Роль бюджета государства в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………2
2. Экономическая сущность и функции бюджета государства ……..…….4
3. Роль бюджета государства в национальной экономике …….…………..10
4. Совершенствование бюджетных отношений в Российской федерации ………………………………………………………………………………………...23
5. Заключение………………………………………………………………………………………..34
6. Список литературы…………………………...……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная финансы.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………………………2
  2. Экономическая сущность и функции бюджета государства ……..…….4
  3. Роль бюджета государства в национальной экономике …….…………..10
  4. Совершенствование бюджетных отношений в Российской федерации ………………………………………………………………………………………...23
  5. Заключение………………………………………………………………………………………..34
  6. Список литературы…………………………...……………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Изучение, обобщение, обоснование  и уточнение методологических подходов к проблеме образования и формирования доходной и расходной частей бюджета  является не просто актуальным, а должно выдвигаться в разряд первоочередных задач в структуре финансовых исследований бюджета любого уровня.

Актуальность темы заключается  в первостепенной важности бюджетного устройства для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Целью данной работы является исследование роли бюджета в проведении экономической политики государства, выявление наиболее значимых проблем  в функционировании бюджетного механизма  и рассмотрение возможных путей  их решения.

Теоретической базой при  написании работы явились законодательные  и нормативно-правовые акты Российской Федерации, публикации экономических  газет и журналов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность и функции бюджета государства.

Бюджет представляет собой  форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения  задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее  положение в финансовой системе  страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями и  населением – с другой, которые  связаны с формированием и  использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот  или иной исторический период.

Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального  дохода и его перераспределением. Основными финансовыми национального  дохода являются:

  1. Образование и использование денежных накоплений (прибыль, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды)
  2. Организация налогов
  3. Финансирование отраслей народного хозяйства
  4. Формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах  огромную роль играет бюджет. С помощью  бюджета государственные и муниципальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них  функций.

Бюджетная классификация  Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;  
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; [1]
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Более наглядно бюджетная  классификация Российской Федерации  изображена на рисунке 1.

Рисунок 1. Бюджетная классификация  Российской Федерации

 

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и проведения социальной и  экономической политики.

 

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присущи основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие функции:

  1. Перераспределение национального дохода
  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики
  3. Финансовое обеспечение непроизводственной сферы и осуществление  социальной политики государства
  4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы  бюджета — это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой. Одновременно с этим доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

В процессе образования доходов бюджета  происходит императивное изъятие в  пользу государства части национального  дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с  предприятиями и населением.

Бюджет  активно участвует в распределении  прибыли предприятий и хозяйственных  организаций. Существует известная  зависимость между формами и  величиной изъятия в бюджет части  прибыли предприятий и заинтересованностью  последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы  изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий  в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета — это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Путем централизации в бюджете части  финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными  средствами общегосударственные потребности  — ускоренное развитие прогрессивных  отраслей народного хозяйства, воспроизводство  квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение  обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые  требуют на данном этапе первоочередного  развития, т.е. посредством бюджета  производится межтерриториальное и  межотраслевое перераспределение  национального дохода. Тем самым  соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой  для развития прикладной науки и  создания новой техники. Направляя  через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли  науки, государство тем самым  обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический  потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через государственный  бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения  общественных фондов потребления (свыше 86% от общей суммы общественных фондов потребления).

Как известно, основной формой распределения фонда  потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые  предназначаются для совместного  удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного  плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного  плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие  на народнохозяйственное планирование.

4. И наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль бюджета  государства в национальной экономике

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и  выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние  годы сглаживалась благоприятной экономической  конъюнктурой. Это делает бюджетную  систему России крайне уязвимой с  точки зрения фискальных рисков и  вынуждает проводить более жесткую  бюджетную политику с тем, чтобы  избежать ситуации, когда правительство  будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи  принято решение основывать бюджетное  планирование на умеренно оптимистических  оценках перспектив экономики.

Информация о работе Роль бюджета государства в национальной экономике