Понятие финансового права, содержание, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:28, лекция

Краткое описание

Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по финансовому праву.doc

— 623.00 Кб (Скачать файл)

 

Обеспечение исполнения налоговой обязанности

 

Гл.10 НК содержит принципиально  различные формы обеспечения  исполнения налоговой обязанности => важно произвести их классификацию.

Обеспечение исполнения налоговой обязанности:

1) частно-правовые способы обеспечения (залог и поручительство)

2) публично-правовые способы обеспечения (пени, арест имущества, приостановление операций по счетам).

 

Наиболее существенное различие способов обеспечения исполнения налоговой обязанности заключается в том, что частно-правовые способы применяются тогда, когда налогоплательщик ещё никак не нарушил порядок исполнения своей налоговой обязанности (налог продолжает уплачиваться в установленные законом сроки).

Частно-правовые способы  применяются как субсидиарные, дополнительные способы изменения срока уплаты налога, сбора, пени. Сам факт обычной  экономической деятельности не может  выступать основанием для их применения – только после подачи налогоплательщиком заявления компетентный орган, принимая решение об изменении срока уплаты налога, одновременно может поставить вопрос об обеспечении исполнения налоговой обязанности.

Субъекты, которые принимают  решение об изменении срока уплаты налога и решение об обеспечении исполнения налоговой обязанности, различны.

  • Решение об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите и инвестиционном налоговом

кредите принимает финансовый орган.

  • Решение о применении частно-правового способа обеспечения исполнения налоговой

обязанности (о заключении договора залога или договора поручительства) принимает соответствующий налоговый орган.

Т.о., финансовые и налоговые  органы должны взаимодействовать.

 

Гл.10 НК содержит две отдельные  статьи: залог и поручительство.

Данные институты в  налоговом праве не являются отличными от гражданско-правовых институтов. НК прямо указывает на применение норм гражданского законодательства.

Однако в налоговом  праве залог и поручительство приобретают определённые особенности.

  • Когда заключается договор залога при обеспечении исполнения налоговой

обязанности, то вторая сторона (залогодержатель) выступает не как  юридическое лицо частного права  и не как бюджетное учреждение, а действует от лица государства. Договор заключается с РФ, субъектом  РФ или муниципальным образованием (в зависимости от того, в какой бюджет поступает налог).

  • В отличие от гражданского права НК не допускает заключения договора перезалога

имущества, предоставленного в обеспечение налоговой обязанности (заложенное имущество не может одновременно выступать в качестве залога по иному обязательству).

  • НК не позволяет использовать гарантию как способ обеспечения (в то время как в

гражданском праве гарантия рассматривается как наиболее надёжный способ обеспечения обязательства, т.к. гарантия независима от основного обязательства (т.е. если основной договор будет признан недействительным, гарантия сохранит юридическую силу)).

 

Публично-правовые способы 

обеспечения исполнения налоговой обязанности

 

Публично-правовые способы  обеспечения исполнения налоговой обязанности выступают как реакция компетентных органов на объективно-неправомерные действия налогоплательщика или иного лица.

 

 

  • Неуплата налога в установленный срок

влечёт начисление пени, причём не предполагается устанавливать  степень вины налогоплательщика в неуплате.

  • Несвоевременная подача декларации

влечёт приостановление  операций по счетам, причём причины  непредоставления декларации не имеют  значения.  

 

 

Это форма оперативного реагирования на обнаруженное неисполнение налоговой обязанности

 

Пени

Начисление пени можно  рассматривать как универсальный  способ обеспечения исполнения налоговой  обязанности.

Этот способ может  применяться в отношении налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов и иного лица, на котором лежит  обязанность по исчислению и уплате суммы налога.

Размер пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка в день. Причём получается, что размер пени несколько больше размера ставки рефинансирования, т.к. в году 365 дней.

Есть существенные различия в порядке начисления пени в сфере налогового права и применения ставки рефинансирования в сфере гражданского права. В гражданском праве применяется ставка рефинансирования, которая была установлена Центральным Банком на момент обращения в суд или вынесения судебного решения. Целью пени в налоговом праве является наиболее точным образом компенсировать потери бюджета. Поэтому применяется не ставка рефинансирования, которая существовала на момент начисления или взыскания налога. Размер пени «привязан» к ставке рефинансирования. За каждый период взыскиваются пени, соответствующие ставке рефинансирования, действовавшей в этот период.

НК не устанавливает  предельных размеров начисления пени. Исключение из этого правила действовало  только в период с 1 января 1999 года по 9 июля 1999 года (в то время действовало положение о том, что размер пени не может быть более


Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика