Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:00, курсовая работа
Целью данной работы является полный, объективный и всесторонний анализ понятие и значения государственного бюджета, а также бюджетной системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и определить значение государственного бюджета;
- описать структуру государственного бюджета;
- исследовать роль бюджета в стабилизации экономики Республики Беларусь;
- дать понятие и выявить сущность бюджетной системы;
- проанализировать структуру бюджетной системы Республики Беларусь;
Введение.......................................................................................................................3
1. Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике.......5
1.1. Понятие и значение государственного бюджета...............................................5
1.2. Структура государственного бюджета Республики Беларусь.........................8
2. Бюджетная система Республики Беларусь..........................................................12
2.1. Сущность бюджетной системы Республики Беларусь...................................12
2.2. Структура бюджетной системы Республики Беларусь...................................20
3. Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь.............................................................25
Заключение.................................................................................................................32
Список использованных источников.......................................................................35
После рассмотрения и одобрения Правительством проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает: распорядителям бюджетных средств – суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год; областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам – расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.
Рассмотренные и одобренные Правительством проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь [2, cт. 91].
Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, составление проектов бюджетов в республике Беларусь, как звеньев бюджетной системы, осуществляется Правительством Республики Беларусь, в частности, Министерством финансов, по процедуре, строго регламентированной бюджетным кодексом.
2.2 Структура бюджетной системы Республики Беларусь
Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 Бюджетная система Республики Беларусь
Местные бюджеты делятся на:
1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Консолидированный бюджет – это совокупность
бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей
административно-
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Через республиканский бюджет осуществляется
перераспределение части
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год [6, с. 23].
В доходы республиканского бюджета включаются [3]: регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления от разбронирования государственных запасов и резервов; доходы государственных целевых бюджетных фондов; трансферты, получаемые от других государств в с соответствии с заключенными договорами; доходы свободных экономических зон; другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета финансируются:
капитальные вложения в объекты,
относящиеся к республиканской
собственности; природоохранные мероприятия,
осуществляемые в соответствии с
общегосударственными программами; мероприятия
по ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС; общегосударственные
программы по социальной защите населения;
другие общегосударственные целевые
программы; затраты, связанные с
внешнеэкономической
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области). Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).
Министерство финансов Республики
Беларусь и финансовые управления (отделы)
местных исполнительных и распорядительных
органов ежегодно составляют консолидированные
бюджеты соответственно Республики
Беларусь и ее административно-
Местные
исполнительные и распорядительные
органы, Советы депутатов в пределах
своей компетенции
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Местные
бюджеты исполняются в
Характерной чертой системы межбюджетных отношений в Беларуси является то, что она выстраивается от доходов различных уровней, а не от расходных полномочий и соответствующих расходных функций, что создает неопределенность и расплывчатость в финансировании публичных услуг. В настоящее время нет четкости в распределения расходов между бюджетами разных уровней. Не ясно, например, за предоставление каких публичных услуг отвечает тот или иной уровень правительства, кто обеспечивает финансирование той или иной услуги.
Сложившаяся система межбюджетных отношений в Беларуси охватывает две основных части: подсистему налогового разделения и подсистему предоставления финансовой помощи через дотации, субсидии и субвенции. Через данные подсистемы осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание.
Подсистема
налогового разделения предусматривает
«расщепление» как
Центральным
звеном системы налогового разделения
закономерно выступают
В рамках
межбюджетного регулирования в
Беларуси система разделения налогов
выполняет несколько функций. Первая
функция — наполнение местных
бюджетов денежными средствами: общегосударственными
прямыми и косвенными налогами. С
теоретических позиций
Вторая функция заключается в том, чтобы корректировать вертикальную неустойчивость путем установления нормы разделения налогов для центрального правительства и субнациональных бюджетов из центрального бюджета [15, с. 93].
Таким образом,
структурными элементами бюджетной
системы Республики Беларусь являются
республиканский и местный
ПУТИ
И НАПРАВЛЕНИЯ
Система
межбюджетных отношений в Республике
Беларусь во многом определена сложившимся
административно-
Таблица 3.1 количество местных бюджетов субнационального уровня по состоянию на 1 января 2013 года [21]
Административно- |
Бюджеты субнационального уровня | |||
Количество местных бюджетов 1-го уровня |
Количество местных бюджетов 2-го уровня |
Количество местных бюджетов 3-го уровня |
Общее количество субнациональных бюджетов всех уровней | |
Брестская область |
1 |
19 |
237 |
257 |
Витебская область |
1 |
25 |
215 |
241 |
Гомельская область |
1 |
23 |
289 |
313 |
Гродненская область |
1 |
19 |
205 |
225 |
Минская область |
1 |
26 |
326 |
353 |
Могилёвская область |
1 |
23 |
197 |
221 |
Г. Минск |
1 |
- |
- |
1 |
Всего |
7 |
135 |
1469 |
1611 |
Доля местных бюджетов каждого уровня (%) |
0,43 |
8,37 |
91,2 |
100 |