Перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
• показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
• выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;
• дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
• изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2013-2014 гг. и источники его финансирования;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стародубцева.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Долговое финансирование может стимулировать экономический  рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.

Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса».

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных  облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами  займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.

Если государство будет  использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:

I + G + Ex = S + T + Im

где I – инвестиции, G –  государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем:

(G – Т) = (S – I) + (Im –  Ex)

Из этого равенства  следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса.

 Механизм воздействия  роста дефицита государственного  бюджета на экономику и финансирования  его за счет внутреннего долга  уже рассматривался при анализе  «эффекта вытеснения» частных  инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Сокращать бюджетный  дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые  принимает на себя государство, очень  велик. Эти обязательства накапливаются  десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать  предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Среди конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  назвать такие меры, которые, с  одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

• изменение направлений  инвестирования бюджетных средств  в отрасли народного хозяйства  с целью повышения эффективности  производства;

• более широкое использование  финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;

• резкое сокращение сферы  государственной экономики и  государственного финансирования;

• снижение военных расходов;

• сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

• запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты  правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Помимо этого, в мировой  практике для снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих  привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу  несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.

Согласно законодательства, для финансирования дефицита бюджета  предусматриваются источники его  покрытия в виде внутренних и внешних  заимствований и другие средства. В процессе исполнения бюджета размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не могут превышать объема их доходов.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема дохода бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема дохода местного бюджета без учета  финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти. Согласно ст. 94. Главы 13 БК РФ:

1.  В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

·  разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

·  разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

·  разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

·  разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

·  изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

·  иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

·  поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

·  поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

·  курсовая разница по средствам федерального бюджета;

·  объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

·  разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

·  разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

·  разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

·  разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

·  прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

2.  В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

·  разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

·  разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

·  разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

3.  В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

·  объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

·  разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

·  прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

4. Остатки средств  федерального бюджета на начало  текущего финансового года:

·  в объеме неполного использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации отчетного финансового года направляются на реализацию в текущем финансовом году проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

Информация о работе Перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса