Переход непроизводственной сферы Республики Беларусь на рыночные условия хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:30, реферат

Краткое описание

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, относятся к непроизводственной сфере. Таким образом, непроизводственную сферу можно рассматривать, как совокупность отраслей и видов деятельности, направленных непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует. При этом данная область деятельности также опосредствует денежными, в частности – финансовыми отношениями.

Содержание

Введение
1 Содержание финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы
2 Особенности финансов непроизводственной сферы
3 Развитие финансово-хозяйственных механизмов непроизводственной сферы в современных условиях
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

финансы НС - копия.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

2. Результат труда,  выступая в виде услуги, потребляется  в процессе самого производства, или иначе - процесс производства  и потребления совпадают во  времени.

3. Под непроизводственной  сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, деятельность которых направлена непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями по поводу оказания различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию движения материального продукта.

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ  НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

 

Подразделение народного  хозяйства на сферу материального производства и непроизводственную сферу является общепризнанным. Считается, что ВВП производится в сфере материального производства. Однако такая точка зрения не является бесспорной. В литературе можно встретить мнения о том, что в создании ВВП и НД участвуют и здравоохранение, и образование.

Поэтому в данной главе  дадим характеристику финансов этих двух отраслей непроизводственной сферы. Кроме того, уделим внимание финансированию расходов на содержание вооруженных  сил, правоохранительных органов, аппарата управления.

Необходимость расходов на здравоохранение и образование, тенденция к их росту обусловлены  многими причинами. Расходы на социальные цели, входящие в стоимость рабочей  силы, выступают важным фактором научно-технического прогресса, который, в свою очередь, приводит к росту производительности труда. Под воздействием научно-технического прогресса возникают все более совершенные технологии, что требует от работников более высокого уровня подготовки и определенной квалификации. Экономия на образовании и здравоохранении обрекает государство на отсталость, поэтому современные промышленно развитые страны постоянно наращивают объемы финансирования таких расходов.

Источников финансирования расходов на образование достаточно много. Но главным является бюджет. Причем повсеместно наблюдается дифференциация таких расходов между центральным правительством и местными администрациями. Как правило, начальная и средняя школа финансируется за счет местных бюджетов.

Все остальные виды образования имеют смешанные источники финансирования. В США, например, кроме государственных школ, есть школы, принадлежащие религиозным организациям, есть и платные учебные заведения. В ФРГ имеются государственные, общинные и частные школы с соответствующими источниками финансирования. В бывшем СССР и других социалистических странах вся система образования была практически государственной, исключение составляли только детские дошкольные учреждения, среди которых было немало так называемых ведомственных детских садов, которые финансировались за счет крупных предприятий.

В условиях научно-технического прогресса важная роль принадлежит  высшему образованию, которое лишь частично финансируется за счет бюджетных  средств. На западе создана многоуровневая система финансирования высшей школы, сочетающая в себе средства бюджета, внебюджетных фондов и населения. Платное обучение в вузах становится правилом и в государствах переходного периода. В Беларуси, в частности, функционируют более десяти вузов, где обучение является платным. Расширяют сферу платных групп и государственные вузы, где наряду с «бюджетниками» обучаются и студенты, плату за обучение которых осуществляют родители.

Существует тесная коррелирующая зависимость между уровнем развития образования, особенно высшей его ступени, и ростом производительности труда. Экономическая отсталость стран социализма от промышленно развитых стран была определена, наряду с другими факторами, и размерами расходов на образование. К моменту распада СССР ВВП США в три раза превышал размер ВВП СССР, а доля текущих государственных расходов на высшее образование в ВВП советского государства была в пять раз меньше американского уровня.[9, c. 20]

Разгосударствление системы  образования, особенно вузов, создаст  для посткоммунистических государств новые возможности для повышения образовательного уровня населения. В этой связи не совсем обоснованным представляется такой подход, существующий, кстати, и в Республике Беларусь, когда негосударственные вузы приравниваются для целей налогообложения к коммерческим структурам. Уплачиваемые ими налоги выступают как источник финансирования расходов государственных вузов. Получается, что родители студентов негосударственных вузов оплачивают стоимость обучения не только своих детей, но и тех, которым посчастливилось поступить в государственные вузы.

К социальным расходам относятся  также затраты на здравоохранение. Как и расходы на образование, они связаны в воспроизводством рабочей силы. По данным Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ), существует тесная связь между расходами на здравоохранение и продолжительностью жизни населения, в том числе относящегося к трудоспособному. Здравоохранение сегодня превратилось в крупную отрасль народного хозяйства. В силу экономических и иных причин финансирование здравоохранения значительно различается даже в промышленно развитых странах. Если в США медицинское обслуживание почти целиком оплачивается населением, то в странах Северной Европы оно финансируется преимущественно за счет специальных фондов. В США государственная политика относительно малообеспеченных проводится в основном по двум программам «Медикэр» и «Медиксйд». В финансировании расходов на здравоохранение на западе важная роль принадлежит страховым компаниям. Так, в США на их долю приходится 60% расходов на здравоохранение. В настоящее время на цели здравоохранения выделяется в Испании - 5,8% ВВП, Великобритании - 5,9. Франции - 9, США - 11, ФРГ - около 13% ВВП.

Важно отметить, что Германия имеет один из наиболее высоких уровней  расходов на здравоохранение в мире. Правительство берет на себя обязательство покрывать стоимость медицинского страхования безработных, пожилых граждан, детей, государственных служащих и их неработающих супругов.

Крупные изменения происходят в настоящее время в системе  финансирования здравоохранения в бывших социалистических странах. Большинство из них перешли на принципы страховой медицины. Суть страховой медицины заключается в том, что она позволяет сочетать систему предоставления медицинских услуг с социальным обеспечением населения. Страховая медицина основана на обязательном страховании работающих, осуществляемом как за счет средств предприятий, так и за счет привлечения личных доходов граждан. Посредством страховой медицины происходит замена бюджетного финансирования учреждений здравоохранения средствами страховых компаний. В Российской Федерации в 1991 г. принят закон «О медицинском страховании граждан». Республика Беларусь сохранила прежнюю систему финансирования здравоохранения. Однако и у нас платные услуги в сфере медицины принимают все более широкий размах. Впрочем, здравоохранение никогда и нигде не было полностью бесплатным, так как медикаменты люди и при социализме приобретали в аптеках за свои средства.

Во всем мире важное значение придается социальному обеспечению. Богатые страны, естественно, способны, в больших размерах оказывать помощь малоимущим, по временной нетрудоспособности, по старости. Бедные страны не могут создать достойные системы социального обеспечения.

Среди расходов на социальное обеспечение  на первом месте стоят расходы по выплате пенсий. Системы пенсионного обеспечения практически во всех промышленно развитых странах смешанные. Это означает, что частично пенсионеры получают средства от государства и частично - от специальных пенсионных фондов.

Важным социальным платежом являются пособия по безработице. Так, в США в год на одного безработного затрачивается 2 тыс. долларов, во Франции - 4, а в ФРГ - 6 тыс. долларов.

Поиск новых подходов к финансированию социальных программ и мероприятий  характерен для стран Центральной и Восточной Европы. Большинство из них берут на вооружение опыт промышленно развитых стран. В Беларуси создан фонд социальной защиты населения, из которого выплачиваются государственные пенсии. Были попытки создания негосударственных пенсионных фондов, однако дальше благих намерений дело не пошло. Источником формирования этого фонда, как и фонда содействия занятости, являются обязательные отчисления производимые предприятиями всех форм собственности. В формировании доходов фонда социальной зашиты частично принимают участие и работающие по найму путем уплаты одного процента от начисленной заработной платы.

Проблема пенсионного обеспечения  достаточно остро стоит перед  всеми странами. Это связано с  всеобщим старением населения. Государство  располагает двумя основными способами финансирования пенсионных программ. Первый, так называемое полное финансирование, сводится к финансированию в виде ссуд. При этом подразумевается, что пенсии, выплачиваемые будущим пенсионерам, эквивалентны по стоимости суммарной оценке соответствующих взносов с заработков или доходов на протяжении трудовой деятельности каждого индивида. Второй способ финансирования по типу «плати пока ходишь» имеет в виде источника пенсий косвенные налоги. Таким образом, каждое поколение работающих перечисляет часть заработанного (путем сокращения своей покупательной способности) тем, кто уже на пенсии. По мнению экспертов международной организации труда (МОТ), творцы политики пенсионного обеспечения должны руководствоваться следующими критериями: справедливое, отвечающее интересам всех жителей распределение финансовой поддержки пенсионного обеспечения; выделение финансовых ресурсов в интересах наиболее нуждающихся лиц; увеличение масштабов и рациональное распределение пенсионных выплат между следующими друг за другом поколениями, увязка пенсионных планов с другими социальными программами.

О том, что защита пенсионеров - это  не просто декларация и предвыборная агитация, свидетельствует тот факт, что последнюю четверть века в  странах ОЭСР произошло удвоение национального богатства, выделяемого на пенсионное обеспечение.

В соответствии с общественным назначением  расходы государства подразделяются на расходы: на народное хозяйство; социально-культурные мероприятия; оборону и управление. В данном параграфе речь будет идти о расходах, принятых обозначать как общегосударственные. Сюда включаются расходы на содержание вооруженных сил, правоохранительных органов, аппарата управления.

Известный афоризм: «Кто не кормит собственную  армию, будет кормить чужую» предопределяет необходимость государственного финансирования расходов, имеющих оборонный характер. Понятие оборона достаточно условное. Ни одна страна не декларирует наступательного характера своих военных доктрин, и, тем не менее, многие страны имеют и развивают военные технологии наступательного характера.

Расходы каждого конкретного государства  на оборону и общая сумма расходов на эти цели зависят от политических факторов, уровня доверия стран друг другу, позиций военно-промышленного  комплекса в правительственных кругах. Подсчитано, что в мире ежегодно расходуется на военные цели сумма, равнозначная национальному доходу всех стран африканского континента.

«Рекордсменом» в части военных  расходов выступают США, на их долю приходится почти 7% ВВП. Правда, вовлеченный в гонку вооружений СССР также значительную часть своего ВВП направлял на эти цели. Сделать точные сопоставления в области расходов на оборону между ССР и США невозможно в силу различных методик расчета ВВП, а также потому, что и та и другая страна «проводили» часть расходов на военные цели по гражданским отраслям.

Начавшееся в 80-е годы «потепление» отношений между Востоком и Западом  стимулировало заключение соглашений между Советским Союзом и США  по сокращению и ограничению ряда наступательных, наиболее дорогостоящих вооружений, что способствовало уменьшению расходов на цели вооружений.

Основное место в затратах на оборону занимает обеспечение военной  техникой, текущее содержание армии  и флота, финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, строительство военных объектов, выплаты пенсий военнослужащим и прочие расходы.

Расходы Республики Беларусь на национальную оборону зависят от военной доктрины белорусского государства, носящей  сугубо оборонительный характер, и  экономического потенциала, а также тех обязательств в области военного строительства, которые Беларусь взяла на себя в рамках союза с Россией.

Современный мир характеризуется  нарастанием насилия, терроризма, поэтому все страны вынуждены наращивать свои усилия в борьбе с этим злом. Функции охраны общественного порядка, чести, имущества граждан выполняют правоохранительные органы, или, как сейчас принято их называть, «силовые ведомства». Известно, что различного рода бандиты, другие криминальные лица и организации берут на вооружение новейшие достижения научно-технического прогресса и естественно, что противостоять им могут только хорошо технически оснащенные правоохранительные органы. Государство также заинтересовано в закреплении кадров, выполняющих эти функции. Анализ динамики расходов по бюджетам ряда стран показывает, что есть четко обозначившаяся тенденция роста расходов на правоохранительные органы. Республика Беларусь не является в этом отношении исключением.

Если, как отмечалось ранее, расходам на социальные нужды  белорусское государство пытается придать нормативный характер, то расходы на цели обороны и обеспечения  общественного порядка зависят  от положения дел в мире, степени  напряженности криминальной обстановки и финансовых возможностей государства. Они финансируются как за счет бюджета центрального правительства, так и местных бюджетов. Планирование и финансирование указанных расходов идентично расходам на социально-культурные мероприятия, т.е. осуществляется по сметам.

Информация о работе Переход непроизводственной сферы Республики Беларусь на рыночные условия хозяйствования