Стратегия банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.

Вложенные файлы: 1 файл

речь.docx

— 127.08 Кб (Скачать файл)

ВТОРОЙ ПОХОД связан с использованием метода «конверсии средств».

Принцип реализации: Подход предполагает строгую координацию сроков привлечения-размещения финансовых ресурсов. Для этого кредитная организация фактически создает три фонда: долгосрочных (более 12-ти месяцев), среднесрочных (3 – 12 месяцев) и краткосрочных (до 3-х месяцев) банковских операций. В первый фонд направляется свободная часть собственного капитала банка и средства, привлеченные на долгосрочной основе. Остальные привлеченные ресурсы распределяются соответственно между вторым и третьим фондами. Аналогично осуществляются и активные операции. При этом движение финансовых ресурсов через каждый фонд планируется и контролируется специальной службой в составе департамента управления ликвидностью на основании рекомендации собственных маркетологов.

Преимущества:

  • обеспечение постоянной текущей ликвидности банка за счет координации сроков привлечения и размещения финансовых ресурсов;
  • возможность долгосрочного планирования структуры активов в целом и по их базовым элементам;

Недостатки:

  • вероятность неполного размещения средств, особенно привлеченных банком на краткосрочной основе;

ПРИМЕР: ресурсы  банка в фонде долгосрочных и  среднесрочных операций исчерпаны, но в фонде краткосрочных операций еще достаточно средств. Текущий  спрос со стороны клиентов имеется  лишь на долгосрочные и среднесрочные  вложения. При использовании метода «конверсии средств» он не может быть удовлетворен, следовательно, в фонде  краткосрочных операций остаются неразмещенные  средства, которые и увеличивают  неработающие активы банка, снижая его  рентабельность.

  • большая степень сложности организации управления, прежде всего – текущего финансового планирования.

Рекомендации  по применению: Подход целесообразен для любых типов кредитных организаций, не имеющих надежных и относительно дешевых источников срочного привлечения средств. В условиях нестабильной макросреды он должен использоваться даже крупными банками.

ПРИМЕЧАНИЕ: до настоящего времени большинство  отечественных банков используют метод  «общего фонда средств». Однако после  насыщения спроса на краткосрочные  и среднесрочные вложения, они  будет вынуждены выводить свои активы и на рынок долгосрочных операций. Это обуславливает актуальность переориентации их политики на метод  «конверсии средств».

ТРЕТИЙ  ПОДХОД связан с использованием метода «научного управления».

Принцип реализации: Подход предполагает широкое использование информационных технологий при управлении движением финансовых потоков банка. Для этого применяются специальные математические модели и созданные на их основе программы для скоординированного планирования пассивных и активных операций. Метод позволяет просчитывать конкретные управленческие решения на многовариантной основе с учетом общей финансовой стратегии кредитной организации и текущей ситуации на соответствующих сегментах рынка.

Преимущества:

  • практическое использование возможностей современных информационных технологий в банковском деле (по данному направлению оно обеспечивает не просто ускорение соответствующих операций, но принципиально новое качество управления – традиционные методы объективно не позволяют учитывать такое количество ситуационных параметров и сопоставлять такое количество альтернативных вариантов, которые включает в расчет компьютер);
  • высокая оперативность формирования управленческих решений на автоматизированной основе.

ПРИМЕР: в  качестве близкого аналога можно  привести используемые во многих зарубежных мегаполисах автоматизированные системы управления транспортными потоками. Их эффективность не сопоставима с традиционными методами, основанными на применении светофоров, никак не реагирующих на изменения интенсивности движения.

Недостатки:

  • высокая капиталоемкость, определяемая стоимостью компьютерной техники, программных средств и подготовки будущих пользователей;
  • высокая чувствительность программных продуктов к регулярным и малопрогнозируемым изменениям параметров внешней среды, неизбежным в условиях нестабильной экономики.

Рекомендации  по применению: Подход целесообразен для крупнейших банковских корпораций и финансовых холдингов, действующих в условиях относительно стабильной внешней среды. Они, как правило, имеют не только мощный финансовый потенциал, но и доступ к источникам экономической и политической информации, закрытым для более мелких структур.

ПРОЦЕНТНАЯ  ПОЛИТИКА.

Целью процентной политики выступает определение стратегического подхода к управлению диапазоном процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам. Роль рассматриваемой политики в финансовой стратегии банка определяется местом банка на финансовом рынке как финансового посредника, основным источником доходов которого выступает процентная маржа. Решения, принятые руководством банка в части верхней границы диапазона далее отражаются в соответствующих задачах кредитной и фондовой политик. Аналогично, решения по нижней границе диапазона учитываются при формировании депозитной и эмиссионной политик. Кроме того, от общего направления избранного подхода во многом зависят как текущие, так и перспективные позиции банка на обслуживаемых рынках.

При формировании данной политики руководство кредитной организации может выбрать один из четырех подходов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

ПЕРВЫЙ  ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на увеличение диапазона.

Принцип реализации: Подход предполагает чаще всего сокращение процентной ставки по привлекаемым ресурсам (например, за счет выпуска низкодоходных ценных бумаг или снижения доходности депозитов), поскольку удорожание банком кредитных ресурсов даже в условиях малоконкурентной среды способно резко сократить клиентскую базу.

Преимущество: возможность существенного удешевления привлеченных финансовых ресурсов, следовательно, увеличения процентного диапазона и общей массы полученной банком прибыли.

Недостаток: для большинства кредитных организаций связано с ухудшением конкурентных позиций на соответствующих сегментах финансового рынка из-за снижения привлекательности услуг для клиентов.

В дальнейшем это определяет последовательное сокращение ресурсной базы, следовательно, конечных финансовых показателей банка.

Рекомендации  по применению:

  • в современных зарубежных условиях такой подход доступен для наиболее авторитетных банков, имидж которых гарантирует сохранение клиентуры, ориентированной, прежде всего, на надежность своих вложений, а не на высокий доход по ним;

ПРИМЕР: однако даже такие банки не злоупотребляют своим положением и уменьшают доходности привлекаемых средств на очень незначительную величину (обычно 0.25 – 0,5 %). При характерных для них огромных оборотах финансовых операций даже такая небольшая разница обеспечивает существенное удешевление ресурсной базы.

  • в отечественных условиях практическую реализацию такого подхода осуществляет большинство кредитных организаций, ориентирующихся на соответствующую стратегию банков-монополистов.

ПРИМЕЧАНИЕ: в данном случае имеется в виду не только Сбербанк РФ, но

и ряд крупнейших отраслевых и региональных банков, созданных с участием органов государственного управления или действующих в составе финансово промышленных групп. Последние, в отличие от Сбербанка и ему подобных монополистов, реализующих рассматриваемую политику исключительно ради повышения своей рентабельности, часто имеют и другие цели. Так, размещение низкодоходных ценных бумаг банка среди других членов одного финансового холдинга может использоваться в качестве эффективного инструмента внутрикорпоративного перераспределения прибыли, снижающего налоговое давление на его наиболее рентабельных участников.

ВТОРОЙ ПОДХОД связан с общей  ориентацией банка на уменьшение диапазона.

Принцип реализации: в отличие от первого подхода, диапазон может уменьшаться в любом из следующих трех вариантов:

  • увеличение процентной ставки по привлекаемым ресурсам;
  • уменьшение процентной ставки по размещаемым ресурсам;
  • одновременное сближение обеих границ процентного диапазона.

Преимущества:

  • улучшение рыночных позиций банка за счет повышения привлекательности ценовых характеристик его услуг, следовательно, быстрое расширение клиентской базы;
  • перспективное улучшение финансовых результатов за счет практической реализации принципа современного бизнеса «зарабатывать прибыль надо увеличением не цен, а общего оборота».

Недостатки:

  • способствует увеличению процентных рисков, связанных с невозможностью рентабельного для банка размещения средств, привлеченных по завышенным процентным ставкам;
  • при резком снижении цен вероятна негативная реакция основных конкурентов банка в форме обвинений его в применении демпинговых цен как метода недобросовестной конкуренции;
  • на первом этапе несколько сокращает массу операционных доходов.

Рекомендации  по применению:

  • в современных зарубежных условиях такой подход опасно использовать в период ожидаемого ухудшения конъюнктуры на рынках активных операций из-за высокой вероятности реализации процентных рисков;

ПРИМЕЧАНИЕ: работающие на высококонкурентных рынках зарубежные банки вынужденно использовали рассматриваемый подход, доведя сегодня  процентный диапазон до возможного минимума (от 0,5 до 1 %). Дальнейшее его сокращение даже на десятую долю процента увеличивает  вероятность процентного риска  в геометрической прогрессии отечественные банки могут использовать рассматриваемый подход без какой-либо угрозы процентных рисков (на конец 2004 года средняя процентная разница у большинства из них составляла 7 – 8 %).

ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на гибкое и оперативное манипулирование процентными ставками.

Принцип реализации: Подход предполагает использование конъюнктурного метода ценообразования на все предлагаемые услуги. Ориентируясь на прогнозы маркетологов, банк оперативно меняет величину процентных ставок на различных сегментах рынка, стремясь максимально приблизить их к ожидаемым изменениям спроса.

Преимущество: Подход позволяет обеспечить оптимальное соотношение процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам с учетом текущей конъюнктуры спроса и предложения. В современных условиях зарубежные банки часто используют специальные математические модели, существенно повышающие эффективность и оперативность механизмов ценообразования.

Недостатки:

  • повышенная вероятность наступления процентных рисков при ошибке маркетологов в прогнозах динамики конъюнктуры финансовых рынков;
  • возможность извлечь выгоду только в отношении вновь заключаемых с клиентами договоров, поскольку на ранее заключенные договора новые процентные ставки распространяться не будут.

Рекомендации  по применению: подход целесообразен для к крупных зарубежных банков, действующих в условиях относительно стабильной макросреды.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДХОД связан с общей  ориентацией банка на манипулирование процентным диапазоном в целом.

Принцип реализации: Подход предполагает необходимость использования механизма «плавающих процентных ставок» по всем заключаемым банком договорам на проведение долгосрочных и среднесрочных операций (как активных, так и пассивных). В современных условиях необходимыми условиями применения такого подхода выступают следующие:

  • в соответствующих договорах четко указываются причины и величина возможных изменений установленной процентной ставки (наиболее целесообразно в качестве критерия использовать ставку рефинансирования);

ПРИМЕЧАНИЕ: в начале 90-х годов прошлого века Сбербанк в течение ограниченного периода использовал рассматриваемый механизм на рынке срочных

депозитов. При этом в качестве основания  для возможного изменения процентной ставки использовалась неопределенная формулировка «при изменении независящих от Банка условий». Таким образом, клиент не получал ответа на два очевидных вопроса – «каких именно условий?» и «на какую величину?». Подобный вариант был естественным для монополиста, но недопустим с позиции конкурентного рынка.

  • в соответствии с динамикой используемого критерия подлежат равному изменению обе границы диапазона, т.е. его общая величин (процентная разница) остается прежней.

ПРИМЕЧАНИЕ: в 2004 году Банк России в течение менее  полугода дважды снижал ставку рефинансирования. В течение трех-пяти дней после соответствующих изменений большинство отечественных банков уменьшали процентную ставку по депозитам. Ставка же по кредитным ресурсам уменьшалась с опозданием на два-три месяца. Чтобы не выглядеть в глазах клиентов финансовым спекулянтом, банк должен своей процентной политикой демонстрировать полную личную незаинтересованность в осуществляемых изменениях (диапазон, следовательно, посредническая маржа банка при рассматриваемом здесь подходе сохраняются неизменными).

Информация о работе Стратегия банка