Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:18, лекция

Краткое описание

[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]
[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]
[Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]

Вложенные файлы: 1 файл

vord.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

2) рассмотрение бюджетов;

3) утверждение бюджетов;

4) исполнение бюджетов, а также составление отчетов  об исполнении бюджетов и их

утверждение.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль и аудит и оценка эффективности  использования бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент РФ;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов  РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые  законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

• бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные  организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета основывается на бюджетном  послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития, и основных направлениях бюджетной и налоговой политике.

Рассмотрение и утверждение  федерального бюджета начинается с того, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом.

Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный  процесс включается время, необходимое  для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями  участников бюджетного процесса. Такими полномочиями наделены: органы представительной и исполнительной власти; финансовые и налоговые органы; органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля; распорядители бюджетных средств; государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные  органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные  органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк России совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель  бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные  органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает: • сводное финансовое планирование и прогнозирование; • составление перспективного финансового плана; • составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета; • исполнение бюджета в течение бюджетного года; • анализ и контроль исполнения бюджета.

22. Возникновение  и развитие налогообложения

1.История  возникновения и развития налогов  и налогообложения в Древнем  Мире (IVтыс. до н.э. - Vв.).

Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать. По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства. 

2. История развития  налогов и налогообложения в  Средние века (V-XVIIвв.). Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.         

 В то же время  все большее значение постепенно  приобрело косвенное налогообложение  – акцизы, взимавшиеся, как правило,  у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим процветанием в XV– первой половине XVIв. ряда европейских стран, и в первую очередь Германии. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и поимущественного (предпринимательского) налогообложения.        

 Сбор налогов постепенно  становится видом предпринимательского  промысла. Им занимались так называемые  откупщики – богатые буржуа, которые  выкупали право собирать установленные  налоги у государства, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщики осуществляли сбор налогов с населения, с учетом, естественно, своей прибыли. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено. 

3. История развития  налогов и налогообложения в  Новое время (XVII-XVIII- конец XIXв.). Новое время, как известно, связано с началом буржуазных революций, произошедших сначала в Нидерландах, а затем в Англии. Для Европы этого периода характерны бурные социальные и политические изменения, утверждение юридического равенства всех граждан в сфере частно – правовых отношений, либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств, порождение процесса юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности в результате развития идей просвещения и «естественных прав».         

В середине XIXв. уменьшилось  число налогов, большее значение придавалось соблюдению юридической  формы при их введении и взимании. 

4. История развития  налогов и налогообложения в  Новейшее время (XX-XXIвв.). Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения.  Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Историю налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой войны можно охарактеризовать как эпоху непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.         

 На рубеже XX-XXIвв. в  Европе начинает формироваться  налоговая система Европейского сообщества.

История возникновения  и развития налогов и налогообложения  в России.

Налогообложение в России в допетровскую эпоху (IX-XVIIвв.). После объединения Древнерусского государства (конец IXв.) основным источником доходов казны была дань – прямой налог (подать), собираемый с населения, первые упоминания о взимании которой относится к эпохе князя Олега (? – 912). 

Единицей обложения  данью в Киевской Руси были дым (количество печей и труб в каждом домохозяйстве), рало, или плуг (известное количество пашни). При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVIIв. (раскладка мирских повинностей, сбор денег на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье – до начала XXв. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами – «по шлягу от рала» (под «ралом» понимались единица обложения – плуг или соха; шляг – арабские монеты, платежное средство на Руси в то время).         

 К XIVв. в. русском  государстве сложилась система  кормлений – предоставление права на управление определенной территорией в качестве платы за службу великому князю (князю).         

 Со второй половины XVIв. налоги  и сборы уплачивались в денежной  форме. В военное время вводились  чрезвычайные налоги.          

 Налоговая реформа Петра I(XVIIIв.). Для покрытия расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги. Придумали новые виды податей «прибыльщики» - чиновники, деятельность которых определялась так: «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налог постоялых дворов; налог с печей; налог с плавных судов; налог с арбузов; налог с орехов; налог с продажи съестного; налог найма домов; ледокольный налог и др.         

 Налоговые реформы первой половины XIX- начала XXв. При Александре I(1777 – 1825, российский император с 1801 г.) Были введены новые обязательные платежи, например: процентный сбор с доходов от недвижимого имущества.         

 В связи с проведением  крестьянской реформы в 1861 г.  изменилась система сбора промыслового налога, были введены налогообложение земли, подомовой налог, земские налоги и сборы. Важнейшими источниками поступлений в государственную казну стали: подушной налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. был введен акциз на соль); акциз на табак.         

 Налоговая система советской России в эпоху военного коммунизма и период новой экономической политики (нэпа) (1922-1929 г.г.). Основными источниками доходов бюджета в первые годы Советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.         

 Одним их первых после  Октябрьской революции изменений  налогового законодательства стало  принятие Декрета Совета народных  комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов.                   

 Налоговая реформа 1930-1932 гг. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в ходе которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в два основных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые налоги, взимаемые с населения, а значительная их часть отменена.          

 Становление налоговой системы Российской Федерации. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской федерации сформировались в октябре – декабре.; был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Законами РФ от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и т.д.

Все новые налоги вводились в  действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное  управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации.          

 В 1999 г. была принята первая  часть НК РФ, в 2000 г. – отдельные  главы второй.

23. Сущность налогов  и принципы налогообложения

Налоги – это платежи, которые  в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Выплаты эти принудительны и безвозмездны.

Различают 2 вида налогов:

А) прямые (взимаются непосредственно  с доходов и имущества);

Б) косвенные (устанавливаются в  виде надбавок к цене или тарифу). НДС, акцизы.

Налог содержит обязательные элементы:

1)      субъект (плательщик);

2)      объект (доход, имущество, товар);

3)      источник уплаты налога (прибыль, доход, дивиденд);

4)      величина налоговой ставки (квота);

5)      порядок и сроки уплаты налога;

6)      налоговые льготы.

Без налогов не обходится  ни одно государство. Они нужны государству  для того, чтобы формировать государственный  бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты.

Взимание налогов производится властью государства при наличии  соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений. 
 
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Налоги выполняют следующие функции — распределительную и контрольную.

Информация о работе Сущность и функции финансов