Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
ВТОРОЙ ПОХОД связан с использованием метода «конверсии средств».
Принцип реализации: Подход предполагает строгую координацию сроков привлечения-размещения финансовых ресурсов. Для этого кредитная организация фактически создает три фонда: долгосрочных (более 12-ти месяцев), среднесрочных (3 – 12 месяцев) и краткосрочных (до 3-х месяцев) банковских операций. В первый фонд направляется свободная часть собственного капитала банка и средства, привлеченные на долгосрочной основе. Остальные привлеченные ресурсы распределяются соответственно между вторым и третьим фондами. Аналогично осуществляются и активные операции. При этом движение финансовых ресурсов через каждый фонд планируется и контролируется специальной службой в составе департамента управления ликвидностью на основании рекомендации собственных маркетологов.
Преимущества:
Недостатки:
ПРИМЕР: ресурсы банка в фонде долгосрочных и среднесрочных операций исчерпаны, но в фонде краткосрочных операций еще достаточно средств. Текущий спрос со стороны клиентов имеется лишь на долгосрочные и среднесрочные вложения. При использовании метода «конверсии средств» он не может быть удовлетворен, следовательно, в фонде краткосрочных операций остаются неразмещенные средства, которые и увеличивают неработающие активы банка, снижая его рентабельность.
Рекомендации по применению: Подход целесообразен для любых типов кредитных организаций, не имеющих надежных и относительно дешевых источников срочного привлечения средств. В условиях нестабильной макросреды он должен использоваться даже крупными банками.
ПРИМЕЧАНИЕ: до настоящего времени большинство отечественных банков используют метод «общего фонда средств». Однако после насыщения спроса на краткосрочные и среднесрочные вложения, они будет вынуждены выводить свои активы и на рынок долгосрочных операций. Это обуславливает актуальность переориентации их политики на метод «конверсии средств».
ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с использованием метода «научного управления».
Принцип реализации: Подход предполагает широкое использование информационных технологий при управлении движением финансовых потоков банка. Для этого применяются специальные математические модели и созданные на их основе программы для скоординированного планирования пассивных и активных операций. Метод позволяет просчитывать конкретные управленческие решения на многовариантной основе с учетом общей финансовой стратегии кредитной организации и текущей ситуации на соответствующих сегментах рынка.
Преимущества:
ПРИМЕР: в качестве близкого аналога можно привести используемые во многих зарубежных мегаполисах автоматизированные системы управления транспортными потоками. Их эффективность не сопоставима с традиционными методами, основанными на применении светофоров, никак не реагирующих на изменения интенсивности движения.
Недостатки:
Рекомендации по применению: Подход целесообразен для крупнейших банковских корпораций и финансовых холдингов, действующих в условиях относительно стабильной внешней среды. Они, как правило, имеют не только мощный финансовый потенциал, но и доступ к источникам экономической и политической информации, закрытым для более мелких структур.
ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА.
Целью процентной политики выступает определение стратегического подхода к управлению диапазоном процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам. Роль рассматриваемой политики в финансовой стратегии банка определяется местом банка на финансовом рынке как финансового посредника, основным источником доходов которого выступает процентная маржа. Решения, принятые руководством банка в части верхней границы диапазона далее отражаются в соответствующих задачах кредитной и фондовой политик. Аналогично, решения по нижней границе диапазона учитываются при формировании депозитной и эмиссионной политик. Кроме того, от общего направления избранного подхода во многом зависят как текущие, так и перспективные позиции банка на обслуживаемых рынках.
При формировании данной политики руководство кредитной организации может выбрать один из четырех подходов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на увеличение диапазона.
Принцип реализации: Подход предполагает чаще всего сокращение процентной ставки по привлекаемым ресурсам (например, за счет выпуска низкодоходных ценных бумаг или снижения доходности депозитов), поскольку удорожание банком кредитных ресурсов даже в условиях малоконкурентной среды способно резко сократить клиентскую базу.
Преимущество: возможность существенного удешевления привлеченных финансовых ресурсов, следовательно, увеличения процентного диапазона и общей массы полученной банком прибыли.
Недостаток: для большинства кредитных организаций связано с ухудшением конкурентных позиций на соответствующих сегментах финансового рынка из-за снижения привлекательности услуг для клиентов.
В дальнейшем это определяет последовательное сокращение ресурсной базы, следовательно, конечных финансовых показателей банка.
Рекомендации по применению:
ПРИМЕР: однако даже такие банки не злоупотребляют своим положением и уменьшают доходности привлекаемых средств на очень незначительную величину (обычно 0.25 – 0,5 %). При характерных для них огромных оборотах финансовых операций даже такая небольшая разница обеспечивает существенное удешевление ресурсной базы.
ПРИМЕЧАНИЕ: в данном случае имеется в виду не только Сбербанк РФ, но
и ряд крупнейших отраслевых и региональных банков, созданных с участием органов государственного управления или действующих в составе финансово промышленных групп. Последние, в отличие от Сбербанка и ему подобных монополистов, реализующих рассматриваемую политику исключительно ради повышения своей рентабельности, часто имеют и другие цели. Так, размещение низкодоходных ценных бумаг банка среди других членов одного финансового холдинга может использоваться в качестве эффективного инструмента внутрикорпоративного перераспределения прибыли, снижающего налоговое давление на его наиболее рентабельных участников.
ВТОРОЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на уменьшение диапазона.
Принцип реализации: в отличие от первого подхода, диапазон может уменьшаться в любом из следующих трех вариантов:
Преимущества:
Недостатки:
Рекомендации по применению:
ПРИМЕЧАНИЕ: работающие на высококонкурентных рынках зарубежные банки вынужденно использовали рассматриваемый подход, доведя сегодня процентный диапазон до возможного минимума (от 0,5 до 1 %). Дальнейшее его сокращение даже на десятую долю процента увеличивает вероятность процентного риска в геометрической прогрессии отечественные банки могут использовать рассматриваемый подход без какой-либо угрозы процентных рисков (на конец 2004 года средняя процентная разница у большинства из них составляла 7 – 8 %).
ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на гибкое и оперативное манипулирование процентными ставками.
Принцип реализации: Подход предполагает использование конъюнктурного метода ценообразования на все предлагаемые услуги. Ориентируясь на прогнозы маркетологов, банк оперативно меняет величину процентных ставок на различных сегментах рынка, стремясь максимально приблизить их к ожидаемым изменениям спроса.
Преимущество: Подход позволяет обеспечить оптимальное соотношение процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам с учетом текущей конъюнктуры спроса и предложения. В современных условиях зарубежные банки часто используют специальные математические модели, существенно повышающие эффективность и оперативность механизмов ценообразования.
Недостатки:
Рекомендации по применению: подход целесообразен для к крупных зарубежных банков, действующих в условиях относительно стабильной макросреды.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на манипулирование процентным диапазоном в целом.
Принцип реализации: Подход предполагает необходимость использования механизма «плавающих процентных ставок» по всем заключаемым банком договорам на проведение долгосрочных и среднесрочных операций (как активных, так и пассивных). В современных условиях необходимыми условиями применения такого подхода выступают следующие:
ПРИМЕЧАНИЕ: в начале 90-х годов прошлого века Сбербанк в течение ограниченного периода использовал рассматриваемый механизм на рынке срочных
депозитов. При этом в качестве основания для возможного изменения процентной ставки использовалась неопределенная формулировка «при изменении независящих от Банка условий». Таким образом, клиент не получал ответа на два очевидных вопроса – «каких именно условий?» и «на какую величину?». Подобный вариант был естественным для монополиста, но недопустим с позиции конкурентного рынка.
ПРИМЕЧАНИЕ: в 2004 году Банк России в течение менее полугода дважды снижал ставку рефинансирования. В течение трех-пяти дней после соответствующих изменений большинство отечественных банков уменьшали процентную ставку по депозитам. Ставка же по кредитным ресурсам уменьшалась с опозданием на два-три месяца. Чтобы не выглядеть в глазах клиентов финансовым спекулянтом, банк должен своей процентной политикой демонстрировать полную личную незаинтересованность в осуществляемых изменениях (диапазон, следовательно, посредническая маржа банка при рассматриваемом здесь подходе сохраняются неизменными).