей, что на 52 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений за 2011 год увеличился на 177,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года превысил 0,5 трлн. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2011 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц на общую сумму 4,1 млрд. рублей. В сравнении с 2010 годом эта сумма увеличилась на 0,45 млрд. рублей.

Из федерального бюджета в ПФР в 2011 году поступили  средства в сумме 2,4 трлн. рублей (в 2010 году поступило на 0,2 трлн. рублей больше), в том числе: на выплату средств  материнского (семейного) капитала - 174,3 млрд. рублей, что на 75,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году; на компенсацию  выпадающих доходов бюджета ПФР  в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для  отдельных категорий плательщиков - 69,6 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году; на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты - 34,5 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2010 году; на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц - участников программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы, - 3,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2010 году; на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 924,4 млрд. рублей, что на 390 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 году по доходам превысил 5,25 трлн. рублей. Это 9,9% ВВП страны.

 

Расходы бюджета ПФР за 2011 год в целом увеличились на 0,7 млрд. рублей (Приложение 3) по сравнению с 2010 годом и превысили 4,9 трлн. рублей. В том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 4,7 трлн. рублей, что на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2010 года.

 

На  выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2011 году снизились на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и составили 29,4 млрд. рублей. Это связано со снижением числа лиц, получающих федеральную социальную доплату к пенсии, в том числе с учетом роста общего уровня пенсионного обеспечения в стране. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан Пенсионным фондом Российской Федерации израсходовано 311,9 млрд. рублей, что на 18,3 млрд. больше, чем в 2010 году.

Расходы по накопительной  составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год составили 240,5 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 236,7 млрд. рублей, что на 169,8 млрд. больше, чем в 2010 году.

В декабре 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2012 года. На начало 2012 года Пенсионный фонд Российской Федерации располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2012 года.

3.Современные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 
3.1.Проблемы реализации действующей модели пенсионного страхования граждан в РФ

Проводимая в России пенсионная политика направлена на обеспечение  социально приемлемого материального  уровня пенсий. Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты  долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.  
Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям: 

- невозможности поддержания размера  пенсий на социально приемлемом  уровне и увеличение численности  низкодоходных групп среди пенсионеров.  Так, повышение уровня жизни  пенсионеров затормозится  к 2030 году, средний размер трудовой  пенсии по старости не достигнет  целевого уровня  в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%; 
- обострению проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;  
- нарастанию рисков, связанных с сохранностью пенсионных накоплений; 
Трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта. 
Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:

- макроэкономические параметры  - темпы роста и объемы валового  внутреннего продукта, структура  занятости, показатели производительности  труда, инфляция и размер заработной  платы;

-большой  объем теневой занятости и  скрытой заработной платы;

- наличии значительного количества  рабочих мест, предусматривающих  досрочное пенсионное обеспечение;

- увеличении продолжительности жизни;

- высокий уровень смертности в  трудоспособном возрасте.

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются  значительные внутренние негативные факторы:  
- остается нерешенной проблема досрочных пенсий;

- не установлен сбалансированный  тариф страховых взносов для  самозанятых граждан;

- действуют тарифы, не позволяющие  в рамках сложившейся модели  в полном объеме покрывать  сформированные застрахованными  лицами и гарантированные государством  пенсионные обязательства перед  гражданами;

- порядок (формула) расчета страховой  части трудовой пенсии, формирует  пенсионные обязательства, не  обеспечиваемые соответствующими  финансовыми ресурсами.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует  существенной модернизации, в том  числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы  контроля над инвестированием, а  также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

Исходя из анализа проблемных вопросов, проявившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы, осуществляется комплекс мер, направленных на ее поэтапную трансформацию  в систему добровольного пенсионного  страхования в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений. 
При этом нужно предусмотреть специальный характер платежа работодателя в систему добровольного пенсионного страхования путем предоставления страхователю права на вычет из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы пенсионных взносов в систему добровольного пенсионного страхования при участии субъектов отношений по формированию накопительной составляющей пенсионной системы. 
В этой связи предусматривается:

- введение системы гарантий сохранности  средств пенсионных накоплений  путем повышения требований к  минимальному размеру собственных  средств финансовых институтов, а также создания фондов солидарной  ответственности, страховых фондов  по аналогии со страхованием  вкладов граждан в банковской  сфере;

- модернизация системы государственного  контроля за формированием средств  пенсионных накоплений: создание  эффективной системы контроля  за инвестированием пенсионных  накоплений с помощью внедрения  качественных характеристик деятельности  соответствующих стандартов их  разумного поведения, сконцентрировав  контроль в рамках единого контролера за деятельностью негосударственных пенсионных фондов - Федеральной службы по финансовым рынкам;

- целевое налоговое стимулирование  добровольного формирования пенсионных  накоплений;

- регламентация механизма формирования  пенсионных прав в накопительной  составляющей обязательного пенсионного  страхования и негосударственном  пенсионном обеспечении;

- расширение перечня финансовых  инструментов инвестирования пенсионных  накоплений (в том числе с включением  в него российских депозитарных  расписок, муниципальных облигаций,  акций компаний, имеющих стратегическое  значение для Российской Федерации,  инфраструктурных облигаций, имеющих  государственную гарантию, производных  финансовых инструментов, увеличение  максимальной доли облигаций  одного эмитента в инвестиционном  портфеле, расширение возможности  инвестирования средств пенсионных  накоплений в акции за счет  введения альтернативного требования  к рейтингу эмитента и капитализации  акций одновременно, предоставление  возможности инвестирования пенсионных  накоплений в ценные бумаги  в ходе их первичного размещения, снижение на одну ступень требования  к уровню рейтинга долгосрочной  кредитоспособности эмитента ценных  бумаг для инвестирования средств  пенсионных накоплений);

- переход от законодательного  ограничения направлений и объемов  инвестирования средств пенсионных  накоплений к ограничению выбора  уровня риска инвестиционного  портфеля в зависимости от  возраста лица, в пользу которого  формируются накопления;

- расширение состава финансовых  институтов, допускаемых к участию  в формировании пенсионных накоплений  за счет включения страховых  компаний и кредитных организаций;

- содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных  систем;

- повышение финансовой грамотности  граждан.

В целях снижения рисков накопительной  составляющей пенсионной системы, которые  могут снизить размер трудовых пенсий, а также в виду недостаточной  эффективности финансового рынка  в среднесрочной перспективе  предлагается: 
- рассмотреть вопрос об оптимизации тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы; 
- предоставить застрахованным лицам право самостоятельного выбора: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера; подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%);

- поэтапно ввести дополнительный  платеж в размере 2 % для работника  в накопительную составляющую  пенсионной системы с учетом  уровня его дохода;

- обеспечить расширение состава  финансовых институтов, допускаемых  к участию в формировании пенсионных  накоплений за счет включения  страховых компаний и кредитных  организаций;

- оказать содействие развитию  добровольных (корпоративных и частных)  пенсионных систем.

Все ранее сформированные пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в ранее установленном  порядке. 
Разработка меры по определению оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую позволит, с одной стороны, повысить общий размер трудовой пенсии и, с другой - снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Так, например, при направлении в распределительную 2% из 6% дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации снизится на 0,25% валового внутреннего продукта к 2020 году; при перераспределении 4% - на 0,4% валового внутреннего продукта к 2020 году.

Основным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы является повышение  ее эффективности в целях улучшения  пенсионного обеспечения граждан  за счет формирования и  инвестирования средств пенсионных накоплений. 
Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования