Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является Резервный фонд Российской Федерации.
Резервный фонд был сформирован в 2008 г. после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………..………..
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………..…………………….
1.1.
Теоретические аспекты функционирования Резервного фонда Российской Федерации………………………….....…...
1.2.
Нормативно – правовая база регулирования Резервного фонда Российской Федерации………………………………….
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….……………….…
2.1. Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1917 – 1991 годы…………………………………………...
2.2. Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1991 – 2005 годы……………………………………………..
2.3. Анализ современного состояния Резервного фонда Российской Федерации за 2005 – 2012 годы………..…………
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ………………………………….
3.1.
Проблемы функционирования Резервного фонда Российской Федерации………………………………………………………..
3.2. Перспективы развития Резервного фонда Российской Федерации………………………………...……………...……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..……………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Цыплова Светлана.docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра финансов и банковского дела

 

Курсовая работа по дисциплине

 

ФИНАНСЫ

на тему: «Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы»

 

Выполнила: Цыплова Светлана Андреевна

                                                    (Фамилия Имя Отчество)

Студентка 2 курса, срок обучения 4 года

 

группа  № 3311  № зачетной книжки ФК 247/11                

 

Подпись:_________________________________

 

 

Преподаватель:  __________________________

 

Должность: ______________________________

 

Оценка:________________ Дата:_____________

 

Подпись:_________________________________

 

 

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………..………..

3

ГЛАВА 1.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………..…………………….

 

5

1.1.

Теоретические аспекты функционирования Резервного фонда Российской Федерации………………………….....…...

 

5

1.2.

Нормативно – правовая база регулирования Резервного фонда Российской Федерации………………………………….

 

15

ГЛАВА 2.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….……………….…

 

19

2.1.

Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за    1917 – 1991 годы…………………………………………...

 

19

2.2.

Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1991 – 2005 годы……………………………………………..

 

20

2.3.

Анализ современного состояния Резервного фонда Российской Федерации за 2005 – 2012 годы………..…………

 

24

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ………………………………….

 

29

3.1.

Проблемы функционирования Резервного фонда Российской Федерации………………………………………………………..

 

29

3.2.

Перспективы развития Резервного фонда Российской Федерации………………………………...……………...……..

 

31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..……………………….

34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...

36


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования курсовой работы является Резервный фонд Российской Федерации.

Резервный фонд был сформирован в 2008 г. после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Общей предпосылкой для создания Резервного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого формируемый Резервный фонд должен обеспечивать устойчивость бюджетных расходов.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, предотвращении колебаний инфляции, обменного курса, величины государственного долга, процентной ставки на финансовых рынках.

Опыт работы Резервного фонда Российской Федерации оказался успешным. Фонд позволил сохранить сбалансированность бюджета, сгладить колебания совокупного внутреннего спроса, снизить инфляционное давление и сдерживать удорожание национальной валюты.

Таким образом, введение в действие в Российской Федерации механизма Резервного фонда фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний внешних условий к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов в финансовую форму, что служит залогом их последующего эффективного и рационального использования для замещения выпадающих нефтегазовых доходов.

Все вышеизложенное указывает на актуальность курсовой работы. Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования Резервного фонда Российской Федерации, анализе движения финансовых ресурсов фонда и изучении проблем и перспектив развития Резервного фонда Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • рассмотреть понятие и сущность Резервного фонда РФ;
  • рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Резервного фонда;
  • провести анализ финансовых ресурсов Резервного фонда с 1991 года по 2012 год;
  • рассмотреть основные проблемы функционирования и перспективы развития Резервного фонда Российской Федерации.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.

Теоретические аспекты функционирования Резервного фонда Российской Федерации


 

Резервный фонд – государственный запас золотых монет, слитков благородных металлов, драгоценных камней и т.п., служащих для обеспечения устойчивости денежной системы и кредитных отношений.

Резервный фонд был сформирован 1 февраля 2008 года, он является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

 С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[2]

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. [2]

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. [2]

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен. [2]

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. [1]

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. [1]

 Управление средствами  Резервного фонда осуществляется следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно): [3]

  1. путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
  2. путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом. Согласно утвержденному Министерством финансов РФ порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством РФ.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда.

 

Таблица 1

Финансовые активы и их доли

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом РФ [1]

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации [3]

Нормативные доли, утвержденные  Минфином России [4]

долговые обязательства иностранных государств

50 – 100 %

100 %

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0 – 30 %

0 %

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0 – 15 %

0 %

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

0 – 30 %

0 %


 

 

Правительство РФ установило следующие требования к указанным финансовым активам: [3]

  1. средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран: [3]
  • Австрия;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Дания;
  • Канада;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • США;
  • Финляндия;
  • Франция;
  • Швеция. 

Информация о работе Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы