Проблемы применения страхования в аграрных формированиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение страхования и социального обеспечения в аграрных формированиях.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- обозначить сущность страхования;
- ознакомиться с принципами социального обеспечения;
- рассмотреть виды страхования и социальное обеспечение в аграрных формированиях;
- выявить проблемы применения страхования в аграрных формированиях и указать пути по их преодолению.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1 Сущность и виды страхования и социального обеспечения……...5
1.1 Сущность и классификация страхования………………………...5
1.2 Основные принципы и виды социального обеспечения………..13
2 Характеристика видов страхования и социального обеспечения..16
2.1 Имущественное страхование……………………………………..16
2.2 Страхование ответственности……………………………………18
2.3 Страхование предпринимательских рисков……………………22
2.4 Социальное обеспечение и страхование…………………………24
3 Проблемы применения страхования в аграрных формированиях.28
Заключение…………………………………………………………….34
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

22.docx

— 61.04 Кб (Скачать файл)

     − обеспечивать  работников  и  членов  их  семей  санаторно-курортным  лечением  и  реабилитацией  в 

     санаториях, профилакториях  и других медицинских  учреждениях;

     − осуществлять  выделение благоустроенного жилья работникам, желающим улучшить   свои жилищные условия;

     − производить расходы на доставку работников от места жительства и  обратно, осуществляющих  свою деятельность вахтовым  способом  или в полевых  условиях;

     − обеспечение  горячим  питанием  через  рабочие  столовые,  а  также  сухими  пайками  работников, работающих в полевых условиях;

     − при наличии источников оказывать  помощь дошкольным детским учреждениям, в которых находятся дети работников.

     Помимо  основных   направлений  в  социальном  обеспечении  на  предприятии  могут  быть  и дополнительные льготы и компенсации, такие как 

     − оказание материальной помощи при вступлении в брак,  рождении ребенка;

     − оплата обучения студентам, обучающимся  по договорам от предприятий;

     − материальная помощь неработающим пенсионерам  предприятия;

     − материальнаяпомощь многодетным  работникам,  малообеспеченным  семья и  работникам, воспитывающим детей-инвалидов.[7, c.104]

     Экономическую основу социального обеспечения  составляет социальное страхование. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

     Обязательное  социальное страхование образует систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и социального  положение работающих, граждан, а  в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии  признания их безработными, трудового  увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также  наступления старости, необходимости  получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством  социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

     Средства  Фонда социального страхования образуются за счет:

     - страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

     - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

     - страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

     - доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

     - добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

     - ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

     - прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

     Уплата  страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным  федеральным законом. Тариф страховых  взносов в Фонд социального страхования  для работодателей - организаций и граждан, использующих труд наёмных работников в личном хозяйстве, установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

     Работодатели  регистрируются в качестве страхователей  в региональных и центральных  отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей  определяется инструкцией.

     Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном  и натуральном  выражении по всем основаниям), за исключением  видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим  нормативным актам страховые  взносы не начисляются.

     Начисление, уплата, расходование и учёт средств  государственного социального страхования  осуществляется в соответствии с  инструкцией.

     Работодатели  обязаны предоставлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

     Плательщики несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и начисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

     Различают следующие виды социальных страховых  рисков:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание:
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеряю кормильца;
  • признание безработным;
  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.[5, c.148]
 

     3 Проблемы применения страхования  в аграрных формированиях

     В настоящее время сельское хозяйство  обеспечено страховой защитой не более чем на 15%. Отсутствие единой методологической базы страхования  и перестрахования в агростраховании, а также адекватной нормативной  основы, тормозят развитие этой отрасли  страхования.

     Несмотря  на расширение рынка страховых услуг  в целом, укрепление законодательной  базы страхования, применение новых  страховых программ, рынок агрострахования  является проблемным. Дискуссионными остаются вопросы эффективности  страхования с государственной  поддержкой, нет однозначного мнения о применении обязательного или  добровольного страхования в  сельском хозяйстве, возникают сложности  с выбором страховых тарифов  и объекта страхования и, конечно, по поводу выплаты страхового возмещения.

     Проблемы  в этом секторе страхования обусловлены  не только спецификой отрасли, что нельзя сбрасывать со счетов, сколько тем, что агрострахование (в том виде, в  каком оно должно осуществляться в современной экономической  системе России), находится на стадии становления – оно начало формироваться  с 2002 года.

     Рыночный  механизм хозяйствования предполагает, что все участники товарного  производства обладают экономической  самостоятельностью и несут ответственность  за результаты своей хозяйственной  деятельности. Но обеспечение продовольственной  и экономической безопасности страны, социальная значимость сельского хозяйства  и его зависимость от природно-климатических  и многих иных внешних факторов, требуют государственной поддержки  этого сектора экономики.[9, c.85]

     Агрострахования шире всего применяется в растениеводстве. Это можно объяснить  тем, что  оно более зависимо от природных  факторов и несет большие убытки от опасных природных явлений. Но, кроме того, в сельском хозяйстве  России произошел перекос в сторону  растениеводства. Если в 1990 году в общем объеме продукции сельского хозяйства доля растениеводства составляла лишь 37   %, а животноводства 63%, то в 2006 году пропорции изменились и составили соответственно 53 и 47%.

     В результате такого перекоса сельское хозяйство страны потеряло ощутимые доходы, перестало использоваться часть  продуктивной пашни, в отрасли доминируют сезонные полевые работы. А самый  печальный результат для российского  общества -  резкое сокращение среднедушевого потребления мясной и молочной продукции  и высокая доля импорта на рынке  этой продукции.

     Объектами страхования в сельском хозяйстве  могут быть:

              - объекты недвижимости;

              - сельскохозяйственная техника  и оборудование (в т.ч. лизинговые  сделки);

              - поголовье животных, птицы, выращиваемых  промышленным способом;

              - запасы рыбы на выращивании; 

              - запасы сельскохозяйственной продукции  на хранении (в том числе, в  холодильных установках);

              - от рисков мошенничества;

              - урожай сельскохозяйственных культур  и многолетних насаждений;

              - многолетние насаждения;

              - земельные участки (в т.ч. сельхозугодия).

     С развитием агрострахования этот перечень будет расширяться и  дополнится, например, страхованием перерывов  в производстве или страхованием неполученной прибыли (дохода) в результате различных страховых событий (техногенного, природного, биологического характера).

     Продолжается  процесс формирования законодательной  и нормативной базы агрострахования. Принят закон «Об обществах взаимного  страхования», готовится законопроект «О сельскохозяйственном страховании» и ряд других документов.

     Другим  важнейшим направлением совершенствования  страхования является создание такой  страховой услуги, которая бы больше отвечала потребностям малых предприятий, крестьянско-фермерских и личных подсобных  хозяйств, в настоящее время ими  страхование фактически не используется.

     Большую проблему для сельхозпроизводителя представляют сроки  платежа, который  нужно внести до окончания посевных работ. Можно воспользоваться разрешенной  отсрочкой платежа: 50% страховой  премии сельхозпроизводитель оплачивает сразу при заключении договора страхования, вторые 50% он обязан оплатить до окончания  сева, но это не смягчает ситуацию.

     Страховые компании понимают всю сложность  ситуации и, стремясь привлечь клиентов, пытаются помочь клиенту в поиске средств. До недавнего времени это  был вариант целевого банковского  кредита, а страховая компания оказывала  консультационные услуги и подыскивала  более благоприятный вариант  займа. В настоящее время страховые  компании  внедряют практику «одного  окна», когда страховая компания выдает кредит на страхование и сама же этот риск страхует. Этот способ применяется  за рубежом и облегчает мелким и средним производителям, как  процедуру получения кредита, так  и страхования. На начальном этапе  страховые компании России при таком  варианте обслуживания оказывают брокерские услуги бесплатно.

     Совершенствование агрострахования должно привести к  росту числа страхователей, а  число страховщиков сократится. Это  сокращение произойдет  в результате нескольких процессов:

     - зачистка "схемных" компаний, осуществляемая  регулятором рынка;

     -добровольное прекращение деятельности из-за невысокой эффективности операций по какому-либо виду страхования;

     - финансовая несостоятельность из-за  превышения допустимого уровня  страховых выплат и высоких  расходов на ведение дела;

     - отзыв лицензий у страховщиков  из-за недостаточной капитализации.

     Сокращению  числа страховщиков также может  способствовать:

       - переход ряда страховщиков, особенно  региональных дочерних компаний, на положение филиалов компаний  федерального уровня;

       -присоединение мелких участников  рынка к более крупным.

     В настоящее время для страховых  компаний основными рисками остаются:

     - отсутствие законодательно закрепленного  механизма государственного регулирования  агропромышленного страхования  (в результате высокая доля  «схемного» страхования через  региональные компании);

Информация о работе Проблемы применения страхования в аграрных формированиях