Специфика формирования рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачами исследования вышеуказанной темы я ставлю:
1. Выяснение понятия ценной бумаги, выделение на основе классификаций видов и разновидностей ценных бумаг.
2. Рассмотрение рынка ценных бумаг, его структуры и инструментов регулирования.
3. Изучение механизма действия рынка и направления его развития.
Целью данной курсовой работы является изучение общих закономерностей происхождения и сущности ценных бумаг в России, организации и функционирования ценной бумаги на рынке ценных бумаг, а также изучение проблем, связанных с развитием современного рынка ценных бумаг в России.

Содержание

Введение - стр. 3 - 4
Глава I Термины и характеристика ценных бумаг
1. Основные понятия ценной бумаги. – стр. 5- 6

1. Виды ценных бумаг фондового рынка. – стр. 6 - 9

Глава II Рынок ценных бумаг
1. Экономическое содержание, специфика рынка ценных
бумаг в России и его место в системе рыночных отношений - стр. 9-14
2. . История возникновения и развития рынка ценных бумаг
в России. – стр. 14-17
2. Регулирование рынка ценных бумаг, задачи, цели, подходы. - стр. 17-23

Глава III Современное состояния рынка ценных бумаг в России.
3.1. Состояние и проблемы развития рынка ценных бумаг
в России. – стр. 23 - 27
3.2. Тенденции развития современного рынка ценных
бумаг в России. – стр. 27-29
Заключение. - стр. 30 - 32
Список литературы. – стр. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Крусовая экономика ценные бумаги.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

   Государство должно, прежде всего, создать благоприятные условия для инвестиционных вливаний в сферу производства и это возможно после создания стабильных условий для производства, восстановления доверия населения к самому себе (представителям государственной власти) в целом и рынку ценных бумаг в частности. Для этого необходимо выполнение ряда условий, таких как установление четких рамок законности сделок на рынке ценных бумаг и жестких мер наказания за преступления в этой области, принятие определенного курса государственной политики и соответственно стабилизации экономической ситуации в стране. 

2.3. Регулирование рынка ценных бумаг, задачи, цели, подходы. 

  Если  участники рынка ценных бумаг  не выполняют друг перед другом взятых на себя обязательств, то рынок ценных бумаг перестает функционировать. Это обусловлено тем, что ценные бумаги не являются предметом первой необходимости и без них в повседневной жизни любой инвестор может вполне обойтись.

  Для того чтобы участники фондового  рынка соблюдали правила игры, должны функционировать контролирующие органы, на которые возложены обязанности по регулированию процесса взаимодействия участников фондового рынка между собой и выполнения ими взятых на себя обязательств друг перед другом, требований законодательства и соблюдения правил работы на фондовом рынке. Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности по ним всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

  Формирование  рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.

  Регулирование участников рынка может быть внешним  и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным  нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, международным соглашениям.

  Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все  виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные. Регулирование рынка  ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования. Различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. Регулирование рынка ценных бумаг имеет следующие цели:
  • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы);
 

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает:

 

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую норму;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг как и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами.
 

Саморегулируемые  организации 

      В целях повышения эффективности  системы регулирования рынка  ценных бумаг и контроля деятельности профессиональных участников рынка, снижения государственных расходов на регулирование рынка ценных бумаг и осуществления порядка государство обеспечивает создание саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     Саморегулируемые  организации - это некоммерческие, негосударственные  организации, создаваемые профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  на добровольной основе, с целью  регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных  гарантий поддержки, выражающаяся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, т. к. один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

     Создание  саморегулирующих организаций исключительно  в качестве некоммерческих организаций  означает в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ 1994 г., что они могут быть созданы только в следующих организационно-правовых формах - профессиональной общественной организации и в форме объединения коммерческих или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников). В РФ правовой режим саморегулируемых организаций установлен в ГК РФ 1994 г., Законе "О рынке ценных бумаг", в положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением СМ РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. Закон "О рынке ценных бумаг" впервые четко определил понятие саморегулируемой организации.

     Права саморегулируемой организации следующие:

  • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
  • осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
  • контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
  • информационная деятельность на рынке;
  • обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.
 

Государственное регулирование 

     Государственное регулирование деятельности на рынке  ценных бумаг осуществляется путём:

  • установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и стандартов профессиональной деятельности; регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений;
  • создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;
  • постановления предельных объёмов эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня представительными органами государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обеспечение системы контроля за достоверность информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг;
  • контролем за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.

   Данный  перечень выведен на основании Закона "О рынке ценных бумаг" и  Указа Президента РФ от 4 ноября 1994 г. №2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг  в РФ."

   Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией. Для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг образуются и действуют в рамках социальной правоспособности региональные комиссии.

   Региональные  комиссии создаются на основании  Примерного положения о региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку, утвержденного Постановлением Правительства РФ №193 от 28.02.1995 г.

   Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства РФ и нормативных актов о ценных бумагах.

Решения Федеральной комиссии принимаются  в форме постановлений.

     Центральный банк России является вторым по значимости органом, регулирующим рынок ценных бумаг. Центральный Банк РФ - федеральный  орган, действующий на основании  Закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует систимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капиталов.

     Министерство  финансов РФ - министерство в составе  Правительства - регистрирует выпуски  ценных бумаг корпораций (кроме кредитных  организаций), субъектов РФ и органов  местного самоуправления, лицензирует  фондовые биржи, инвестиционные кампании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета, операции с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

     Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением.

     Задачи  регулирования отражены в Указе  Президента РФ "Об утверждении концепции  развития рынка ценных бумаг в  РФ" от 1.07.1996 г. №1008.

     Основываясь на этой концепции, рассмотрим некоторые  из них.  

  • Продолжение и углубление экономически и социально обоснованных реформ - общеполитическая задача государства на рынке ценных бумаг.
  • Формирование эффективного рынка ценных бумаг должно рассматриваться с точки зрения социально-экономических и политических реформ, начатых в России в конце 1991-1992 гг. Реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, могущего мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития.
  • Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики.

Информация о работе Специфика формирования рынка ценных бумаг в России