Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Необходимым условием динамичного роста экономики страны является переход на инновационный путь, оказывающий влияние на взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и институциональной сфер. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что рост благосостояния и улучшение условий жизни населения Республики Беларусь напрямую зависят от уровня экономического развития страны, выбранных направлений развития и их реализации. Целью курсовой работы является детальное рассмотрение и отражение приоритетов развития экономики нашего государства. В качестве объекта исследования в данной работе рассматриваются финансовые отношения государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………. 7
1.1 Отраслевая структура национальной экономики………….…........7
1.2 Характеристика основных отраслей экономики…………………....11
1.3 Теоретические аспекты инновационной деятельности……………15
1.4 Источники финансирования инновационной деятельности………19
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………22
2.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………22
2.2 Анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2006-2010 гг…………………………………………………………………………...27
2.3 Прогноз динамики основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг ……..……35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ И ИХ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

За период 2006-2010гг. в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д.

Несмотря на все предпринимаемые государством меры инновационная деятельность за прошедшую пятилетку характеризуется низкой наукоемкостью ВВП (0,63%-0,85%), незначительной долей новой продукции в общем объеме производства (15,4%), снижением удельного веса инновационной продукции в общем объеме производства и объеме продукции, отгруженной на экспорт, уменьшением инновационно активных организаций (за три года на 24%). Основным источником финансирования инновационных проектов остается государственный бюджет.

В третьей части изложены проблемы и перспективы развития инновационной системы Республике Беларусь.

Получение новых знаний и технологий и их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80-95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь развития возможен благодаря созданию национальных инновационных систем.

Были выделены следующие основные проблемы существующей инновационной среды республики, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:

  • отсутствие системной, четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности, а также для мер ее государственной поддержки;
  • отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;
  • неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов, а именно фондов рискового финансирования (венчурных фондов);
  • слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
  • неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений (посредством рынка научно-технической продукции);
  • низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются низкий инновационный потенциал, недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы,;
  • низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в т.ч., без образования юридического лица);
  • низкая инновационная культура населения и предпринимателей.

В качестве барьеров на пути инноваций выступают также недостаточный уровень наукоемкости ВВП, высокая налоговая нагрузка на субъекты инновационной деятельности и другие.

Работа в интенсивном инновационном режиме в рамках НИС, на уровне мировых образцов требует и качественно, и количественно улучшить основные факторы обеспечения научно-инновационных процессов: объемов и форм финансирования, организации науки, ее кадрового состава, материально-технической базы, информационной и патентно-технической систем, а также координации ИР, их ориентации на рынок инноваций.

Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго- и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

Сегодня инновационный путь развития отечественного производства — это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники.

Высокие технологии становятся главным фактором повышения жизненного уровня людей в любой стране. В этой связи развитие высоких технологий и их практическое воплощение является одним из главных факторов, определяющих место Беларуси в системе современной глобальной конкуренции.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н.Шимова. –3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
  2. Дубровский Н.А. Организация производства: учеб.-метод. комплекс для студ. экон. спец. – Новополоцк: УО «ПГУ», 2006.  – 368 с.
  3. Тур А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: учеб. пособие для студентов и учащихся. – Минск: Мисанта,  2007. –  73 с.
  4. Технологический парк Могилев [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.technopark.by/business/228.html
  5. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг.//Советская Беларусь – 2010 . – №216 – С.17-24
  6. Статистический ежегодник 2010, Республика Беларусь. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2010 – 566 с.
  7. Наука,  инновации  и  технологии  в  Республике  Беларусь  2009:  Стат.  сб. —  Минск:  ГУ  «БелИСА», 2010. — 196 с.: ил., табл.
  8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2006-2010 гг – Минск, 2006
  9. Полоник С.С., Стратегия развития Республики Беларусь до 2025 года / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ – №12 – 2008.– С. 69–77
  10. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII. //Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь – 1996 г., –№ 34, – ст.607.
  11. О совершенствовании деятельности белорусского инновационного фонда. Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2008 № 174 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, – 26 марта 2008 г.– № 1/9570.
  12. О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях. Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 //Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, – 1996 г., –№ 20, – ст.484.
  13. Байнев В. Ф., Саевич В. В. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт: Монография; Под общ. ред. проф. В. Ф. Байнева. – Мн.: Право и экономика, 2007. – 180 с.
  14. Попов, В.Л. Управление инновационными проектами / В. Л. Попов. - М. : ИНФРА, 2009. – 205 с.
  15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2008-2011. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 02.03.2011.
  16. Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы [Электронный ресурс]. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/print/?brief=cef385d6e30420d0. – Дата доступа: 03.03.2011.
  17. Резиденты Парка высоких технологий [Электронный ресурс]. Минск, 2011.– Режим доступа - http://www.park.by/residents/. – Дата доступа: 05.03.2011.

Информация о работе Приоритеты развития экономики Беларусии и их финансовое обеспечение