Проблемы финансовых ресурсов и пути их решения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

В зависимости от направления использования финансов используются различные способы, источники формирования финансов. С учетом этих факторов можно соблюдать сбалансированность финансовых потоков, вследствие чего происходит эффективное регулирование экономики.
Актуальность исследования финансов профессиональных участников подкрепляется увеличением числа таких участников на финансовом рынке, повышается конкуренция между ними, поэтому для поддержания эффективной деятельности важно знать наилучшие условия формирования и использования финансовых ресурсов профессиональных участников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……...3
1. Теоретическое содержание финансов профессиональных участников финансового рынка…….…………………………………………………...….4
Профессиональные участники финансового рынка и их функции…....4
Классификация видов финансовых рынков, инструменты финансового рынка……………………………………………….......................…….....7
Государственное регулирование финансового рынка………………...12
2. Особенности финансов профессиональных участников финансового рынка…………………………………………………………………………....14
2.1. Особенности финансов кредитных организаций………………..……..14
2.2. Особенности финансов страховых организаций…………………..…...17
2.3. Особенности финансов рынка ценных бумаг………………………..…20
3. Проблемы финансовых ресурсов и пути их решения на современном этапе ......................……………………………………………………………...24
Тенденции и перспективы кредитного рынка России............................24
Факторы, влияющие на развитие страхового рынка России................26
Развитие иных сегментов финансового рынка России..........................29
Заключение.........................................................................................................33
Библиографический список............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности финансов профессиональных участников финансового рынка.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Для осуществления операций на финансовом рынке, его участниками  выбираются соответствующие инструменты их проведения. Это разнообразные обращающиеся финансовые документы, которые имеют денежную стоимость и с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

С помощью финансовых инструментов выполняются четыре основные цели: хеджирование, спекуляция, мобилизация источников финансирования, содействие операциям стратегического и текущего характера.

По видам финансовых рынков известны следующие инструменты:

•Инструменты кредитного рынка – деньги и расчётные  документы;

•Инструменты фондового рынка – разнообразные ценные бумаги, фондовая биржа;

•Инструменты валютного рынка – иностранная валюта, расчётные валютные документы, а также отдельные виды ценных бумаг;

•Инструменты страхового рынка – страховые услуги;

• Рынок золота (серебра, платины) – металлы, приобретаемые для формирования резервов [17].

2. По виду обращения  выделяют следующие виды финансовых  инструментов:

• Краткосрочные (период обращения до одного года). Являются наиболее многочисленными, обслуживают  операции на рынке денег

• Долгосрочные (период обращения более одного года). К  ним относятся и «бессрочные», срок погашения которых не установлен. Обслуживают операции на рынке капитала

 По гарантированности  уровня доходности финансовые  инструменты подразделяются на следующие виды:

• Финансовые инструменты  с фиксированным доходом. Имеют  гарантированный уровень доходности при их погашении (или в течение  периода их обращения) вне зависимости  от конъюнктурных колебаний ставки ссудного процента (нормы прибыли  на капитал) на финансовом рынке

• Финансовые инструменты  с неопределенным доходом. Уровень  доходности этих инструментов может  изменяться в зависимости от финансового  состояния эмитента (простые акции, инвестиционные сертификаты) или в  связи с изменением конъюнктуры финансового рынка (долговые финансовые инструменты, с плавающей процентной ставкой, "привязанной" к установленной учетной ставке, курсу определенной "твердой" иностранной валюты и т.п

По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:

• Безрисковые финансовые инструменты. К ним относят обычно государственные краткосрочные  ценные бумаги, краткосрочные депозитные сертификаты наиболее надежных банков, "твердую" иностранную валюту, золото и другие ценные металлы, приобретенные  на короткий период.

• Финансовые инструменты  с низким уровнем риска. К ним  относится, как правило, группа краткосрочных  долговых финансовых инструментов, обслуживающих  рынок денег, выполнение обязательств по которым гарантировано устойчивым финансовым состоянием и надежной репутацией заемщика (характеризуемыми термином "первоклассный заемщик")

• Финансовые инструменты  с умеренным уровнем риска. Они  характеризуют группу финансовых инструментов, уровень риска по которым примерно соответствует среднерыночному

• Финансовые инструменты с высоким уровнем риска. К ним относятся инструменты, уровень риска по которым существенно превышает среднерыночный

• Финансовые инструменты  с очень высоким уровнем риска ("спекулятивные"). Такие финансовые инструменты характеризуются наивысшим уровнем риска и используются обычно для осуществления наиболее рискованных спекулятивных операций на финансовом рынке. Примером таких высокорискованных финансовых инструментов являются акции "венчурных" (рисковых) предприятий; облигации с высоким уровнем процента, эмитированные предприятием с кризисным финансовым состоянием; опционные и фьючерсные контракты и т.п. [17].

Приведенная классификация  отражает деление финансовых инструментов по наиболее существенным общим признакам. Каждая из рассмотренных групп финансовых инструментов в свою очередь классифицируется по отдельным специфическим признакам, отражающим особенности их выпуска, обращения и погашения.

 

 

 

 

1.3. Государственное регулирование  финансового рынка.

Государственное регулирование  финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование  государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка - саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент [11].

В Российской Федерации  регулирование финансового рынка  и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная  Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [18].

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием  государственного регулирования финансового  рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизации данных правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange - рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого  и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его  участников к проявлению самостоятельной  активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности финансов профессиональных участников финансового рынка.

    1. Особенности финансов кредитных организаций.

Кредитные организации  действуют в кредитной сфере, где происходит движение денежных средств  от одного владельца к другим владельцам при условии возвратности. Таким образом, при движении денег у кредитных организаций возникают финансовые отношения.

1)    денежные отношения, характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг, что является основой формирования финансовых ресурсов кредитных организаций; отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими субъектами хозяйствования, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций;

2)     денежные отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота: кредитные организации перечисляют налоги и обязательные платежи в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды по поручению клиентов, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают дилерами при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг. Кроме того, банки открывают и обслуживают текущие счета органов, осуществляющих исполнение бюджетов (федерального бюджета, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов); коммерческих организаций, получающих средства из бюджета, а также бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета (последних — при неказначейской системе исполнения бюджета). Эти финансовые операции могут выполняться как на платных, так и на бесплатных началах, что регулируется условиями договоров, заключаемых кредитной организацией с клиентами, и тарифами на расчетно-кассовое обслуживание. [25].

Финансы кредитных организаций  — это совокупность денежных перераспределительных  отношений, связанных с формированием  и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве [2].

Их деятельность характеризуется  двойственностью. С одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, так как эти организации  являются коммерческими: денежные средства клиентам предоставляются в виде ссуд; услуги по расчетно-кассовому, консультационному обслуживанию, управлению средствами, портфелями ценных бумаг клиентов и т.д. являются платными. С другой стороны, деятельность кредитных организаций направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, т.е. предполагает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, своевременности расчетов, сохранности средств клиентов и может рассматриваться как имеющая макроэкономическое значение [25].

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций:

1) высокую степень государственной регламентации не только операций, осуществляемых кредитными организациями, но и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов, что выражается в установлении Центральным банком РФ значений экономических нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса кредитных организаций;

2) перераспределительный характер. Денежные доходы, накопления, поступления у кредитных организаций формируются в процессе осуществления операций с финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, накоплениями населения, т.е. путем-перераспределения финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также средств населения;

3) создание и функционирование системы резервов с целью обеспечения устойчивости и кредитных организаций, и кредитной системы страны, так как именно в кредитных организациях хранятся все денежные средства юридических лиц, государства, сбережения граждан, и кризис в данной сфере деятельности может привести к негативным последствиям в национальном хозяйстве, вплоть до остановки производства и социальных взрывов.

Центральные банки в  современных условиях можно рассматривать как посредников между государством и экономикой, регулирующих денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ними законодательно. При этом центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства, так как кроме решения задач обеспечения устойчивости и покупательной способности национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, эффективного развития кредитно-банковской системы страны, он имеет право осуществлять банковские операции и сделки с национальными и иностранными организациями.

Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций определяются, с одной стороны, формированием  рыночных отношений в России, а с другой — спецификой деятельности кредитных организаций как финансового посредника на денежном рынке.

Кредитные организации являются специфическими учреждениями, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные в  национальном хозяйстве денежные средства, а с другой — удовлетворяют разнообразные потребности юридических и физических лиц как в денежных средствах, так и в определенных услугах. В связи с этим в распоряжении у кредитных организаций находятся:

1) собственные средства (капитал), включающие уставный капитал, прибыль, резервный и другие фонды;

2) средства, привлеченные кредитными организациями в результате проведения пассивных и активно-пассивных операций (в части превышения пассива над активами) и используемых для осуществления активных операций; эти ресурсы рассматриваются как обязательства кредитной организации.

Переход на рыночные отношения  приводит к изменению источников и структуры ресурсов кредитных  организаций. В качестве одного из источников финансовых ресурсов выступает акционерный капитал, образованный за счет размещения акций на финансовом рынке, тогда как в условиях административно-командной экономики собственные средства кредитных организаций формировались за счет государственных ресурсов.

Прибыль кредитных организаций  рассчитывается как разность между операционными, прочими доходами и операционными расходами, расходами на содержание аппарата управления, разными расходами [2].

Традиционно у любой коммерческой организации увеличение объема финансовых ресурсов достигается за счет роста выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг и сокращения издержек производства. Однако содержание этих показателей для кредитной организации специфично, так как ее основная деятельность заключается в выдаче и погашении ссуд. Поэтому объем балансовой прибыли кредитной организации зависит от размера ссуженных средств и их «цены», т.е. процентной ставки.

 

2.2. Особенности финансов страховых  организаций.

Страховые организации  являются юридическими лицами, осуществляющими  страховую деятельность в соответствии с действующим законодательством. Они могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Финансы страховых организаций имеют специфические признаки, обусловленные проявлением сущности страхования.

Информация о работе Проблемы финансовых ресурсов и пути их решения на современном этапе