Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
мой конфронтации с большинством соперничающих банков, не стоит ее провоциро-
вать выбором агрессивного варианта).
Базовые методы реализации конкурентной политики
Методы финансового характера:
снижение
затрат на производство
нении с аналогичными затратами у конкурентов;
снижение
затрат на реализацию
ПРИМЕЧАНИЕ: рассмотренные выше специфические условия создания ря-
да отечественных банков определили их очевидные конкурентные преимущества и
по рассматриваемому направлению. Так:
* банки, занимающие монопольные позиции на рынке, располагали возмож-
ностью привлечения средств во вклады под низкий процент;
* банки, созданные крупными корпорациями, располагали возможностью
привлечения средств путем размещения низкодоходных векселей среди других ее
дочерних структур в порядке внутрикорпоративного перераспределения прибыли;
* банки, пользующиеся поддержкой органов государственного управления,
располагали возможностью использования нестандартных методов привлечения но-
вых клиентов, избавляющих от традиционных затрат на рекламу и т.п.
Методы маркетингового характера8:
ценовые методы (наиболее эффективные);
ассортиментные методы;
рекламные методы.
Методы организационного характера:
внедрение более эффективной модели ОСУ9;
развитие филиальной сети, позволяющее выходить на новые ре-
гиональные рынки (как наиболее затратный метод);
использование
новых организационных форм
клиента.
ПРИМЕР: для индивидуального обслуживания юридического лица – VIP-
клиента создается дополнительный офис, оказывающий ему весь возможный ком-
плекс услуг. Дополнительная привлекательность данного организационного подхода
обеспечивается путем размещения офиса непосредственно в здании штаб-квартиры
клиента.
«Недобросовестные» методы конкуренции:
банковская разведка;
использование скрытой поддержки со стороны государственных
органов (особенно характерное для современных отечественных усло-
вий);
злоупотребление своим монопольным положением на рынке;
переманивание наиболее ценных сотрудников;
использование средств массовой информации для дискредита-
ции конкурентов в глазах государства или клиентов;
откровенно криминальные методы (наименее распространены
сегодня как на отечественных, так и на зарубежных рынках).
ПРИМЕЧАНИЕ: подобные методы находятся в противоречии с банковской
этикой, но активно применяются сегодня на высококонкурентных рынках. В первую
очередь это касается деловой разведки и переманивания ценных сотрудников. Резко
негативную реакцию со стороны банковского сообщества вызывают лишь некото-
рые из них – умышленная диффамация (распространение заведомо ложной инфор-
мации о конкурентах) и откровенно криминальные методы (физические угрозы в от-
ношении руководителей соперничающего банка или использование наемных хаке-
ров для повреждения его компьютерных сетей).
АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА.
Целью ассортиментной политики является определение страте-
гических приоритетов в процессе формирования и изменения предла-
гаемого клиентам банка ассортимента услуг. Успешная реализация этой
политики призвана обеспечить решение следующих прикладных задач:
по коммерческому
направлению деятельности –
постоянного расширения клиентуры за счет предложения набора услуг,
наиболее привлекательных для нее на данный момент времени;
по финансовому
направлению – обеспечение
банка за счет увеличения объема продаж;
по направлению
управления банковскими
зация ассортиментных рисков.
Методические требования к ассортиментной политике банка:
высокая гибкость, отражающая быстрое изменение структуры
спроса на современном финансовом рынке;
необходимость
постоянной привязки
та услуг к индивидуальным потребностям избранной клиентской груп- пы;
80
общая
ориентация на возможность
отдельных услуг, входящих в планируемый ассортимент, в «целевые па-
кеты», отражающие
специфические потребности
ских групп;
учет не только текущего, но и перспективного спроса при фор-
мировании решений
об изменении предлагаемого
постоянная взаимосвязь данной политики с другими направле-
ниями стратегии маркетинга, особенно с ценовой политикой.
Отраслевая специфика ассортиментной политики в банковском
секторе экономики определяется следующими факторами:
лучшие
возможности для
характерный
для финансовых рынков
цов, так и покупателей в отношении принципиально новых услуг;
наличие на рынке многочисленных небанковских институтов, способных предложить финансовые услуги – субституты (например,
ссуды членам кредитных кооперативов либо ломбардные ссуды);
стремление
большинства банков
ных инноваций в области ассортиментной политики и принимать соот-
ветствующие решения на основе изучения уже имеющегося чужого
опыта.
Дополнительная
отечественная специфика
литики в банковском секторе определяется следующими факторами:
худшие
возможности для оценки
структуре спроса на банковские услуги как одно из проявлений инфор-
мационной непрозрачности отечественного финансового рынка;
ограниченный
платежеспособный спрос на
рым клиент может найти замену в процессе вертикальной или горизон-
тальной интеграции (например, кредит банка может быть заменен ли-
зингом или бартерными поставками);
диспропорции в ассортименте услуг одного и того же корпора-
тивного банка на различных региональных рынках;
меньшая
готовность клиентов к
щих сложного технологического сопровождения (например, технология «Клиент – Банк»).
ПРИМЕР: многие периферийные банки столкнулись с необходимостью соб-
ственными силами организовывать обучение сотрудников бухгалтерий клиентов как
необходимым предварительным условием внедрения данной системы расчетов.
Ассортиментная политика банка должна включать несколько стра-
тегических подходов, определяемых на вариантной основе. ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного ва-
рианта обновления ассортимента.
Вариант 1: «консервативная политика».
Принцип реализации: Вариант предполагает приоритетную ори-
ентацию на изменения, уже опробованные конкурентами. При реализа-
ции данного варианта банк фактически следует в «фарватере» конкурен-
тов, реализующих инновационную ассортиментную политику. Решения
об изменении ассортимента принимаются лишь после получения и под-
тверждения информации о положительных результатах внедрения дру-
гими банками новой услуги или отказа от старой.
Преимущества:
минимизация ассортиментных рисков в форме преждевременно-
го отказа от еще пользующейся спросом услуги или внедрения новой
услуги, так и не нашедшей достаточного спроса;
возможность сокращения затрат на маркетинговые исследова-
ния рынка и освоение новой услуги.
Недостатки:
угроза
ухудшения рыночных позиций
запрограммированного отставания от конкурентов в области постоянно-
го обновления ассортимента;
необходимость
обеспечения доступа к
формации конкурентов, т.е. использования методов деловой разведки.
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для двух
групп современных кредитных организаций:
небольших и средних банков, не претендующих на роль лидеров
на соответствующем рынке;
для любых
банков с исторически
щественно консервативной клиентурой.
Вариант 2: «инновационная политика ».
Принцип реализации: Вариант предполагает приоритетную ори-
ентацию на
опережающие конкурентов
услуг. При реализации данного варианта банк выступает в роли «пионе-
ра» на своем рынке, первым либо разрабатывая и внедряя новые услуги,
либо исключая из своего ассортимента уже имеющиеся. Решения об из-
менении ассортимента принимаются на основании рекомендаций марке-
тологов, отслеживающих тенденции в изменении перспективного спроса
со стороны различных клиентских групп.
Преимущества:
при успешной реализации данной политики – возможность
обеспечения лидирующего положения на рынке;
возможность
извлечения сверхприбыли от
зивных для данного сегмента рынка, т.е. отсутствующих у конкурентов,
услуг.
82
Недостатки: необходимость значительных затрат на маркетинговые исследо-
вания рынка, освоение новой услуги и продвижение ее на рынок;
высокая
вероятность реализации
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для круп-
ных, финансово успешных банков, претендующих на роль лидеров на
соответствующем рынке.
ПРИМЕЧАНИЕ: как показывает зарубежный опыт, подобная политика наи-
более актуальна и относительно безопасна в отношении так называемых «нетради-
ционных для банка услуг» – траста, лизинга, консалтинга и т.п. Они уже знакомы
потенциальным клиентам, и их экономическая целесообразность не вызывает осо-
бых сомнений.
ВТОРОЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного ва-
рианта обеспечения взаимосвязи услуг в рамках предлагаемого ас-
сортимента.
Вариант 1: приоритетная ориентация на связанные услуги.
Принцип реализации: Вариант предполагает обеспечение одного
из главных требований современного маркетинга – комплексный харак-
тер обслуживания клиентов. Представителям конкретных клиентских
групп предлагается несколько пакетов связанных услуг, учитывающих
специфику их деятельности.
Преимущества:
большая
степень привлекательности
лучшие
финансовые результаты от
Недостатки:
дополнительные
затраты на разработку и
таких пакетов;
большая степень зависимости банка от правильности рекомен- даций маркетологов по составу отдельных пакетов.
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для не-
больших и средних банков, специализированных по отраслевому при-