Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:35, курсовая работа
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве развитых стран. Кроме того сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Актуальность данной темы заключается в том, что потребительское кредитование выступает в качестве одной из наиболее перспективных в сфере банковских услуг. Направление потребительского кредитования уже довольно давно является весьма популярным как среди самих коммерческих банков, так и средних клиентов-потребителей-граждан.
Введение
Глава I Сущность организации потребительского
1.1 Сущность кредита, его функции и принципы
1.2 Понятие коммерческого банка и его место в кредитной системе
1.3 Сущность потребительского кредитования, его принципы и классификация
Глава II Современное состояние потребительского кредитования в России
2.1 Общие сведения о потребительском кредитовании в России
2.2 Анализ потребительского кредитования в период 2009-2013 гг.
2.3 Анализ просрочек платежей в розничном кредитовании за 7 месяцев 2013 года
Глава III Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования
3.1 Проблемы в области потребительского кредитования
3.2 Совершенствование механизма потребительского кредитования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Существует такой вид потребительского кредитования как доверительный кредит или кредит для добросовестных заемщиков. Он предоставляется гражданам, ранее обращавшимся к тому или иному банку за получением потребительского кредита и добросовестно выполнившим свои обязательства по его погашению.
Выгода от участия в подобной программе очевидна для обеих сторон: банк минимизирует риск невозврата кредитуемых средств (поскольку предоставляет их заемщику с заведомо благонадежной репутацией), а заемщик получает кредитные средства на максимально выгодных условиях. Эта выгода обычно заключается для заемщика в следующем:
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КРЕДИТОВАНИИ
Направление развития современного потребительского кредитования – максимальное удовлетворение запросов населения России.
В гонке на увеличение спроса на потребительские кредиты, банки придумывают все новые и новые ходы: «10-10-10», «кредит без первоначального взноса», «бесплатный кредит», «беспроцентный кредит». Понятно, что подобные акции не могут формироваться в ущерб прибыли банку. Но клиент, обращаясь за кредитом в банк, чаще всего не задумывается об этом. Полагая, что банки, в самом деле, выдают беспроцентные кредиты, заемщик успокаивает себя тем, что, вроде бы приобретает товар в рассрочку.
Банки же используют довольно примитивные приемы, восполняя недостающую прибыль. Как иллюстрация – распространенный способ включения процентов в живую стоимость товара. Указание двойной цены – за наличный расчет и в кредит, при разнице в 5-8% банк в полной мере получает тот самый процент, без которого, якобы, выдается кредит. Подобными приемами, банки наращивают доход, а магазины – объем продаж.
Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.
На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территорию нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
По статистике, наиболее активно потребительскими кредитами пользуются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Это вполне естественно, так как они начинают зарабатывать, создают семьи и тут же приобретают все необходимое буквально «с нуля». Бытовая техника, мебель, стройматериалы для ремонта, – все это становится объектом приобретения в рассрочку.
Россияне в возрасте от 25 до 34 лет чаще, чем в среднем по выборке, покупают в кредит настольные компьютеры или ноутбуки. Также у средневозрастной прослойки населения в ходу телефоны и разнообразная оргтехника. А вот респонденты старшего поколения (от 45 до 59 лет) гораздо чаще, чем остальные, берут кредиты на покупку видеотехники. Однако абсолютным лидером потребительского кредитования в России, является покупка бытовой техники. В целом, по подсчетам социологов, почти половина респондентов (48 %), брали его для приобретения приборов домашнего обихода.
При этом 19% граждан покупали в кредит видеотехнику, 16% из общего числа заемщиков заявили, что пользовались кредитом для покупки мобильного телефона. Еще 13% респондентов сказали, что брали кредит на приобретение компьютера. Что же до остальных кредитных направлений, то среди них наиболее популярно приобретение мебели. Результаты исследования показали, что каждый десятый заемщик за последний год покупал в кредит мебель.
2.2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ПЕРИОД 2009 – 2013 гг.
Суммарный объем выданных кредитов за 2010 год всех участников рейтинга составил более 822.4 млрд руб., что почти в два раза больше, чем в 2009 году. ( Рост наблюдался у подавляющего большинства участников, причем у отдельных он составлял сотни процентов. Впрочем, в списке присутствует 15 кредитных организаций, чей объем выданных кредитов по итогам прошлого года оказался ниже, чем в 2009 году. Всего же в рейтинге приняло участие 108 банков [Приложение А].
Первую строчку рейтинга, как и год назад, с весьма внушительным отрывом от других участников занимает «ВТБ 24» (табл. 2). Согласно представленным данным в 2010 году банк выдал кредитов на сумму 124,5 млрд руб., что на 66,71 % больше, чем в 2009 году (74,7 млрд руб.). Стоит отметить, что ОАО «Сбербанк России», также приславший свою анкету для участия в банковских рейтингах по итогам 2010 года, данные по потребительским кредитам не предоставил, в результате, распределение мест среди остальных участников происходило без учета данных по крупнейшему российскому банку.
Таблица 2 – Рейтинг банков по объему выданных потребительских кредитов за 2009 - 2010 гг.
Банк |
Выдано потребительских кредитов в 2010 году (млн. руб.) |
Выдано потребительских кредитов в 2009 году (млн. руб.) |
Изменение (%) |
1. ВТБ 24 |
124 478,65 |
74 666,14 |
66,71 |
2. ХКФ-Банк |
87 690,00 |
59 755,00 |
46,75 |
3. Альфа-Банк |
80 908,58 |
44 584,44 |
81,47 |
4. ОТП Банк |
58 859,93 |
31 245,95 |
88,38 |
5. Восточный экспресс банк |
57 902,44 |
24 745,40 |
133,99 |
6. Росбанк |
41 097,24 |
12 914,19 |
218,23 |
7. Национальный Банк Траст |
39 516,30 |
5 643,26 |
600,24 |
8. Русфинанс Банк |
30 168,80 |
25 318,42 |
19,16 |
9. Русский Стандарт |
30 131,86 |
16 269,61 |
85,2 |
10. Ренессанс Кредит |
22 120,98 |
4 337.62 |
409,98 |
Второе место, не менее стабильно, занимает «ХКФ-Банк» с показателем 87,7 млрд руб., что на 46,74 % больше, чем было в 2009 году. Замыкает тройку лидеров «Альфа-Банк», объем выданных потребительских кредитов у которого вырос на более внушительную величину (81,47 %) и составил 80,9 млрд руб.
Впрочем, наибольший темп роста из банков, входящих в «золотую десятку», наблюдался у «Национального Банка Траст» - более 600 %. Объем выданных беззалоговых кредитов у этого участника за весь 2010 год составил 39,5 млрд руб., против 5,6 млрд руб. годом ранее.
По размеру портфеля беззалоговых кредитов на 1 января 2011 года первые две строчки занимают все те же: «ВТБ 24» и «ХКФ-Банк», а вот на третьем месте расположился «Росбанк» с показателем 41,4 млрд руб., при этом в таблице по объему выданных кредитов этот банк занимает шестую строчку.
Почти на 80 % в 2011 году вырос объем выдаваемых банками беззалоговых кредитов - таков итог обновленного рейтинга крупнейших потребительских банков России по итогам 2011 года. Всего в рейтинг было включено 110 кредитных организаций, пожелавших раскрыть свои показатели по кредитам без обеспечения. [Приложение Б].