Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа
Основная цель данной работы – на примере банка России рассмотреть организацию потребительского кредитования, выявить круг проблем, с которыми сталкивается банк показать возможные пути их решения.
В качестве объекта для исследования рассматривается коммерческий банк - ООО Уралкапиталбанк.
Поставленная цель обуславливает структуру работы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определена цель и структура работы.
Введение
1. Потребительский кредит в рыночных условиях
1.1. Сущность, роль и формы потребительского кредитования
1.2. Западный опыт использования потребительского кредита
1.3. Проблемы потребительского кредитования в РФ
2. Анализ кредитования населения на примере ООО «Уралкапиталбанк»
2.1. Анализ кредитных операций
2.2. Анализ условий кредитования
2.3. Риски сторон при выдаче потребительского кредита
2.4. Анализ финансовых результатов банка
3. Совершенствование выдачи потребительского кредита в коммерческом банке
3.1. Совершенствование законодательства о потребительском кредитовании
3.2. Перспективы развития потребительского кредитования
3.3. Примеры ЭММ при выдаче потребительского кредита
Заключение
Список использованной литературы
Финансовое состояние заемщика определяется рядом объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относят экономические показатели развития предприятия:
-объем реализации;
-размер прибылей и убытков;
-рентабельность;
-ликвидность;
-движение средств на счетах заемщика;
-структура и динамика кредиторской задолженности;
-себестоимость продукции.
Среди субъективных факторов,
влияющих на финансовое состояние заемщика
можно выделить: профессионализм
руководства, эффективность управления,
рыночная позиция заемщика, его зависимость
от цикличных и структурных
В настоящее время
С точки зрения банка
1) Кредитные истории
Банк также должен оперативно отсекать недобросовестных заемщиков, которые привлекали кредиты ранее и не смогли их должным образом вернуть.
Правоохранительными органами уже зафиксированы случаи мошенничества, связанного с получением розничного кредита. Мошенники используют подставных лиц или их паспорта для многократного получения кредита, который они изначально не собираются возвращать. Приобретенные товары продаются, а следующий кредит берется в другой организации. При этом в отсутствие системы кредитных бюро банки лишены возможности отследить таких заемщиков.
В долгосрочной перспективе отсутствие кредитных историй в долгосрочном плане также приводит к бесконтрольному кредитованию одного заемщика в нескольких банках, что может вызвать кризис «перекредитования». Остается надеяться, что закон о кредитных историях появится на свет в обозримом будущем.
2) Целевое использование кредита
Предположим, что банк выдает
заемщику кредит на получение образования
в надежде, что это поможет
ему повысить его доходы и своевременно
вернуть кредит с процентами. Однако
заемщик расходует полученный кредит
на приобретение бытовой техники. В
такой ситуации банк не имеет возможности
контролировать целевое использование
кредита и адекватно
3) Гражданский иск и уголовное преследование
Предъявление иска против
потребителя вряд ли имеет для
банка большие перспективы, если
учитывать потраченное время
юристов, судебные издержки, расходы
на исполнение судебного акта, которые
могут превышать размер самого кредита.
Эта проблема связана как с
общей неповоротливостью
Банки в ряде случаев решают
проблему недобросовестности своих
клиентов не путем возбуждения гражданского
иска, а используя ресурсы
4) Залог
Несмотря на то, что залог
является одной из наиболее популярных
форм обеспечения кредитных
Банк также столкнется
с рядом сложностей на стадии обращения
взыскания и реализации предмета
залога. Реализация заложенного имущества
должна осуществляться на публичных
торгах (ст. 349 и 350 ГК РФ). Реализация предмета
залога на комиссионных началах, к сожалению,
не предусмотрена действующим
С точки зрения заемщика
1) Переложение рисков
На данном этапе проблему собственных юридических рисков банки решили довольно просто: они переложили свои риски на потребителей за счет повышенных процентов за пользование кредитом. Чем выше риски — тем выше кредитные ставки. Однако в ближайшем будущем мы ожидаем ужесточения борьбы за потребителя, что будет требовать от банков понижения кредитных ставок.
2) Информирование заемщика
Нередко банки прибегают к сложной системе расчетов процентов, из которой заемщик не может вычислить реальную стоимость кредита. Впоследствии оказывается, что кредит оказался намного дороже, чем предполагал заемщик.
3) Некачественный товар
Товар, приобретенный в кредит, оказался некачественным. Возврат или обмен такого товара регулируется Законом «О защите прав потребителя». А что делать с кредитом? Кредитные договоры далеко не всегда содержат ответ на этот вопрос.
3) Договорные условия для заемщика
Договор потребительского кредита — это договор присоединения. Банк использует разработанные им формы, в которых заемщику отведена сравнительно невыгодная роль. Банку выгодно получать проценты и невыгодна излишняя свобода заемщика. Поэтому заемщик оказывается лишенным возможности досрочно погасить кредит или потребовать расторжения кредитного договора.
Банк стремится снизить кредитные риски проведением следующих мероприятий:
1. Контроль за практической реализацией кредитной политики и пересмотр ее основных положений с целью обеспечения соответствия текущей политики стратегическим планам Банка;
2. Многоступенчатая процедура принятия решения и выдаче кредитов;
3. Кредитный мониторинг
и контроль качества
4. Контроль за соблюдением установленных структурным подразделениям лимитов кредитных вложений и делегированных Правлением Банка полномочий, требований внутрибанковских стандартов, регламентирующих проведение кредитных операций, осуществляется службой внутреннего контроля, департаментами планирования и финансов, кредитных операций;
5. Контроль за кредитными рисками и уровнем резервов на возможные потери по ссудам;
6. Работа с проблемными кредитами.
Процентный риск объединяет три основных вида риска: риск общего изменения процентной ставки (т. е. риск роста или падения процентных ставок на все вложения в одной или нескольких валютах, вне зависимости от их срочности и кредитного рейтинга), риск изменения структуры кривой доходности (т. е. риск изменения ставок на более короткие вложения по сравнению с более длинными (или наоборот), не связанный с изменением общего уровня процентных ставок), риск структуры изменения кредитных спрэдов (т. е. риск изменения ставок на вложения с определенными кредитными рейтингами по сравнению со ставками на вложения с иными рейтингами, не связанный с изменением от уровня процентных ставок).
В целях минимизации рисков,
связанных с кредитной
- величина максимального
размера риска на одного
- максимальный размер
риска на одного заемщика-
- совокупная величина кредитов, выданных акционерам Банка не должна превышать 50% объема собственных средств;
- структура кредитного
портфеля по срокам размещения
должна быть достаточно
2.4 Анализ финансовых результатов банка
Одной из главных причин банкротства
российских банков является его неквалифицированное
управление, игнорирование степени
риска при проведении отдельных
банковских операций, особенно кредитных.
В итоге эти факторы
Анализ и оценка финансовых результатов деятельности банка направлены на выявление основных видов доходов и расходов, оказавших наибольшее влияние на формирование конечного результата деятельности — чистой прибыли.
Потребительское кредитование
является одной доходной части деятельности
банка. Однако отсутствует выделение
доходной и расходной части
Поскольку информация по банку является общей по всем допофисам, то отчетность по финансовым результатам будем применять общую.
Для этого необходимо провести структурно-динамический анализ доходов и расходов (см. табл. 3).
В структуре доходов преобладают процентные доходы, полученные от операций кредитования и операций с ценными бумагами.
Наибольший прирост доходов обеспечен за счет поступления комиссионных (непроцентных) доходов, что в условиях тенденции снижения ставки рефинансирования является достаточно значительным фактором. Общая сумма полученной комиссии по расчетным, кассовым, валютным кредитных и иным операциям составила 154,3 млн. руб., что в 1,7 раза больше показателя 2006 года.
Традиционно в силу специфики
портфеля активов банка, в котором
преобладают кредитные
Таблица 3
Анализ динамики факторов формирования чистой прибыли банка
Наименование статей |
Фактические данные |
Удельный вес в |
Отклонение 2007 года от | |||||||
абсолют |
Относит. | |||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2005 |
2006 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Проценты полученные и аналогичные доходы от : | ||||||||||
1. Размещения средств в кредитных организациях |
4597 |
6129 |
5314 |
2,36 |
1,28 |
0,8 |
717 |
-815 |
115,60 |
86,7 |
2. Ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям) |
229419 |
305892 |
402413 |
117,89 |
63,82 |
60,31 |
172994 |
96521 |
175,41 |
131,55 |
3. Оказания услуг по финансовой аренде (лизингу) |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
- |
4. Ценных бумаг с фиксированным доходом |
450 |
600 |
467 |
0,23 |
0,13 |
0,07 |
17 |
-133 |
103,78 |
77,83 |
5. Других источников |
3467 |
4622 |
6483 |
1,78 |
0,96 |
0,97 |
3017 |
1861 |
187,02 |
140,26 |
6. Всего процентов полученных и аналогичных доходов |
137932 |
317243 |
414677 |
70,88 |
66,19 |
62,15 |
176745 |
97434 |
174,28 |
130,71 |
Проценты уплаченные и аналогичные расходы по: | ||||||||||
7. Привлеченным средствам кредитных организаций |
47228 |
62971 |
8276 |
24,27 |
13,14 |
1,24 |
-38952 |
-54695 |
17,52 |
13,14 |
8. Привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) |
61523 |
82030 |
139922 |
31,61 |
17,11 |
20,97 |
78400 |
57892 |
227,43 |
170,57 |
9. Выпущенным долговым обязательствам |
5263 |
7017 |
19825 |
2,70 |
1,46 |
2,97 |
14562 |
12808 |
376,70 |
282,53 |
10. Арендной плате |
4243 |
5657 |
10308 |
2,18 |
1,18 |
1,54 |
6065 |
4651 |
242,96 |
182,22 |
10. Всего процентов уплаченных и аналогичных расходов |
73256 |
97675 |
178331 |
37,64 |
20,38 |
26,73 |
105075 |
80656 |
243,43 |
182,58 |
11. Чистые процентные и аналогичные доходы |
164676 |
219568 |
236346 |
84,62 |
45,81 |
35,42 |
71670 |
16778 |
143,52 |
107,64 |
12. Чистые доходы от операций с ценными бумагами |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
- |
13. Комиссионные доходы |
66545 |
88726 |
154287 |
34,20 |
18,51 |
23,12 |
87743 |
65561 |
231,86 |
173,89 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
14. Комиссионные расходы |
3128 |
4171 |
8464 |
1,61 |
0,87 |
1,27 |
5336 |
4293 |
270,57 |
202,92 |
15. Чистые доходы от разовых операций |
63416 |
84555 |
145823 |
32,59 |
17,64 |
21,85 |
82407 |
61268 |
229,95 |
172,46 |
Прочие чистые операционные доходы | ||||||||||
16. Положительное сальдо доходов от операций с инвалютой и др. ценностями, включая курсовые разницы |
47996 |
150017 |
258258 |
57,82 |
31,3 |
38,7 |
210262 |
108241 |
549,54 |
172,15 |
17. Доходы от операций по купле-продаже драгметаллов, ценных бумаг и др. |
2515 |
3353 |
9967 |
1,29 |
0,7 |
1,49 |
7452 |
6614 |
396,34 |
297,26 |
18. Доходы, полученные в форме дивидендов |
113 |
150 |
106 |
0,06 |
0,03 |
0,02 |
-7 |
-44 |
94,22 |
70,67 |
19. Другие текущие доходы |
6043 |
21680 |
16754 |
8,24 |
4,52 |
2,51 |
10711 |
-4926 |
277,25 |
77,28 |
20. Итого прочие операционные доходы – доля в текущих доходах |
56667 |
175200 |
285085 |
67,41 |
36,55 |
42,73 |
228418 |
109885 |
503,09 |
162,72 |
21. Текущие доходы (ст.12+ст.15+ст.20) |
194599 |
479323 |
667254 |
100,00 |
100 |
100 |
472655 |
187931 |
342,89 |
139,21 |
Прочие операционные расходы: | ||||||||||
22.Расходы на содержание аппарата |
106705 |
152435 |
217333 |
35,62 |
36,07 |
37,89 |
110629 |
64898 |
203,68 |
142,57 |
23.Эксплуатационные расходы |
40037 |
57196 |
68006 |
13,37 |
13,53 |
11,86 |
27969 |
10810 |
169,86 |
118,9 |
24. Расходы от операций
с иностранной валютой и |
127242 |
179214 |
240847 |
42,48 |
42,4 |
41,99 |
113605 |
61633 |
189,28 |
134,39 |
25.Расходы от операций
по купле-продаже драгоценных
металлов, ценных бумаг и другого
имущества, отрицательные |
1276 |
1823 |
4104 |
0,43 |
0,43 |
0,72 |
2828 |
2281 |
321,60 |
225,12 |
26.Другие текущие расходы |
24299 |
31972 |
43252 |
8,11 |
7,56 |
7,54 |
18953 |
11280 |
178,00 |
135,28 |
27. Всего прочих операционных расходов (ст. 22 + 23 + 24 + 25 + 26) |
299558 |
422640 |
573542 |
100,00 |
100 |
100 |
273984 |
150902 |
191,46 |
135,7 |