Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы:
- раскрыть понятие финансового планирования;
- раскрыть содержание финансового планирования;
- раскрыть цели и задачи финансового планирования;
- показать необходимость совершенствования финансового планирования в современных условиях хозяйствования;
- изучить проблемы и особенности финансового планирования в России.

Содержание

Введение…………………...……………………………..……………….…..……....4
1 Общая характеристика финансового планирования…………………………......6
Понятие и значение финансового планирования……………………….…...6
Содержание финансового планирования ……………………...................….7
Цели и задачи финансового планирования…………..………………....….10
2 Виды финансовых планов и методы финансового планирования….………….13
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика………………………………..13
2.2 Методы финансового планирования………………………….……………......18
2.3 Этапы финансового планирования. ………………………….……………..….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в
Российской Федерации……………………………………………………….…......24
3.1 Проблемы финансового планирования в РФ……………………...........….…..24
3.2 Пути совершенствования финансового планирования в РФ………………....26
Заключение……………………………………………..……………….……….…..30
Список литературы………..…………………………….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому  планированию, т.е. составлению проекта  бюджета. Сбалансированность баланса  служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

В условиях динамично развивающейся  рыночной экономики в отдельные  конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно  меняющиеся задачи, решение которых  может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового  планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создаёт условия  для усиления воздействия финансового  механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

2.3 Этапы финансового планирования.

Анализ выполнения финансового  плана в предыдущих и текущем  плановых периодах.

На этом этапе финансового  планирования применяется метод  экономического анализа. Он позволяет  определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем  сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление  резервов увеличения доходов, определение  мероприятий по повышению эффективности  использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

- горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

- вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

- трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

- факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового  планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и  причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и  текущих годах, а также резервы  роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового  плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в  ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения  по их устранению.

На третьем этапе финансового  планирования составляется финансовый

план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать  финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими  из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной  власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций  и их доходами; установить пропорции  распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и  расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов  хозяйствования, бюджетов, формируемых  органами государственной власти и  местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется  метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в  разработке нескольких вариантов финансового  плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

При том, что финансовое планирование осуществляется на макроуровне, могут  применяться следующие критерии выбора:

- максимум доходов бюджета;

- минимум текущих расходов бюджета;

- минимум непроцентных расходов бюджета;

- максимальная эффективность расходов бюджета;

- максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в Российской Федерации.

3.1.Проблемы финансового планирования в РФ.

Одним из основных элементов  бюджетных реформ, проведенных в  последние десятилетия в большинстве  развитых стран, является переход к  среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный  цикл начинается с рассмотрения ранее  одобренных в предыдущем бюджетном  цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий  год, анализа изменения внешних  факторов и условий, обоснования  изменений, вносимых в основные бюджетные  показатели планируемого года, а также  корректировки или разработки бюджетных  проектировок на последующие годы прогнозного  периода. При этом среднесрочный  финансовый план может являться прогнозно-аналитическим  документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего (укрупненного) бюджета.

Таким образом, бюджет на очередной  финансовый год является составной  частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как  правило, трехлетнего) финансового  документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной  политики и предсказуемость распределения  бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в  них по четкой и прозрачной процедуре  ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

 Применяемый в Российской  Федерации перспективный финансовый  план формально соответствует  этим принципам, однако на практике  его роль в бюджетном процессе  ограничена справочно-информационным "сопровождением" проекта бюджета  на отдельно взятый год. Во  многом это связано с объективными  условиями и ограничениями бюджетного  процесса (недостаточная надежность  макроэкономического прогнозирования,  изменения налогового законодательства, наличие крупных "необеспеченных  мандатов", зависимость бюджетных  доходов от внешнеэкономических  факторов, а расходов – от проводимых структурных реформ и т.д.).

В то же время по мере преодоления  этих ограничений (в том числе - в  рамках комплексной реформы государственного управления и бюджетного сектора) на первый план постепенно будут выходить внутренние недостатки сложившейся  практики разработки и использования  перспективного финансового плана - отсутствие четкой методологии «перемещении»  корректировки ранее одобренных проектировок, оценки устойчивости и  рисков, увязки с целями и приоритетами среднесрочной государственной  политики и условиями их реализации, формирования предельных объемов расходов для администраторов бюджетных  средств на трехлетний период.

Еще одной важной политической проблемой является неурегулированность  взаимоотношений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Пока не закончена реформа федеративных отношений и местного самоуправления, в ходе которой должны быть четко  разграничены доходные и расходные  полномочия всех уровней бюджетной  системы, большое количество показателей  бюджета не могут эффективно прогнозироваться и планироваться на несколько  лет вперед.

Чрезвычайно актуальной остается проблема научного обоснования, прогнозирования  последствий принимаемых решений  в экономической и социальной политике.

Высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование).

Незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок.

Отсутствие нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

Быстрое глобальное реформирование общественных и экономических отношений;

Низкая эффективность правовых норм.

Ограниченность финансовых ресурсов, не позволяющая проводить глубокие аналитические исследования и проработку оптимальной финансовой стратегии.

Низкая степень применения финансового  планирования на практике связана, в  частности, с недостаточным уровнем  разработки, как теоретических аспектов, так и методического обеспечения  данного процесса.

Одной из актуальных проблем в научном  прогнозирование на современном  этапе развития называют проблему надежности, достоверности прогностических  оценок, как количественных, так  и  на качественном описательном уровне, которая тесным образом связана  с методологией анализа и разработки прогноза; со сбором, систематизацией  и обработкой информации; эффективностью освоения современных методов, технологий прогнозирования и процедур верификации  прогнозов.

 

 

3.2  Пути совершенствования финансового  планирования в РФ.

Финансовое планирование требует  постоянного совершенствования. В  частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся  к финансируемым из бюджета, ослабляется  адресная регламентация, усиливается  обоснованность расчетов показателей  на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов  хозяйственного расчета с целью  получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, они используются на расширение производственной и социальной деятельности.

В современных условиях требуется  более активное использование научного прогнозирования для повышения  эффективности управления, которое  должно основываться не только на анализе  информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив.

Совершенствование финансового планирования является в настоящее время одной из актуальных задач, способствующих оптимизации системы управления, с целью повышения эффективности деятельности и укрепления финансового состояния. Финансовое планирование является важнейшей составляющей внутрифирменного планирования. Потребность в нем с развитием рынка не только не снижается, но возрастает. Это связано с достижение эффективности, прибыльности, получение высоких доходов. Правильно организованное финансовое планирование помогает завоевывать новые позиции на рынке, составлять концепции производства новых товаров и услуг, выбирать рациональные способы их реализации.

Основными направлениями улучшения  финансового планирования необходимо считать:

- повышение эффективности (снижение удельных норм расхода);

- сокращение расходов;

- увеличение продаж.

При этом целесообразно использовать шкалу чувствительности.

Для совершенствования финансового  планирования необходимо провести ряд  мероприятий: 
- оценить активы по рыночной стоимости;

- отказаться от бартерных и других не денежных видов расчетов;

- провести анализ устойчивости организации на рынке на всех этапах стратегического развития;

- провести инвентаризацию материальных ценностей и привести их структуру к нормативным показателям;

- оптимизировать соотношение  потребности финансовых ресурсов  для развития и их фактического  наличия при сохранении устойчивой  платежеспособности; 
- провести анализ и оптимизировать соотношение собственных и заемных средств;  
- провести анализ рентабельности использования кредитов;

- провести анализ условий кредитования различными кредитными организациями и выбрать наиболее приемлемый вариант.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

- воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;

- предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;

- служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование помогает предотвращать  ошибочные действия в области  финансов, а также уменьшает число  неиспользованных возможностей.

Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономике, предполагает необходимость  разработки новых методов финансового  планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменение в содержание финансового  планирования, можно выделить следующие:

- расширение  самостоятельности  в использовании собственных  средств и повышение ответственности  хозорганов за результаты финансово-хозяйственной  деятельности;

- расширение сферы использования  товарно-денежных отношений требует  разработки методов поддержания  сбалансированности платежеспособного  спроса с материальным покрытием  в сфере производства и потребления;

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в Российской Федерации