Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Необходимым условием динамичного роста экономики страны является переход на инновационный путь, оказывающий влияние на взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и институциональной сфер. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что рост благосостояния и улучшение условий жизни населения Республики Беларусь напрямую зависят от уровня экономического развития страны, выбранных направлений развития и их реализации. Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и отражение приоритетов развития экономики нашего государства. В качестве объекта исследования в данной работе рассматриваются финансовые отношения государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………. 7
1.1 Отраслевая структура национальной экономики………….…........7
1.2 Характеристика основных отраслей экономики…………………....11
1.3 Теоретические аспекты инновационной деятельности……………15
1.4 Источники финансирования инновационной деятельности………19
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………22
2.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………22
2.2 Анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………………………………………...27
2.3 Прогноз динамики основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг ……..……35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ И ИХ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Теоретические аспекты инновационной деятельности

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В словаре «Научно-технический прогресс» инновация трактуется как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологии, внедрения новых организационных форм и т.д. Инновация – использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленной на совершенствование процесса деятельности или его результатов [2, с.45].

Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация».

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности [2, с.32].

Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков; документами на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий и производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау и т.д.

Главное – внедрить новшество, превратить его в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат.

Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации [2, с.33].

Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (оказываемую услугу), т.е. превращения в форму инновации. Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.). Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению и инновацию) и распределению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью [2,с.36].

К числу важнейших требований инновационной деятельности следует отнести социальную подготовку. Решением технических задач процесс создания новой продукции не заканчивается. Сложная и ответственная часть подготовки производства начинается с момента привлечения всего коллектива предприятия к производству изделия. Главной задачей социально-психологической подготовки является создание условий для заинтересованности всего коллектива работников в скорейшем ее внедрении. В общем случае социально-психологическая подготовка это комплекс мероприятий направленных на организацию пропаганды экономических, психологических и социальных последствий от внедрения новой продукции для коллектива предприятия-изготовителя, а также для ее потребителей.

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

• уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

• состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

• наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

• уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

• наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

• степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

• системой подготовки кадров-инноваторов;

• финансовым обеспечением (объемами, источниками).

Инновационная инфраструктура — совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности [3, с.17]. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. Непосредственно к субъектам инновационной инфраструктуры, которые призваны координировать работу участников инновационной деятельности, относятся:

  • научно-технические (технологические) парки,
  • инновационные центры,
  • центры трансфера технологий,
  • бизнес — инкубаторы [3, с.20].

Технопарк — это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства. Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис (научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих организаций и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Технополис — это структура, подобная технопарку, но включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет — генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций.

Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малого бизнеса, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малому бизнесу материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества научно-технического характера.

Центр трансфера технологий — это коммерческая организация, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу применения.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационностъ означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства и эксплуатации в сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации [1, с.55].

Так как инновационное развитие экономики требует достаточно большого объема финансовых затрат, то далее будут рассмотрены возможные источники его финансирования.

 

1.4 Источники финансирования инновационной деятельности

Применение различных методов финансирования процесса создания нововведений всегда актуально. В рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Максимальная эффективность создания, освоения и распространения инноваций таким образом зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому фирмам нередко приходиться комбинировать различные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП.

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

Обычно выделяют три основные группы внутренних текущих затрат на инновационную деятельность: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Данные виды работ выполняются на определенных стадиях инновационного цикла.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складываться из средств, направляемых на:

    • финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;
    • финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;
    • проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;
    • компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;
    • финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;
    • погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов. 

Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

Наиболее распространенные источники прямого финансирования инновационных проектов представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2–Источники прямого финансирования инновационных проектов [4]

 

В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят:

- покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования;

- приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии);

- размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов;

- привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау"[4].

В целях реализации государственной научно-технической политики государственными органами Республики Беларусь ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным направлением государственной бюджетно-налоговой политики. Так же согласно ст.6 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.1996г. финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства ежегодно осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также других источников. Объем обязательных ежегодных финансовых ассигнований выделяется в расходной части республиканского бюджета отдельной строкой по представлению Президента Республики Беларусь. Объемы финансирования из местных бюджетов определяются соответствующими Советами депутатов или по их поручению соответствующими исполнительными комитетами.

Формы государственного участия в финансировании инновационной деятельности из средств республиканского и местных бюджетов осуществляется через президентские, научно-технические программы (государственные, отраслевые, территориальные и межгосударственные), программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие государства в создании элементов инновационной инфраструктуры, подготовку кадров для инновационной деятельности.

Также в стране образован Белорусский Инновационный Фонд в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 12.11.98г. № 1739 для усиления поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь и в целях совершенствования инновационной деятельности, создания дополнительных условий для развития высокотехнологичных производств и повышения инновационной активности организаций. Средства фонда выделяются субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе и на договорных условиях.

Информация о работе Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение