Применение методов финансового контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Контроллинг – это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определённых результатов. Контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет предприятие на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
1. Теоретический обзор подходов к предметной области……………………….….
2. Экономическая сущность инструментария поддержки
принятия решения………………………………………………………………..……
3. Направления применения инструментария поддержки принятия
решения в стратегическом контексте контроллинга………………………………..9
4. Технико-экономическая характеристика предметной
области на предприятии…………………………………………………………..…11
5. Организационное обеспечение…………………………………………………..1
6. Методическое обеспечение………………………………………………………14
7. Информационное обеспечение………………………………………………..…20
8. Пример применения инструментария поддержки принятия
решения в стратегическом контексте контроллинга………………………………22
9. Выводы…………………………………………………………………………….26
10. Список литературы………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.работа Контролинг.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2) Рентабельность организации

Финансовые результаты деятельности организации оценивают  в абсолютных и относительных  показателях.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) является основным абсолютным показателем  безубыточности функционирования организации.

 Результативность  деятельности организации за  ряд лет характеризует относительный  показатель рентабельности (прибыльности), который может быть исчислен  и проанализирован в динамике.[7]

 Исследование показателя  прибыли во взаимосвязи с показателями выручки от продаж, затрат, активов, собственного акционерного (уставного) капитала представляет возможность оценить эффективность деятельности организации, привлечения дополнительного капитала и заемных средств. Показатели рентабельности (прибыльности) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации.

      В экономическом анализе существует система показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы: показатели рентабельности деятельности организации и показатели рентабельности активов [1]. Рассмотрим показатели рентабельности деятельности предприятия (табл. 7).

 

Талица 7

 

Показатели рентабельности деятельности организации

 

Показатель,

коэффициент

Методика расчета

Исходные данные

Примечание

Рентабельность основной деятельности (Род)

Род = стр. 050 / стр. (020 + 030 + 040)

Исходные данные  для  расчета берутся из баланса (ф.1) и  отчета о прибылях и убытках (ф.2) предприятия (см.п.7)

Предоставляются контроллером

Рентабельность продаж (Рп)

Рп =  стр. 050 / стр. 010 (ф.№2)

Рентабельность внеоборотного  капитала (Рвк)

Рвк = стр. 190 (ф.№2) / стр. 190 (ф.№1)

Рентабельность  оборотного капитала (Рок)

Рок = стр. 190 (ф.№2) / стр. 290 (ф.№1)

Рентабельность  совокупных активов (Рса)

Рса = стр. 190 (ф.№2) / стр. 300 (ф.№1)

Рентабельность  собственного капитала (Рск)

Рск = стр. 190 (ф.№2) / стр. 490 (ф.№1)


 

 

     На основании значений показателей, рассчитанных в табл. 7 составляется анализ рентабельности и финансовых показателей, который в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы (см.табл.8).                                             

 

 

 

 

                           

   

 Таблица 8

Анализ показателей  рентабельности организации

 

Наименование показателя

Предыдущий год

Отчетный год

Абсолютное изменение

(+,-)(гр. 3 - гр. 2)

1

2

3

4

Рентабельность основной деятельности

     

Рентабельность продаж

     

Рентабельность внеоборотного капитала

     

Рентабельность оборотного капитала

     

Рентабельность совокупных активов

     

Рентабельность собственного капитала

     

 

3) Ликвидность организации.

Выделяют следующие  показатели ликвидности: абсолютная ликвидность; промежуточная ликвидность; общая ликвидность.

Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Под наиболее ликвидными активами понимают денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения - ценные бумаги. Краткосрочные обязательства предприятия, представленные суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, включают кредиторскую задолженность, краткосрочные кредиты и заемные средства. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть своих обязательств предприятие может погасить немедленно денежными средствами и высоколиквидными ценными бумагами. Его нормативным значением считается уровень не ниже 0,15-0,30, т.е. предприятие способно немедленно на 15-30% погасить свои обязательства.[7]

Коэффициент промежуточной  ликвидности показывает, какую часть своих обязательств предприятие сможет погасить при условии поступления также средств от дебиторов, поэтому для расчета этого коэффициента к денежным средствам и краткосрочным финансовым вложениям добавляется дебиторская задолженность. При вычислении данного коэффициента необходимо проверить дебиторскую задолженность на предмет ее реальности. На финансовое состояние хозяйствующего субъекта влияет не само наличие дебиторской задолженности, а ее размер, движение и форма, т.е. чем вызвана эта задолженность. Нормальная дебиторская задолженность не должна особо беспокоить экономиста - тревогу должна вызывать дебиторская задолженность с истекшим сроком давности. Коэффициент промежуточной ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Нижнее нормативное значение этого коэффициента должно быть не менее 0,7-0,8.

 Коэффициент общей  ликвидности (общий коэффициент  покрытия или текущей ликвидности) показывает, сможет ли предприятие рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам всеми оборотными активами, включая производственные запасы и незавершенное производство. Нижнее нормативное значение этого коэффициента находится на уровне 1,5-2,0.

При этом следует учитывать, что ликвидность не равнозначна платежеспособности. При высоком уровне текущей ликвидности у организации может быть очень мало высоколиквидных активов, то есть денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Следовательно, фирма может оказаться не в состоянии своевременно погасить наиболее срочные обязательства. Для оценки этого фактора служит еще один коэффициент ликвидности, который учитывает только высоколиквидные активы (коэффициент абсолютной ликвидности). Нужно давать оценку значения этого коэффициента в конкретных условиях данного предприятия, так как, в принципе, чем больше этот коэффициент, тем лучше. Однако на практике могут иметь место и чрезмерно большие материальные производственные запасы, которые стали излишними по сравнению с потребностями предприятия и которые будет трудно реализовать для покрытия обязательств предприятия [2]. В дальнейшем рассмотрим данные показатели на (табл. 9).

Таблица 9

 

Показатели ликвидности организации

 

Показатель,

коэффициент

Методика расчета

Исходные данные

Примечание

Коэффициент абсолютной ликвидности

(КФВ + ДС) : КО,

где КФВ - краткосрочные  финансовые вложения (строка 250 раздела II баланса); ДС - денежные средства (строка 260 раздела II баланса); КО - величина краткосрочных обязательств (строка 690 раздела V баланса).

Исходные данные  для  расчета берутся из баланса (ф.1) и  отчета о прибылях и убытках (ф.2) предприятия (см.п.7)

Предоставляются контроллером

Коэффициент промежуточной ликвидности

(КФВ + ДС + ДЗ) : КО,

где КФВ - краткосрочные  финансовые вложения (строка 250 раздела II баланса); ДС - денежные средства (строка 260 раздела II баланса); ДЗ – дебиторская задолженность (строка 240 раздела II баланса); КО - величина краткосрочных обязательств (строка 690 раздела V баланса).

Коэффициент общей ликвидности

ОА: КО,

где ОА - сумма оборотных  активов предприятия (строка 290 раздела II баланса); КО - величина краткосрочных обязательств (строка 690 раздела V баланса).


 

 

Выводы: Различные показатели ликвидности дают не только разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности, поскольку он связан непосредственно со свободными денежными средствами. Банк, кредитующий данное предприятие, больше уделяет внимания коэффициенту промежуточной ликвидности, поскольку он связан с дебиторской задолженностью, которая может быть учтена через этот же банк. Покупатели и держатели акций предприятия в большей мере оценивают финансовое положение предприятия по коэффициенту общей ликвидности, поскольку он представляет более общую характеристику деятельности предприятия [1].

 

7. Информационное  обеспечение

 

В стратегическом анализе используется как внешняя, так и внутренняя информация. К внутренней информации можно отнести сведения об объемах продаж товара, информацию о прибыли предприятия и т.п. К внешним источникам можно отнести опросы, проводимые менеджером и контроллером.

На основе полученных расчетов, приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, контроллер разрабатывает и предоставляет руководству предприятия отчет по информационно-аналитической поддержке подразделений для более эффективного использования стратегического потенциала. Отчет включает в себя таблицы, на основе которых делаются основные выводы, заключение контроллера и основные рекомендации по более эффективному использованию стратегического потенциала предприятия.

Деловые и финансовые показатели делятся на несколько  групп: показатели ликвидности, финансового состояния, оборачиваемости, рентабельности. В свою очередь, их можно подразделить по признаку отслеживания и изменяемости как по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия, так и по времени. В таблице представлены показатели, требующие особого внимания на различных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. (см. табл. 10,11,12).

Рассмотрим финансовую устойчивость ООО «РжевСтрой», т.е. его независимость от кредиторов с помощью объективных статистических коэффициентов (табл. 10).

Таблица 10

Показатели финансовой устойчивости организации

 

Показатель,

коэффициент

Исходные (расчетные) данные

Примечание

2009 год

2010 год

Коэффициент автономии Кавт.

0,523

0,561

Данные предоставлены  контроллером уже после произведенных расчетов

Коэффициент обеспеченности оборотных  средств Ко.о.ср.

0,371

0,48

Коэффициент маневренности Кман.

0,538

0,083

Коэффициент мобильности Кмоб.

0,371

0,454

Коэффициент мобильности Кимм.

0,242

0,514

Соотношение собственных и заемных  средств

1,097

1,278


 

 

 

2) Рентабельность организации

    Рассмотрим показатели рентабельности деятельности ООО «РжевСтрой» (табл. 11).

Таблица 11

Показатели рентабельности деятельности организации

 

Показатель,

коэффициент

Методика расчета

Исходные данные

Примечание

Рентабельность основной деятельности (Род)

Род = стр. 050 / стр. (020 + 030 + 040)

5698

стр.050

12706

стр.(020+030+040)

Рентабельность продаж (Рп)

Рп =  стр. 050 / стр. 010 (ф.№2)

5698

стр. 050

18404

стр. 010 (ф.№2)

Рентабельность внеоборотного капитала (Рвк)

Рвк = стр. 190 (ф.№2) / стр. 190 (ф.№1)

3019

стр. 190 (ф.№2)

10644

стр. 190 (ф.№1)

Рентабельность  оборотного капитала (Рок)

Рок = стр. 190 (ф.№2) / стр. 290 (ф.№1)

3019

стр. 190 (ф.№2)

7094

стр. 290 (ф.№1)

Рентабельность  совокупных активов (Рса)

Рса = стр. 190 (ф.№2) / стр. 300 (ф.№1)

3019

стр. 190 (ф.№2)

10054

стр. 300 (ф.№1)

Рентабельность  собственного капитала (Рск)

Рск = стр. 190 (ф.№2) / стр. 490 (ф.№1)

3019

стр. 190 (ф.№2)

11611

стр. 490 (ф.№1)


 

    На основании значений показателей, рассчитанных в табл. 11 составляется анализ рентабельности и финансовых показателей, который в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы (см.табл.12).                                           

                             Таблица 12

Анализ показателей  рентабельности организации

 

Наименование показателя

Предыдущий год

Отчетный год

Абсолютное изменение

(+,-)(гр. 3 - гр. 2)

1

2

3

4

Рентабельность основной деятельности

0,27

0,45

 

Рентабельность продаж

0,21

0,31

 

Рентабельность внеоборотного капитала

1,59

0,28

 

Рентабельность оборотного капитала

0,51

0,42

 

Рентабельность совокупных активов

0,38

0,30

 

Рентабельность собственного капитала

0,74

0,26

 

Информация о работе Применение методов финансового контроллинга