Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13

Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45

Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53

Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Иванчиковой Ольги.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

Масштаб использования  специального права на участие в  управлении ОАО «золотая акция» достиг максимума на начало 2003 г., когда  помимо 958 АО, где оно применялось  параллельно с наличием федерального пакета акций, имелось 118 таких АО, где государство при этом не было акционером (для сравнения: в 1999 г. насчитывалось 580 АО, где использовался данный инструмент, на начало 2002 года – 750). В 2003–2004 гг. по мере расширения процесса продажи федеральных пакетов акций уменьшалось общее количество таких АО (591 ед. на начало 2004 года), но при этом росло количество тех из них, где имущественное присутствие государства сводилось только к использованию специального права: 284 ед. на 1 марта 2005 года (максимальная величина для всего периода 1999–2006 гг.), что в 2,4 раза больше, чем на начало 2003 года. Возрос и удельный вес АО с использованием исключительно специального права в общей массе АО с «золотой акцией»: на начало 2003 года они составляли около 11%, на начало 2004 года – уже более 42%. Однако в дальнейшем стало наблюдаться сокращение абсолютного количества АО с использованием только специального права: 243 ед. на 1 июня 2006 года против 259 ед. годом ранее (уменьшение более чем на 6%).

Весьма интересной представляется динамика соотношения между двумя субсекторами государственного сектора на федеральном уровне (табл. 2.5).

 

 

 

 

 

Таблица 2.5

Динамика сокращения количества ФГУПов и акционерных  обществ,

акции которых  находятся в федеральной собственности

в 2003–2006 гг., %

Период

Федеральные государственные унитарные  предприятия

Акционерные общества, акции которых  находятся в федеральной собственности

Между 1 июня 2003 г. и 1 июня 2004 г.

6,5

7,1

Между 1 июня 2004 г. и 1 июня 2005 г.

10,1

3,1

Между 1 июня 2005 г. и 1 июня 2006 г.

13,4

1,6

Между 1 июня 2003 г. и 1 июня 2006 г.

27,2

11,4


 

Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru;

Как следует из таблицы 2.5, сокращение субсекторов в 2003–2006 гг. проходило явно неравномерно. Субсектор  ФГУПов, будучи более обширным, уменьшился за три года более чем на 27%, тогда как субсектор АО с федеральными пакетами акций – менее чем на 11,5%, что почти в 2,5 раза меньше, чем сокращение количества ФГУПов. При этом, если в период между 1 июня 2003 года и 1 июня 2004 года оба субсектора сократились примерно в равной степени, то в два последующие годы отставание в сокращении количества АО с федеральными пакетами акций стало нарастать, достигнув в период между 1 июня 2005 года и 1 июня 2006 года более чем 10-кратного разрыва.

Приведенные данные убедительно  свидетельствуют о том, что процесс  сокращения численности ФГУПов за последние  годы набрал обороты, в том числе  за счет увеличения масштабов их акционирования. Разумеется, необходимо иметь в виду, что количество унитарных предприятий уменьшалось не только за счет их акционирования, но также ликвидации и укрупнения. Однако темпы продажи федеральных пакетов акций явно отстают от темпов акционирования унитарных предприятий, следствием чего стало изменение пропорций между двумя субсекторами государственного сектора (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Численность акционерных  обществ, акции которых находятся  в федеральной собственности, к  численности ФГУПов в 2003–2006 гг., %

 

 

на 1 июня 2003 г.

на 1 июня 2004 г.

на 1 июня 2005 г.

на 1 июня 2006 г.

Всего

42,6

42,3

45,6

51,9

Непроизводственная сфера

44

43,8

18,9

19,6

Промышленность

60,7

60,7

111,1

109,1

машиностроение

24,8

25,9

25,5

100,5

легкая промышленность

8,3

7,7

4,6

14,4

пищевая промышленность

71,7

65,6

98,2

256,4

промышленность строительных материалов

25,9

25

27,9

96,4

металлургия

69,4

86,5

82,4

336,7

химия

41,3

41,9

117,9

288,2


 

Продолжение табл. 2.6

другие отрасли промышленности

111,8

111,7

232,6

114,3

Сельское хозяйство

3,5

3,5

20,6

39,8

Лесное хозяйство

25

23,1

67,2

186,8

Транспорт и связь

45

44

63,3

64,7

Строительство

47,5

46,7

31,8

50,5


 

Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru

 

Об этом же говорит  и упоминавшееся выше (табл. 2.3) резкое увеличение количества и доли АО, где 100% акций находятся в федеральной собственности (прошедшие корпоратизацию унитарные предприятия).

Как показывает таблица 2.6, по состоянию на 1 июня 2006 год количество АО с федеральными пакетами акций  составило почти 52% от количества ФГУПов против 42,6% на 1 июня 2003 года. Данная тенденция явно просматривается и в отраслевом разрезе. Практически во всех отраслях экономики AО с федеральными пакетами акций стали составлять больший процент от численности ФГУПов, причем в промышленности в целом (с середины 2005 года) и лесном хозяйстве (с середины 2006 года) количество АО превысило количество ФГУПов. Внутри индустрии в металлургии, химии, пищевой промышленности количество АО на 1 июня 2006 год было в 2,5–3,4 раза большим, нежели количество ФГУПов, а в машиностроении – эти величины были практически равными. Единственным исключением из указанной тенденции был блок отраслей непроизводственной сферы, который ввиду выделения в 2006 году «прочих отраслей» претерпел изменения по причине переклассификации на предмет отнесения предприятий к той или иной отрасли и соответствующего перераспределения между ними.

Создаваемые в ходе корпоратизации унитарных предприятий акционерные  компании становятся естественным объектом корпоративного управления со стороны  государства как акционера в  соответствии с действующими правовыми нормами и процедурами. Длительность и степень участия органов власти в этом процессе определяются сроками продажи принадлежащего государству пакета акций и его размером. Напомним, что в акционерных обществах, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности (такими АО, как правило, и являются бывшие ФГУПы), полномочия общего собрания акционеров в общем случае осуществляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ). Решение общего собрания акционеров оформляется распоряжением ФАУФИ. При этом не применяются нормы, касающиеся порядка и сроков подготовки, созыва и проведения общих собраний акционеров.

В большой степени  профиль государственного сектора  в ближайшие годы будет определяться степенью реализации приватизационной программы.

Как известно, Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года (утвержден  распоряжением Правительства Российской Федерации № 1165-р от 15 августа 2003 года) предусматривал следующий алгоритм действий: 2003 год – приватизация принадлежащих государству пакетов акций до 2 % уставного капитала, 2004 год  – выход государства из всех акционерных обществ, где доля государства менее 25 %, 2005 год – выход государства из всех акционерных обществ, где доля государства составляет от 25 до 50%, 2006 год – прекращение участия государства в компаниях, где государство владеет более 50% акций, и которые не относятся к числу стратегических, 2008 год – завершение приватизации федерального имущества, которое не используется для выполнения государственных функций Российской Федерации. По данному сценарию к концу 2008 года в собственности государства должно остаться не более 2000 ФГУП и 500 различных пакетов акций.

Определенная корректировка  была внесена уже в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2005 год и на период до 2007 года3: продление перспективы приватизации федерального имущества на 2007 г.; завершение приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций ОАО, составляющих менее 25% уставного капитала, в 2005 году; изменение структуры приватизируемого федерального имущества в отраслевом разрезе; введение понятия «перспективный финансовый план» в планирование приватизации федерального имущества.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества  на 2006 год и основные направления  приватизации федерального имущества  на 2006–2008 годы (утвержден распоряжением  Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 года № 1306-р) еще более осторожен по количественным индикаторам.

Согласно данному документу, основными задачами государственной  политики в сфере приватизации федерального имущества в 2006–2008 гг. являются: приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Российской Федерации, обеспечение поэтапного сокращения числа федеральных государственных унитарных предприятий, повышение темпов приватизации федерального имущества, формирование доходов федерального бюджета.

В 2006 г. должны были быть предложены к приватизации пакеты акций, размер которых не превышает 50 % уставного  капитала соответствующих АО, за исключением  пакетов акций АО, включенных в  перечень стратегических или участвующих в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться, исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2006 г. и на период до 2008 года в соответствии с перспективным финансовым планом.

На практике основные тенденции динамики приватизационного  процесса в 2006 г. оставались прежними:

  • исключительно медленная продажа миноритарных  (неконтрольных) пакетов акций, остающихся в собственности государства;
  • возрастание доли АО со 100%ным участием государства, связанное с ускорением темпов корпоратизации ФГУП;
  • стабильное сокращение в 2003–2006 гг. доли приватизационных доходов в общей структуре доходов от управления государственным имуществом;
  • отсутствие крупных приватизационных сделок (хотя в плане приватизации на 2006 год предусматривались продажи акций как минимум двух крупных компаний – 34% «Камаз» и 100 % «СГ!Транс» ориентировочной стоимостью 23 млрд.  рублей);
  • в общей структуре доходов от управления государственным имуществом стабильный рост и преобладание доходов от использования государственной собственности (т.е. возобновляемых источников);
  • традиционно низкие темпы приватизации земельных участков приватизированных предприятий.

В таблице 2.7 приведены  основные объекты федеральной собственности и приватизационная программа 2000-х годов.

Таблица 2.7

Основные объекты  федеральной собственности и  приватизационная программа 2000-х годов

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Общее число ФГУП

13786

11200

9394 

9846

9275 

8820

8293

7178

Приватизировано ФГУП за год:

               

прогноз

-

-

-

162

970

1374

1245

1398

факт

-

2

5

102

571

517

741

н.д.

Акционернеы общества, пакеты акций  которых находятся в собственности  РФ

3611

3524

4407

4222

4035

3905

3524

3724

В том числе по доле в установм капитале

               

100%

382

61

90

99

124

273

413

1136

50-100%

470

506

646

589

552

499

474

397

25-50%

1601

1211

1401

1382

1308

1183

1093

885

менее 25%

863

1746

2270

2152

2051

1950

1544

1063

"золотая акция"

580

-

750

958

640

284

259

243

Продано федеральных пакетов акций  за год

               

прогноз

-

-

-

1126

1965

1702

566

1350

факт

-

87

125

112

630

655

634

н.д.

Информация о работе Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях