Проблемы и перспективы развития института финансового контроля представительных органов власти в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Эта форма определяет назначение и содержание финансового контроля. Из вышесказанного следует, что содержание финансового контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.
Финансовый контроль можно рассматривать в следующих аспектах –
организационный контроль представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов.
методический контроль – это методы осуществления контрольных действий.

Содержание

Введение
Библиография
Историческая справка
1. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации
1.1 Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации
1.2 Задачи Счетной палаты Российской Федерации
1.3 Состав и структура Счетной палаты Российской Федерации
2. Проблемы и перспективы развития института финансового контроля представительных органов власти в Российской Федерации
2.1 Проблемы современной системы финансового контроля
2.2 Развитие финансового контроля
3. Судебная практика
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 50.94 Кб (Скачать файл)

1. Правовое положение  Счетной палаты Российской Федерации

1.1 Правовой статус  Счетной палаты Российской Федерации

 

Правовой статус счетной палаты Российской Федерации определен  Конституцией Российской Федерации[1], Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими законами Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 101 Конституции  Российской Федерации для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации, и Государственная  Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой  определяются федеральным законом[2].

Федеральный закон Российской Федерации «О Счетной палате Российской Федерации» состоит из четырех глав, имеющих следующее содержание: общие  положения, состав и структура Счетной  палаты, порядок деятельности счетной  палаты, заключительные положения. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации  «О Счетной палате Российской Федерации» счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным  Собранием Российской Федерации  и подотчетным ему. Счетная палата является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  со своим наименованием. Содержание данного Федерального закона излагается в работе далее.

Правовой статус счетной палаты Российской Федерации определяется и другими законами. Например, согласно ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с  изменениями и дополнениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.) Счетная  палата Российской Федерации, наряду с  уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляет контроль за порядком и своевременностью перечисления полученных от продажи  федерального имущества денежных средств  в федеральный бюджет. На основании  ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [3](с изменениями и дополнениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.) контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы. В Главе 3 (п. 3) Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 марта 2005 г. N 67-СФ "О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации"[4]отмечено, что Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы регионов наделены широкими полномочиями по экспертизе и внешнему бюджетному контролю проектов бюджетных законов. Следует отметить, что полномочия этих органов предусматривают все необходимые виды контроля: предварительный (при подготовке проекта бюджета), текущий (во время исполнения бюджета) и последующий (по завершении финансового года).

счетный палата финансовый контроль

1.2 Задачи Счетной  палаты Российской Федерации

 

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам, структуре  и целевому назначению;

определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые  за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также  на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и  иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;[5]

регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета  на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

В качестве примеров финансовой экспертизы законопроектов и иных нормативный  актов Счетной палатой Российской Федерации можно привести Письмо Счетной палаты Российской Федерации  от 16 сентября 2005 г. N 01-1211/14-1 о заключениях  на проекты федеральных законов "О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2006 год", "О бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2006 год", "О страховых тарифах  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  на 2006 год"; Письмо Счетной палаты Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 01-1781/15-10 о Заключении Счетной  палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации  об исполнении федерального бюджета  за 2003 год, представленному в форме  проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год"; Письмо Счетной Палаты Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 01-1218/14-1 о Заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете Пенсионного Российской Федерации на 2005 год"; Письмо Счетной  Палаты Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 01-1218/14-1 о Заключении Счетной  палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О страховых  тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год"; Письмо Счетной  Палаты Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. N 14-154/14-1 о Заключении Счетной  палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2005 год"; Письмо Счетной палаты Российской Федерации  от 30 декабря 2003 г. N 01-1662/15-10 о Заключении Счетной палаты Российской Федерации  по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2002 г., представленному  в форме проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2002 год".

1.3 Состав и структура  Счетной палаты Российской Федерации

 

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя  председателя Счетной палаты, аудиторов  Счетной палаты, аппарата Счетной  палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению  Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной  палаты назначается на должность  Государственной Думой по представлению  Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о  назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность  Председателя Счетной палаты могут  вноситься Президенту Российской Федерации  депутатскими объединениями в Государственной  Думе и комитетами Государственной  Думы, а также не менее одной  пятой от общего числа депутатов  Государственной Думы. Кандидатуру  для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее, чем за три месяца до истечения  полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру  на эту должность в двухнедельный  срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной  палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации  вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру  либо внести другую кандидатуру.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование  и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной  палаты не может состоять в родственных  отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации  и Председателем Государственной  Думы, Председателем Правительства  Российской Федерации, Руководителем  Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем  Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Счетной  палаты:

осуществляет руководство  деятельностью Счетной палаты и  организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

представляет Совету Федерации  и Государственной Думе совместно  с заместителем Председателя Счетной  палаты отчеты о работе Счетной палаты;

представляет Счетную  палату в органах государственной  власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных  на него полномочий Председатель Счетной  палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной  палаты имеет право принимать  участие в заседаниях Совета Федерации  и Государственной Думы, их комитетов  и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства  Российской Федерации.

Председатель Счетной  палаты не может быть депутатом Государственной  Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной  палаты назначается на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о  назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения  о кандидатах на должность заместителя  Председателя Счетной палаты могут  вноситься Президенту Российской Федерации  комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой  от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность  заместителя Председателя Счетной  палаты Президент Российской Федерации  представляет не позднее, чем за три  месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной  палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру  на эту должность в двухнедельный  срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент  Российской Федерации в течение  двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации  вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру  либо внести другую кандидатуру.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин  Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной  палаты не может состоять в родственных  отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации  и Председателем Государственной  Думы, Председателем Правительства  Российской Федерации, Руководителем  Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем  Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной  палаты выполняет должностные обязанности  в соответствии с Регламентом  Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его  функции по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную  палату в органах государственной  власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной  палаты имеет право принимать  участие в заседаниях Совета Федерации  и Государственной Думы, их комитетов  и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства  Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной  палаты не может быть депутатом Государственной  Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие  определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством  назначения. Конкретное содержание направления  деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной  палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование  и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной  палаты допускается назначение на должности  аудиторов лиц, имеющих высшее образование  и опыт профессиональной деятельности иного профиля.

При формировании Счетной  палаты Совет Федерации и Государственная  Дума назначают по шесть аудиторов  сроком на шесть лет. Постановление  Государственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

При появлении вакантной  должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение  двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой  Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации  деятельности возглавляемых ими  направлений и несут ответственность  за ее результаты.

Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной  Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития института финансового контроля представительных органов власти в Российской Федерации