Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
деляется следующими факторами:
большая степень влияния имиджа на рыночные позиции банка в
силу его профессионального статуса не только финансового посредника,
но и доверенного лица основных категорий клиентов;
дополнительные
требования к конечной
клиентов;
74
дополнительные
требования к обеспечению
сти стратегии в силу широкого распространения деловой разведки;
большая степень гибкости (адаптируемости) стратегии в силу
нестабильности, изначально присущей банковским рынкам.
Дополнительная
отечественная специфика
стратегии банка определяется следующими факторами:
изначально
неравные рыночные позиции
отечественных банков из-за принципиально различных условий их соз-
дания и выхода на рынок (как главный фактор);
ПРИМЕЧАНИЕ: к середине 90-х годов на российском банковском рынке
работало три группы кредитных организаций. Первая была создана в режиме акцио-
нирования старых государственных банков (Промстройбанк, Сбербанк, Агропром-
банк и др.), получив в качестве правопреемников их клиентскую и ресурсную базу.
Вторую группу образовали банки, созданные с прямым участием государственных
органов управления (Желдорбанк, Банк Москвы и др.) либо преобразованных на их основе концернов (Газпромбанк, Ростекстильбанк и др.). Они получили в свой ус-
тавный капитал фактически государственные средства, а за счет использования «ад-
министративного ресурса» учредителей – необходимую клиентуру из числа крупных
предприятий. В третью группу вошли банки, созданные без участия государственно-
го капитала. Представители каждой из этих групп, ориентируясь на особенности
своих конкурентных позиций, вынуждены были формировать и реализовывать
принципиально иные маркетинговые стратегии, во многом сохранившиеся до на-
стоящего времени.
ограниченный
платежеспособный спрос на
банковских услуг со стороны большинства потенциальных потребите-
лей;
ПРИМЕЧАНИЕ: в результате действия данного фактора основные усилия
российских банков по маркетинговому направлению деятельности сосредоточились
на относительно узких сегментах рынка, что привело к выраженным диспропорциям
в уровне конкурентности, насыщенности и качества предлагаемых на них услуг.
«информационная непрозрачность» рынка для как производите-
лей, так и потребителей банковских продуктов;
ПРИМЕЧАНИЕ: для банков это определило необходимость использования
нестандартных технологий маркетинговых исследований, основанных, в том числе,
на методах деловой разведки и неформального доступа к информации государствен-
ных органов управления.
диспропорции в степени насыщенности рынка банковских услуг
на территории различных регионов России;
ПРИМЕЧАНИЕ: что обусловило необходимость дифференциации номенк-
латуры используемых банками методов продвижения своих финансовых услуг на
рынки различных регионов. отсутствие необходимого доверия к коммерческим банкам со
стороны большинства потенциальных клиентов;
ПРИМЕЧАНИЕ: что объективно усилило рыночные позиции банков-
монополистов (прежде всего, Сбербанка и Внешторгбанка) и предъявило дополни-
тельные требования к эффективности маркетинговой стратегии прочих кредитных
организаций (особенно в части ценовой и рекламной политик).
отсутствие
полноценной конкуренции со
банков.
ПРИМЕЧАНИЕ: это было вполне оправдано на ранних стадиях становления
и развития новой банковской системы России, но сегодня является объективным
препятствием для ее дальнейшего развития:
способствуя
сохранению позиций
препятствуя повышению общей маркетинговой культуры российских бан-
ков как единственного «ответа на вызов» со стороны зарубежных конкурентов.
4.2. Основные
направления маркетинговой
КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА.
Конкурентная политика выступает в качестве одного из направ-
лений стратегии по коммерческому направлению его деятельности и оп-
ределяет принципиальный подход к организации взаимоотношений бан-
ка с его конкурентами.
Банковская конкуренция это непрерывный процесс соперниче-
ства кредитных организаций за обеспечение оптимальных условий
функционирования
на соответствующих сегментах
услуг.
Основные категории конкурентов на банковских рынках:
универсальные банки;
специализированные банки (сберегательные, ипотечные, инве-
стиционные, клиринговые и т.п.);
небанковские кредитно-финансовые институты (кредитные коо-
перативы, ломбарды, инвестиционные фонды, страховые компании и
т.п.).
ПРИМЕЧАНИЕ: при этом более опасными конкурентами для универсаль-
ных банков выступают специализированные кредитные организации, а для них, в
свою очередь, небанковские институты. Это определяется степенью углубления спе-
циализации
на соответствующих сегментах
ссуд физическим лицам на неотложные нужды более опасным конкурентом для уни-
версального банка будет сберегательный банк, а для него – кредитный кооператив
или просто ломбард.
76
ВАРИАНТ 1: «Агрессивная конкурентная политика».
Принцип реализации: Вариант вытекает из стратегии роста и
предполагает активное вытеснение конкурентов с избранного сегмента
рынка.
Преимущества:
в случае
успешной реализации она
рыночные позиции банка с последующими финансовыми результатами;
данная политика позволяет повысить общий уровень организа-
ционно-управленческой культуры банка как одной из необходимых
предпосылок для успешной реализации.
Недостатки:
необходимость
значительных предварительных
нию должного конкурентного потенциала банка;
угроза адекватного ответа со стороны конкурентов, в том числе
и в форме объединения их усилий для отпора общему для всех «агрессо-
ру».
Рекомендации по применению – данная политика целесообразна:
для банков,
выходящих на
для работающих на высококонкурентных рынках крупных бан-
ков при наличии у них благоприятных внешних и внутренних условий.
ПРИМЕЧАНИЕ: ни в одном из указанных выше случаев подобную полити-
ку нельзя осуществлять на постоянной основе. Сразу после достижения поставлен-
ных целей (выход на рынок или захват дополнительной части его) рекомендуется
возврат к
более сдержанному и
ВАРИАНТ 2: «Пассивная конкурентная политика».
Принцип реализации: Вариант вытекает из стратегии сокращения
и предполагает сохранение или некоторое сокращение обслуживаемого
рынка при обеспечении необходимого уровня конкурентности соответ ствующего банковского продукта.
Преимущества:
наименее
затратный вариант
отсутствие каких-либо угроз со стороны конкурентов.
Недостаток связан с негативными финансовыми и коммерчески-
ми последствиями сокращения обслуживаемого рынка.
Рекомендации по применению – вариант целесообразен:
для любых банков, столкнувшихся с неприемлемым для них
уровнем давления со стороны конкурентов;
для банков, миссия и стратегия рыночного поведения которых
не предполагает необходимости расширения обслуживаемого рынка;
для крупных универсальных банков в случае выявления их мар-
кетологами неблагоприятных перспектив конъюнктуры обслуживаемого
рынка, определяющих необходимость вывода с него части активов. ПРИМЕЧАНИЕ: из трех указанных выше вариантов лишь первый является
косвенным доказательством «слабости» банка и ошибочности ранее реализуемой им
стратегии. В остальных случаях избранная им конкурентная политика вполне адек-
ватна общей стратегии, а значит, целесообразна.
ВАРИАНТ 3: «Наступательная конкурентная политика».
Принцип реализации: Вариант вытекает из стратегии ограничен-
ного роста и предполагает постепенное расширение обслуживаемого
рынка без использования методов прямого давления на конкурентов.
Вариант представляет собою стратегический компромисс, смяг-
чающий недостатки «полярных» вариантов и не обеспечивающий в
полном объеме их преимуществ.
Рекомендации по применению: наиболее целесообразный вари-
ант для большинства современных банков.
ПРИМЕЧАНИЕ: основной проблемой, связанной с реализацией данного ва-
рианта, является выбор таких методов расширения обслуживаемого рынка, которые
не будут восприняты другими кредитными организациями как проявление агрессив-
ной политики.
Факторы, определяющие выбор конкретного варианта конку-
рентной политики:
а). Внешние (не зависящие от банка):
текущая
отраслевая и региональная
вующих рынков (как главный фактор);
общая ситуация в экономике;
ПРИМЕЧАНИЕ: так, проведение связанной с постоянными рисками агрес-
сивной конкурентной стратегии категорически не рекомендуется на стадии эконо-
мического спада. Аналогично, малоприемлемым вариантом будет проведение пас-
сивной конкурентной стратегии на стадии экономического роста, поскольку для
банка это связано с большими упущенными возможностями.
текущая
финансовая политика
аналогично предыдущему фактору (на стадии ужесточения налоговой и денежно-
кредитной политики целесообразно сдержанное поведение всех участников финан-
сового рынка).
б). Внутренние (определяемые условиями конкретного банка):
финансовые
возможности (как главный
ПРИМЕЧАНИЕ: определяющие реальные возможности банка по созданию
конкурентного потенциала, созданию специальных резервов и оперативному манев-
рированию активами на различных сегментах рынка. текущие рыночные позиции банка;
ПРИМЕЧАНИЕ: к числу которых, прежде всего, относятся имидж в глазах
клиентов, фактически обслуживаемая доля рынка, удельный вес постоянной клиен-
туры, а также
уровень организационно-
отношения с конкурентами, имеющимися на соответствующем
сегменте рынка.
ПРИМЕЧАНИЕ: выделяется четыре основных типа таких отношений – пря-
мая конфронтация, корректная конкуренция, полный нейтралитет, скрытое партнер-
ство. В зависимости от типа отношений с большинством конкурентов выбирается
соответствующий вариант конкурентной политики (например, при отсутствии пря-