Политика управления дебиторской задолженностью компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение анализа дебиторской задолженности и разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженности на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и структуру дебиторской задолженности;
исследовать методы управления дебиторской задолженностью

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 5
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности 5
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ФУД ТРЭЙД» 15
2.1 Характеристика предприятия 15
2.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия 19
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ФУД ТРЭЙД» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

ФПК.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Анализ данных таблицы 4 показывает, что основная доля дебиторской задолженности приходится на задолженность покупателей и заказчиков – 83,5%, или 19563 тыс. рублей, 13,8% от общего объема дебиторской задолженности приходится на прочих дебиторов, 2,7% - на авансы выданные.

Наибольший объем дебиторской задолженности приходится на задолженность со сроком образования до 3 месяцев – 51,8%. В том числе 42% от общей дебиторской задолженности (или 9842 тыс. рублей) – это задолженность со сроком образования от 1 до 3 месяцев.

При этом ООО «Торговый Дом «Фуд Трэйд» в составе дебиторской задолженности имеет довольной высокую сумму задолженности (8112 тыс. рублей) с длительным сроком образования – свыше 3 месяцев и 3176 тыс. руб. со сроком более 12 месяцев.  Поэтому ООО «Торговый Дом «Фуд Трэйд»  необходимо приложить все усилия для взыскания просроченной задолженности в ближайшее время, так как в противном случае возможно списание просроченной задолженности на уменьшение финансовых результатов организации.

 

ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью ООО «Торговый Дом «Фуд Трэйд»

В целях улучшения  управления дебиторской задолженности  на  ООО «Торговый Дом «Фуд Трэйд» необходимо:

- постоянно  контролировать состояние расчетов  с покупателями, особенно по отсроченным  задолженностям;

- разработать  определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

- ориентироваться  на большое число покупателей,  чтобы уменьшить риск неуплату  одним или несколькими покупателями;

- осуществлять  регулярный анализ финансовой  отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

- формировать  своеобразное досье на покупателей,  как существующих, так и на  потенциальных;

- проводить  политику привлечения добросовестных  клиентов, предлагая им новые  подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;

- проводить  мероприятия, в том числе с  привлечением органов власти  по взысканию просроченной дебиторской задолженности;

- разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию. Составим таблицу оценки показателей надежности клиента (Таблица 5).

Таблица 5

Шкала оценки показателей  надежности клиента

Показатели

Баллы

1

2

3

4

5

Тип покупателя

разовый покупатель и прочее

корпоративный клиент

розничная сеть

оптовый посредник

дистрибьютор

Период работы с покупателем

до 1 года

от 1 до 3 лет

от 3 до 6 лет

от 6 до 12 лет

свыше 12 лет

Период существования  предприятия-покупателя

до 1 года

от 1 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

свыше 10 лет

Платежная дисциплина (имеется ли у покупателя дебиторская  задолженность «старше» определенного  периода)

свыше 12 мес.

от 6 до 12 мес.

от 3 до 6 мес.

от 1 до 3 мес.

до 1 мес.

Объем просроченной задолженности на конец периода, % от объема отгрузки

70-100

70-50

20-50

20-5

0-5


Из таблицы  следует, что чем выше балл, тем  надежнее клиент. В зависимости от набранных баллов можно разбить покупателей на группы:

Группа А  – от 0 до 8 баллов. Группа повышенного  риска. Таким клиентам выдается кредит только по предоплате, без скидок.

Группа Б  – от 9 до 17 баллов. Группа среднего риска. Покупателям этой группы можно  предусмотреть систему скидок до 5%, но с предоплатой.

Группа В  – от 18 до 25 баллов. Группа пониженного  риска. Клиенты освобождаются от предоплаты и даются скидки до 15%.

По показателям  таблицы 5 можно оценить основных крупных дебиторов предприятия  «Торговый Дом «Фуд Трэйд» и разбить их на группы в зависимости от набранных баллов. Воспользовавшись таблицей 7 из приложения, получим:

Таблица 6

Оценка основных крупных дебиторов ООО «Торговый  Дом «Фуд Трэйд» на конец 2012 года.

Покупатели

Тип покупателя

Период работы с покупателем

Период существования  предприятия-покупателя

Платежная дисциплина,

Объем просроченной задолженности

Баллы

ЗАО «Аптека 36,6»

3

3

4

5

5

20

ООО «Крон»

3

3

3

4

5

18

Группа компаний «НормаН-Виват»

3

4

5

3

4

19

ООО «Пятерочка Финанс»

3

4

4

2

4

17

Группа предприятий «Добрыня»

3

2

3

5

3

16

ОАО «Седьмой континент»

3

2

2

5

4

16

ИП Муравина (Красивый слон)

3

2

3

1

1

10


Анализируя  расчеты таблицы 6 можно сказать, что основные дебиторы ООО «Торговый  Дом «Фуд Трэйд» относятся к группе среднего риска, то есть они набрали от 9 до 17 баллов и могут пользоваться небольшой скидкой. Но так как риск невозврата все равно существует, предусмотрим систему предоплаты от 10 до 30%.  ЗАО «Аптека 36,6», ООО «Крон», Группа компаний «НормаН-Виват» входят в группу В (пониженного риска). Таких клиентов можно освободить от предоплаты и сделать скидку на закупку товаров до 15%.

При таком делении  покупателей на группы ООО «Торговый  Дом «Фуд Трэйд» сможет значительно  снизить риск неплатежа и просроченной дебиторской задолженности. А так же это поможет систематизировать работу с клиентами и повысить эффективность контроля и анализа дебиторской задолженности.

В определенных ситуациях для управления дебиторской задолженностью рассматриваемому предприятию можно воспользоваться  услугами факторинговой компании. При факторинге предприятие уступает свои требования к покупателям, а банк обязуется кредитовать предприятие. Основным преимуществом этого инструмента является быстрое получение денежных средств (что очень важно для поддержания определенного уровня ликвидности предприятия) и перенесение части затрат  по управлению  долгом на контрагента. Однако этот инструмент управления дебиторской задолженностью имеет высокую стоимость и влечет за собой ухудшение финансовых отношений с дебитором.

С целью максимизации притока денежных средств, предприятию  следует использовать разнообразные  модели договоров с гибкими условиями  формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты  или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие  выводы:

Дебиторская задолженность - естественный, объективный процесс  хозяйственной деятельности предприятий.

Она возникает при  следующих обстоятельствах: коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа; несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа; недостачи, растраты, хищения; поставки недоброкачественной или некомплектной продукции.

Дебиторская задолженность  в основном это - неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями. Дебиторская задолженность также может быть следствием причинения вреда и иных оснований. Дебиторская задолженность предприятия в целом является одним из видов его оборотных активов.

Политика в области  управления дебиторской задолженностью может включать следующее:

1) сквозной анализ  дебиторской задолженности по  срокам возникновения и по  перечню дебиторов с выявлением  сомнительной и безнадежной задолженности;

2) деление покупателей  на три группы в зависимости  от возможности применения к  ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно  быть сделано с учетом объема  продаж по каждому из них, их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;

3) определение ценовой  политики в отношении каждой  из трех групп покупателей  с учетом возможности предоставления  скидок и их размера; выявление  на этой основе (с точки зрения  оплаты) невыгодной продукции;

4) определение условий  (сроков, размера и др.) коммерческого  кредита, предоставляемого при  отсрочке платежа различным покупателям;

5) выявление возможностей  использования векселей при отсрочке  платежа и их условий;

6) выявление возможностей возникновения сомнительной (просроченной и безнадежной) дебиторской задолженности и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторской задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам);

7) выяснение ситуаций, при которых возможны продажа  или залог дебиторской задолженности  и условий этого;

8) прогнозирование поступления  дебиторской задолженности и определение способов ее получения на основе коэффициента инкассации и других механизмов.

Основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

  • недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;
  • разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;
  • прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
  • постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности. Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.

Анализ состава и структуры дебиторской задолженности ООО «Торговый Дом «Фуд Трэйд» показал, что, на предприятии уменьшается долгосрочная дебиторская задолженность и увеличивается краткосрочная. В целом же дебиторская задолженность снижется. Положительным моментом является то, что на предприятии уменьшается доля сомнительной дебиторской задолженности с 1921 тыс. руб. до 692 тыс. руб. или на 1229 тыс. руб.

Анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности показал, что состояние расчетов с дебиторами в ООО «Торговый Дом «Фуд Трэйд» в 2012г. по сравнению с 2011г. несколько ухудшилось. Оборачиваемость дебиторской задолженности замедлилась на 9,1 оборотов, период погашения дебиторской задолженности увеличился на 3 дня. В этой ситуации предприятию следует усилить контроль за дебиторской задолженностью.

Информация о работе Политика управления дебиторской задолженностью компании