Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:31, курсовая работа
Актуальность выбранной темы. Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категорией финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.
Введение 2
Теоретические основы функционирования федерального бюджета 7
Сущность федерального бюджета 7
Принципы формирования федерального бюджета 12
Структура федерального бюджета 17
2. Расходы федерального бюджета 25
Содержание и классификация расходов федерального бюджета 25
Динамика расходов федерального бюджета с 2007 года 36
Пути повышения эффективности федерального бюджета 43
Заключение 51
Список использованной литературы 55
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТРЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Костромской
государственный университет
Специальность «Финансы и кредит»
Курсовая работа
Тема «Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года»
Студент Ланцова Светлана Николаевна ___________________
Руководитель Чернов Алексей Юрьевич ___________________
к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» Подпись
Кострома 2012
Оглавление
Введение 2
2. Расходы
федерального бюджета
Заключение 51
Список использованной литературы 55
Введение
Актуальность выбранной темы. Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категорией финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Первоначально бюджет, (от старофранцузского «bougette» — небольшой мешок с деньгами) представлял собой королевскую казну и выражал баланс между властью политической и нацией, и рассматривался в качестве источника государственного дохода. Позднее термин «бюджет» приобрел финансовый смысл и стал представлять собой портфель с финансовыми документами, а затем и сам финансовый акт, ограничивающий королевскую власть в части, касающейся взимания налогов. Право передачи бюджетной власти стало затем объектом длительных политических баталий. Развитие бюджетного права проходило параллельно с развитием политического права. Государство выполняло большие общественные функции: безопасность, общественный порядок, оборона, дипломатия. В экономическом плане функции государства соответствовали либеральной доктрине: ничего не должно мешать свободной конкуренции и рыночным механизмам для обеспечения спроса и предложения.
В указанный период сформировались три характеристики бюджета, которые иллюстрируют классическую концепцию государственных финансов:
- нейтральный
бюджет — экономический
- непродуктивный
бюджет — бюджет должен
- взвешенный
бюджет — государство не
На современном этапе у любого государства также всегда определенные экономические и постоянно возрастающие социальные функции. Кроме содержания армии, полиции и судов любое государство в современной экономике играет огромную роль не только в связи с необходимостью финансирования расходов на образование, фундаментальную науку, медицинскую помощь, выплату пенсий и пособий по безработице и бедности, развитие инфраструктуры и охрану окружающей среды, но и в связи с обязанностями государственного регулирования экономики и социальной. С целью реализации данных функций государство должно иметь определенные доходы, которые в результате оно и будет распределять на имеющиеся нужны.
В связи с этим как экономическая категория бюджет имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и отношения по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на финансовый год является основным содержание бюджетного плана, она определяет перспективные направления финансово-бюджетной политики.
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Таким образом,
бюджетные расходы имеют
Научная разработанность темы достаточно высокая. Вопросы расходов федерального бюджета рассматриваются следующими учеными: Александров И.М. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Бликанов А.В. (занимался исследованием федерального бюджета как экономической категории), Буневич К.Г. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Бурханова И.В. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Вышегородцев М.М. (занимался вопросами управления бюджетом), Евсеенкова З.Н. (занимается проблемами реформирования бюджетного процесса в РФ), Золотарева А. (занимается проблемами совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета), Ковалева Т. М. (занимается вопросами бюджетной политики и бюджетного планирования в РФ), Куликова Н.И. (занимался исследованием современной бюджетной системы РФ), Михайлова Ю.В. (занимался вопросами бюджетного федерализма в РФ), Поляк Г.Д. (занимался исследованием бюджетной системы РФ), Притупов В.Г. (занимается разработкой путей совершенствования бюджетного процесса в РФ), Фомина Е.А. (занимался вопросами бюджетного федерализма в РФ) и другие.
Целью данной работы является исследование расходов федерального бюджета, их состав, структура и динамики с 2007 года.
В ходе работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- уточнить сущность федерального бюджета;
- рассмотреть принципы формирования федерального бюджета;
- охарактеризовать структуру федерального бюджета;
- дать понятие содержания расходов федерального бюджета и рассмотреть классификацию расходов федерального бюджета;
- проследить динамику расходов федерального бюджета с 2007 года и выявить особенности;
- предложить пути повышения эффективности федерального бюджета.
Объектом данной работы выступают расходы федерального бюджета.
Предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся между государством, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами: физическими лицами, организациями по поводу формирования и использования централизованных денежных средств.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных авторов, учебные и учебно-методические пособия, научные публикации, периодические издания, посвященные теме рынка ценных бумаг. Также в ходе написания данной работы широко использовались Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, законы о бюджете за период 2007-2011 года, другие нормативные правовые акты.
Методами исследования являются: методы формальной логики и сравнительного анализа, математико-статистические методы анализа социально-экономических явлений.
Практическая значимость работы заключается в том, что в работе системно изложены теоретические и практические вопросы и основные проблемы по теме исследовании. Результаты исследования могут быть использованы в учебных целях, а частности при изучении таких учебных дисциплин как финансы и кредит, бюджетное право, финансовое право и некоторых других.
Возникновение
бюджета связано с зарождением
и формированием государства, использующего
его в качестве основного инструмента
обеспечения как
В специальной и учебной литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная социально-экономическая и правовая категория.
В соответствии с Бюджетным
Кодексом Российской Федерации бюджет
- форма образования и
«В любом государстве бюджет утверждается представительным органом власти, в результате чего он приобретает определенную правовую форму» [27. С 406].
«Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики» [14. С 30].
«С экономической точки зрения, бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [21. С 19].
Сегодня как
экономическая категория
Во-первых, бюджет регулирует экономическую жизнь страны. Бюджетные приоритеты могут влиять на экономическую активность. С помощью бюджетной политики государство имеет возможность способствовать экономическому подъему или бороться с инфляцией путем изменения конъюнктуры. Для достижения своих целей государство может:
— уменьшить налоговое бремя (признав дефицит) и распределить часть доходов между частными лицами (социальные пособия) или предприятиями (кредиты, инвестиции) для увеличения потребления продукции;
— ограничить вмешательство государства, чтобы действовали законы рынка для регулирования возникшего дисбаланса (инфляция, депрессия);
— уменьшить долю государственных расходов в экономике для уменьшения потребления и производства с целью ограничения инфляции и импорта.
Во-вторых, бюджет предоставляет средства. Государство должно обеспечивать нормальное функционирование своих органов. Для этой цели государство использует денежные средства, собранные с населения (налоговые поступления). Кроме того, государство принимает участие в финансировании промышленности и торговли, а также некоторых частных проектов.
Государство осуществляет финансовую поддержку в двух формах:
— на безвозмездной основе (дотации на покрытие дефицита, на закупку оборудования, и др.);
— на возвратной основе (казначейские ссуды, частичная оплата процентов по займам, обеспечение займов).
В-третьих, бюджет перераспределяет государственные средства. При получении доходов и распределении расходов государство применяет к своим субъектам дифференцированный подход для соблюдения принципа социальной справедливости.
Бюджет кроме того - конкретный, подробный план сбора и использования финансовых ресурсов государства, основное средство проведения им финансовой политики. Такой план имеет или должен иметь каждый получатель и владелец доходов: предприятие, организация, семья, отдельные граждане. Но, разумеется, бюджет государства принципиально отличается от бюджетов всех других самостоятельных экономических субъектов, ибо он отражает интересы общества в целом. Помимо плана сбора доходов и осуществления расходов под бюджетом обычно понимают и самую сумму этих доходов и расходов.
Информация о работе Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года