Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
знаку.
ПРИМЕЧАНИЕ: основным препятствием для внедрения принципа «пакет-
ного обслуживания» в отечественных условиях является ограниченный платежеспо-
собный спрос со стороны наиболее массовых клиентских групп. Это вынуждает банк
оказывать ряд сервисных (т.е. дополняющих основные) услуг на бесплатной основе.
Соответственно, улучшение коммерческих результатов не сопровождается парал-
лельным увеличением прибыли.
Вариант 2: приоритетная ориентация на широкий ассорти-
мент не связанных между собою услуг.
Принцип реализации: Вариант предполагает необходимость учета
требований со стороны самых различных по составу и потребностям клиентских групп. Банк стремится максимально разнообразить ассорти-
мент, в том числе, путем включения в него услуг с высокой степенью
дифференциации. В результате каждый клиент может выбрать конкрет-
ные услуги, наиболее отвечающие его потребностям.
Преимущества:
меньшая
вероятность ассортиментных
степени их дифференциации;
большая простота организации работы по обновлению ассорти-
мента (обновляются локальные услуги, а не целостные их пакеты).
Недостатки:
меньшая
коммерческая
собою услуг для клиентов;
невозможность
получения финансовых
ных для «пакетного» принципа обслуживания.
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для круп-
ных универсальных банков, ориентированных на обслуживание массо-
вой клиентуры.
ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного ва-
рианта специализации услуг.
Вариант 1: приоритетная ориентация на узкоспециализиро-
ванные услуги, нацеленные на специфические потребности кон- кретной клиентской группы.
Принцип реализации: Вариант предполагает предварительную
дифференциацию ассортимента услуг банка по определенным ранее
клиентским группам. Далее по каждой группе разрабатываются услуги,
в наибольшей степени отвечающие ее потребностям. Аналогично осу-
ществляется и обновление ассортимента.
ПРИМЕР: для каждой клиентской группы из числа юридических лиц разра-
батывается свой ассортимент краткосрочных ссуд на восполнение недостатка собст-
венных оборотных средств.
Преимуществом варианта является улучшение конкурентных по-
зиций и финансовых результатов за счет большей привлекательности
услуг.
Недостатки:
дополнительные
затраты на дифференциацию
клиентской группе;
общая
технологическая сложность
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для не-
больших и средних специализированных банков, не ориентированных на
обслуживание массовой клиентуры.
Вариант 2: приоритетная ориентация на типовые услуги, на-
целенные на потребности массовой клиентуры.
Принцип реализации: Вариант предполагает необходимость
предварительного выявления потребностей «среднестатистического»
клиента. На этой основе разрабатывается и вводится в ассортимент ти-
повая услуга,
способная удовлетворить
Аналогично осуществляется и обновление ассортимента.
ПРИМЕР: для всех клиентов из числа юридических лиц предлагается стан-
дартный ассортимент типовых кредитных услуг: «краткосрочный кредит на попол-
нение оборотного капитала», «инвестиционный кредит», «кредитная линия» и т.п.
Преимущества:
отсутствие
затрат на дифференциацию
меньшая
вероятность реализации
технологическая простота данного варианта.
Недостатком
варианта выступает ухудшение
зиций и финансовых результатов за счет снижения привлекательности
услуг.
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для круп-
ных универсальных банков.
ПОЛИТИКА ОСВОЕНИЯ РЫНОЧНЫХ НИШ.
Целью данной политики является определение стратегических
приоритетов в процессе изменения структуры обслуживаемого рынка
путем создания новых или ликвидации обслуживаемых ранее регио-
нальных или отраслевых рыночных ниш.
ПРИМЕЧАНИЕ: под «рыночной нишей» понимается конкретный сегмент
рынка банковских услуг, выделенный по определенному признаку. Это может быть
регион, в котором впервые появляется филиал данного банка, или новая клиентская группа, представляющая отрасль, с которой он ранее не работал. Аналогично осуще-
ствляется и процесс ликвидации той или иной ниши
Успешная реализация этой политики призвана обеспечить реше-
ние следующих прикладных задач:
по коммерческому
направлению деятельности –
выгодной
для банка структуры
по финансовому
направлению – обеспечение
банка за счет увеличения объема продаж на вновь освоенных сегментах
рынка.
по направлению
управления банковскими
зация коммерческих рисков, связанных с обслуживанием конкретных
ниш. ПРИМЕЧАНИЕ: прежде всего, следует учитывать опасность сокращения за-
планированной прибыли из-за ухудшения конъюнктуры отраслевого или региональ-
ного рынка, с которого банк не успел оперативно вывести свои активы10
Методические требования к данной политике банка:
высокая гибкость, отражающая быстрое изменение конъюнкту-
ры на конкретных сегментах современного финансового рынка;
необходимость
учета индивидуальных
го региона
или отрасли в части
учет не только текущего, но и перспективного спроса на банков-
ские услуги в отрасли или регионе при формировании решений об изме-
нении рассматриваемой политики банка;
постоянная взаимосвязь данной политики с другими политика-
ми стратегического маркетинга (особенно с ассортиментной и ценовой).
Отраслевая специфика данной политики определяется следую-
щими факторами:
высокие экономические и иные барьеры для входа на соответст-
вующий сегмент рынка и выхода с него;
повышенная
вероятность угрозы
тов, уже освоивших данный сегмент рынка, для совместного противо-
действия попыткам «чужака» войти и закрепиться на нем;
консерватизм
большинства потенциальных
нии возможности сотрудничества с банком, впервые появившимся на
рынке.
Дополнительная отечественная специфика данной политики
определяется следующими факторами:
худшие
возможности для оценки
мической
конъюнктуры отрасли или
информационной непрозрачности отечественного рынка;
высокий
уровень монополизации
раслевых рынков банками, созданными в начале 90-х годов с прямым
участием бывших государственных органов управления отраслью;
ПРИМЕЧАНИЕ: в результате некоторые отрасли (газовая промышленность,
энергетика, железнодорожный транспорт и др.) фактически закрыты для любых «по-
сторонних» коммерческих банков, несмотря на всю привлекательность их для кли-
ентов.
резкие
диспропорции в степени
лей и регионов России, следовательно, и платежеспособного спроса на
банковские услуги со стороны представляющих их клиентов;
дополнительные рыночные барьеры при освоении новой регио-
нальной ниши,
связанные с
держки которых успешная работа банка в регионе практически невоз-
можна;
повышенный
уровень криминогенности в
определяющий необходимость участия службы безопасности банка в
формировании и реализации рассматриваемой политики11.
Политика освоения банком новых рыночных ниш должна вклю-
чать несколько стратегических подходов, определяемых на вариантной
основе.
ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного ва-
рианта освоения новой рыночной ниши.
Вариант 1: приоритетная ориентация на использование при
освоении новой ниши методов агрессивной конкуренции.
Принцип реализации: Вариант предполагает использование наи-
более эффективных методов преодоления «входных барьеров», в томм числе нарушающих принципы банковской этики.
ПРИМЕР: так, изучение новой для банка рыночной ниши осуществляется с
использованием методов деловой разведки. При создании нового регионального фи-
лиала применяются
различные способы
сотрудников уже работающих там банков. При подготовке рекламных кампаний
применяются наиболее активные методы, в том числе косвенно компрометирующие
конкурентов. Наконец, клиентам предлагаются существенно более низкие цены на
основные услуги либо бесплатные дополнительные услуги.
Преимущества:
в случае
успешной реализации –
вания новой рыночной ниши;
повышение
общего уровня организационно-
культуры
банка как предварительное
анта.
Недостатки:
высокий уровень затрат, связанных с подготовкой и реализацией
рассмотренных выше методов;
неизбежная
жесткая конфронтация с
дня работы на новом рынке;
повышенная
вероятность реализации
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для круп-
ных высокорентабельных банков при освоении особо перспективных
ниш.
Вариант 2: приоритетная ориентация на использование при
освоении новой ниши методов наступательной конкуренции.
Принцип реализации: Вариант предполагает использование мето-
дов, не вызывающих у конкурентов негативной реакции. Для этого мо-
гут использоваться
либо принципиально новые
обслуживания имеющейся клиентуры (ОСУ по группам клиентов, до-
полнительные офисы «под конкретного клиента»), либо пока отсутст-
вующие у конкурентов услуги (траст, лизинг, инвестиционный консал-
тинг). В некоторых случаях рыночная ниша может быть создана путем
формирования новой клиентской группы.
ПРИМЕР: так, в качестве новой клиентской группы могут быть определены
студенты негосударственных вузов, которым банк предлагает пакет взаимосвязан-
ных услуг – образовательный кредит, специальные банковские карточки, информа-
ционный консалтинг.
Преимущества:
меньший
уровень предварительных
возможность
сохранения с конкурентами «