Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.
Посредством таких экономических форм, как доходы и расходы, которые выражают последовательные этапы распределения и перераспледеление общественного продукта происходит функционирование государственного бюджета.
Введение
I. Общее понятие специальных (внебюджетных) фондов
II. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика
2. Инновационные фонды
III. Специальные фонды России: особенности и отличия от зарубежных фондов
Заключение
Список использованной литературы
Развитие научно-технической
революции порождает создание научно-исследовательских
фондов, используемых для финансирования
поддержки научных исследований
в промышленности, строительстве, а
также содержания государственных
научных центров, осуществляющих разработку
фундаментальных исследований. В
США действуют 2 крупных фонда: национальный
научный фонд (ННФ) и научный фонд
бюро стандартов (НФБС). Средства ННФ
формируются за счет поступлений
из федерального бюджета, отчислений от
прибыли промышленных предприятий,
а также взносов университетов
и колледжей. Расходуется на финансирование
программы в области
В Великобритании фонд национальной
корпорации по развитию исследований
имеет самостоятельный баланс и
не зависит от государственного бюджета.
Его средства формируются за счет
доходов от продажи лицензий на право
использования изобретений. Государство
предоставляет фонду бессрочные
авансы и ежегодные субсидии. Он
финансирует капитальные
Кредитные фонды - это ресурсы,
находящиеся в распоряжении государственных
банков, сберегательных касс, других кредитных
учреждений, предоставляемые на условиях
возврата и уплаты процентов. Преимущественным
правом пользования такими фондами
обладают юридические лица, выполняющие
государственные заказы или работающие
в соответствии с государственными
программами развития страны. Большое
значение кредитные фонды получили
во Франции, к ним относятся фонды
Банка Франции, Банка внешней
торговли, депозитно-сохранной кассы.
В США функционирует целый
ряд кредитных фондов, которые
осуществляют программы, сосредоточенные
в 3-х важнейших отраслях - сельское
хозяйство, жилищное строительство
и внешнеэкономические связи. Для
кредитования сельского хозяйства
создан фонд администрации фермерского
кредита, осуществляющий координацию
деятельности федеральных земельных
банков, федеральных банков среднесрочного
кредита и федеральной
Важное значение для экспорта американского капитала имеет фонд Экспортно-импортного банка США. Банк выдает кредиты (до 15-20 лет) американским экспортным компаниям, а также предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30-60% суммы кредита). Основным источником ресурсов банка являются собственные средства и займы.
В Японии имеется большое количество кредитных фондов. Наибольшее значение приобрели фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков (Экспортно-импортного банка Японии, японского Банка развития, Центрального кооперативного банка для сельского хозяйства и др.). Фонды финансовых корпораций формируются за счет средств бюджета, а также процентов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют займы под умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям. Которые не имеют доступа к другим источникам кредита.
Социальные фонды - ресурсы,
которые предназначены для
Взносы застрахованных представляют прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Ставки взноса установлены: в США - 7,15%; в Великобритании - 5,7% и 9% (в зависимости от дохода); во Франции - 5,7%; в Японии - 5,3%. В странах действует либо один взнос с физических лиц по всем видам страхования (США), либо насколько (ФРГ, Франция), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг. Взносы с предприятий взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные фонды. В США и ФРГ ставка взноса с физических и юридических лиц одинаковая, в Великобритании и Франции разная. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары.
В США действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении, для осуществления социальных программ. Наиболее крупными являются 3 общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся. Фонды социального страхования в ФРГ включают большое число автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования - фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и т.д. В Великобритании функционируют 2 основных социальных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий. В Японии насчитываются 4 крупных фонда: фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы. Во Франции к наиболее значительным социальным фондам относятся: фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным.
Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, задачей которого является урегулирование международной ликвидности в целях равновесия платежного баланса, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), предоставляющий долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей обычно сроком на 20 лет под гарантию правительств стран - членов. В Европейском Союзе созданы ряд межгосударственных фондов, в том числе Бюджет ЕС, Европейский фонд развития, Европейский фонд валютного сотрудничества.
Правительства западных стран
стремятся увеличить число
Важным звеном системы внебюджетного стимулирования нововведений являются инновационные внебюджетные фонды государства и частных лиц, особенно при большом бюджетном дефиците и вынужденном сокращении бюджетного финансирования инновационно-инвестиционной деятельности. Именно поэтому хотелось бы вынести их отдельной строкой. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных, региональных государственных органов власти и введении частных и общественных организаций, имеющих строго целевое назначение - стимулирование и финансирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, внедрения, распространения и освоения нововведений. К инновационным внебюджетным фондам относятся различные автономные и присоединенные внебюджетные фонды, специальные сметы и счета.
Инновационные фонды - один
из методов перераспределения
Являясь необходимым дополнением
бюджетов, инновационные фонды появились
с расширением государственной
и частной деятельности в сфере
НТП, когда возникали новые виды
расходов, которые отражались на особых
счетах и покрывались из источников,
созданных для целей
В современных условиях государство,
частный бизнес и общество в целом
заинтересованы в расширении количества
и объемов инновационных и
инвестиционных внебюджетных фондов.
Это объясняется рядом причин.
Во-первых, правительство получает
денежные средства, находящиеся в
значительной мере вне эффективного
финансового контроля со стороны
законодательной власти. Часть фондов,
особенно связанных с государственной
тайной в отношении военных НИОКР
и конверсии ВПК, не рассматривается
и не утверждается парламентом. Во-вторых,
у государства и частного бизнеса
появляются дополнительные возможности
для инновационной деятельности
и финансовой поддержки инновационного
предпринимательства в целях
увеличения предпринимательской прибыли
и обеспечения стабильности за счет
нововведений, особенно в условиях
депрессивной экономики. В-третьих, фонды
позволяют сглаживать кризисное
состояние с бюджетным
Инновационные внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь- это выделение из бюджета определенных инвестиционно-инновационных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для инновационных целей. В развитых зарубежных странах инновационные фонды образуются двумя способами: одни выделяются из государственного или местных бюджетов, но сохраняют с ними тесные финансовые связи; другие создаются по особому решению законодательного органа для проведения активной и результативной инновационной политики. Под влиянием экономических, политических и социальных условий количество инновационных фондов изменяется. 16
Создание других фондов обусловлено
возникновением новых ранее неизвестных
инвестиционных расходов на нововведения
и НИОКР, которые заслуживают
особого внимания со стороны общества.
В этом случае по предложению правительства
законодательный орган
Инновационные внебюджетные
фонды предназначены для
В финансовой системе развитых
стран инновационные фонды
Инновационные фонды отличаются
друг от друга по срокам действия, правовому
положению, целям использования. В
зависимости от срока фонды различаются:
временные, функционирующие в течение
определенного срока, как правило,
в течение реализации инновационных
проектов или программ, и постоянные.
Во временных фондах отсутствует
процесс капитализации
Информация о работе Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления