Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 00:03, контрольная работа
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИ
(УГУЭС)
Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и социально-экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Роль внебюджетных фондов.»
Выполнил: студент группы 2БЭЗ - 31
2-11.01.114
Файзуллина З.З
Покало С.В.
2013.
Содержание
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона).
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Цель данной работы – используя труды таких авторов как Дробозина Л.А., Ковалев В.В., Миляков Н.В. и других, определить какую роль в жизни общества играют внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов.
Материальным источником
внебюджетных фондов является национальный
доход, в процессе перераспределения которого
создается преобладающая часть фондов.
Основными методами, используемыми при
мобилизации национального дохода в процессе
его перераспределения при формировании
фондов, являются специальные налоги и
сборы, средства из бюджета и займы.
Первоначально внебюджетные фонды появились
в виде специальных фондов или особых
счетов задолго до возникновения единого
центрального денежного фонда государства
– бюджета. Государственная власть с расширением
своей деятельности нуждалась во все новых
расходах, требовавших средства для своего
покрытия. Эти средства концентрировались
в особых фондах, предназначенных для
специальных целей. Такие фонды носили
временный характер, и с выполнением государством
намеченных мероприятий они прекращали
свое существование. В связи с этим количество
фондов постоянно менялось: одни возникали,
другие аннулировались. Следовательно,
государственный внебюджетный фонд –
это форма образования и расходования
денежных средств, образуемых вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации. Государственные внебюджетные
фонды предназначены для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь и имеют строго целевое
назначение. Они создаются на основе соответствующих
актов высших органов власти, в которых
регламентируется их деятельность, указываются
источники формирования, определяются
порядок и направления использования
денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет)
государственных внебюджетных фондов
утверждаются законодательными (представительными)
органами в форме закона (решения) аналогично
закону (решению) об утверждении государственного
бюджета. Формируются государственные
внебюджетные фонды в основном за счет
обязательных отчислений, уплачиваемых
юридическими и физическими лицами. Средства
государственных внебюджетных фондов
находятся в государственной собственности.
Внебюджетные фонды образуются двумя
путями:
• выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
• формированием
внебюджетного фонда с собственными источниками
доходов для определенных целей (к последним,
в частности, относятся созданные во многих
странах фонды социального страхования,
которые предназначены для социальной
поддержки определенных групп населения).
Создание других фондов обусловлено возникновением
новых, ранее неизвестных расходов, которые
заслуживают особого внимания со стороны
общества.
Специальные внебюджетные фонды предназначены
для целевого использования. Обычно в
названии фонда указывается цель расходования
средств.
В зависимости от целевого назначения
внебюджетные фонды делятся на экономические
и социальные, в соответствии с уровнем
управления — на общегосударственные
и региональные.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных.
Направление расходования средств, поступающих во, внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Российской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы) С принятием Бюджетного кодекса федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются ст. 143–150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении – нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:
• Пенсионный фонд РФ;
• Фонд социального страхования РФ;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Реформирование системы внебюджетных фондов Российской Федерации идет в двух направлениях: одни внебюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, а другие сохраняют юридическую самостоятельность, но включаются в состав бюджетной системы Российской Федерации. [8;С.282]
Таким образом, в настоящее время происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими.
Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.
Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы.
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.
В России в отличие
от зарубежных государств, исторически
сложилась совершенно иная система осуществления
государственных расходов.
Составлялось только два бюджета: обыкновенный
и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался
из традиционных, относительно постоянных
расходов и направлялся на финансирование
расходов, связанных с осуществлением
основных функций государства. Чрезвычайный
бюджет фактически выполнял функции специальных
фондов, он не утверждался, не публиковался
и содержался в тайне. За счет его средств
погашался государственный долг, покрывались
убытки, вызванные войной, стихийными
бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств
чрезвычайного бюджета покрывался дефицит
обыкновенного, так как бюджетная система
СССР предусматривала существование одного
государственного бюджета.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.