Сущность корпоративных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 20:37, курс лекций

Краткое описание

В процессе предпринимательской деятельности у организаций возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой, сопровождающиеся движением денежных средств. Материальную основу финансов составляют деньги. Необходимым условием возникновения финансов является реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления.

Содержание

1. Финансовые отношения организаций. Функции финансов.

2. Денежные фонды, резервы и финансовые ресурсы организации.

3. Принципы организации финансов, финансовый механизм предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по Финансам предприятий.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

    Аккредитив может быть  отзывным или безотзывным. Отзывный  аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывным является аккредитив может быть изменен или аннулирован только с согласия поставщика. В настоящее время в ряде случаев применяется так называемый револьверный, т.е. возобновляемый аккредитив. Известны два варианта такого аккредитива. В 1 варианте с аккредитива оплачивается ряд поставок, пока на нем имеются деньги. После их полного использования первоначальная сумма аккредитива восстанавливается, и процесс повторяется. При втором варианте на основе определенного объема поставок за какой-либо период аккредитив автоматически восстанавливается после каждой отгрузки продукции и оплаты ее с аккредитива. Преимуществом револьверного аккредитива являются непрерывность действия и сокращение издержек

обращения и у поставщика и у покупателя. Аккредитив может быть закрыт:

•   по истечении срока его действия;

•   по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;

•   по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива,  если такой отзыв возможен по условиям аккредитива. При обнаружении банком-эмитентом несоответствия оплаченных с аккредитива   документов   получателя   средств   условиям   аккредитива   он   вправе   потребовать   от исполняющего банка возмещения выплаченных получателю средств. На следующий день после возврата эти деньги зачисляются на счет плательщика;

Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантированная, своевременная и быстрая оплата счетов поставщика, так как он отгружает продукцию только после того, как получит сообщение от своего банка о прибытии аккредитива. Тем не менее, удельный вес аккредитивной формы в безналичных расчетах не большой, что объясняется существенными недостатками этой формы. К ним относятся:

•  отвлечение    оборотных   средств    из   оборота   покупателя,    следовательно,    замедление   их оборачиваемости;

•   ослабление контроля покупателя за соблюдением поставщиком условий договора;

•   нарушение планомерного процесса снабжения и производства при несвоевременном выставлении аккредитива покупателем;

• сложность и дороговизна этой формы расчетов; дороговизна аккредитивной формы расчетов проявляется в том, что за проверку документов, подтверждение, платеж, за изменение и аннулирование аккредитива, за кредит на его выставление банки, как правило, берут плату.

    В мировой практике, в основе которой лежат унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, применяются и другие виды аккредитивов.

    Прежде всего аккредитив может быть документарный и денежный. Оплата с документарного аккредитива производится после представления в банк финансовых и товарно-транспортных документов. При денежном этого не требуется. Наибольшее распространение имеет документарный.

Условия  действия  аккредитива  в  России  соответствуют условиям  документарного  аккредитива. Аккредитив может быть подтвержденный и неподтвержденный. Подтвержденный другим  банком (по просьбе или поручению банка-эмитента) является твердой гарантией по платежа нему.          Аккредитив бывает переводный и непереводный. Переводный аккредитив может быть переведен на другого поставщика но только один раз.

     Крупные банки с устойчивой репутацией по поручению своих клиентов могут выставлять циркулярные безотзывные аккредитивы, особенность которых в том, что его исполнить может любой желающий это сделать банк.

 

 

Финансовое планирование на предприятии

  1. Сущность финансового планирования
  2. Стратегическое финансовое планирование
  3. Оперативное финансовое планирование

1 вопрос.

     Эффективное управление  финансами организации возможно  лишь при планировании всех  финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.

    Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления. Цели финансового планирования тождественны целям финансового менеджмента.

   Финансовая наука рассматривает  финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности всей деятельности организации. Большинство российских предприятий еще не приобщились к управлению финансами через механизм финансового планирования. Это вызвано рядом причин:

•   отсутствием ясных целей и понимания миссии организации ее руководством;

•  трудностями многих хозяйствующих субъектов при определении реальной потребности в текущих ресурсах (производственные, трудовые и т.п.);

 • отсутствием на современных  предприятиях отлаженной системы представления достоверной информации в нужное время, нужным людям, в нужные сроки.

 • высокая  степень  неопределенности  на  российском  рынке, связанная  с продолжающимися глобальными  изменениями во всех сферах  общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

•   отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

   Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие:

•   обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

•   определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

•   выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

•   установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

•   соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

•   контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.   

   Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая и их отдельные элементы.

    В практике финансового  планирования применяются следующие методы: нормативный,  балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

   Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами служат ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта — это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов. Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Метод дисконтированных денежных потоков при составлении финансовых планов универсален; это инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию. Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

    Процесс финансового  планирования включает несколько этапов. На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. На втором этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На третьем этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. На четвертом этапе процесс финансового планирования завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

2 вопрос.

     Стратегическое планирование  — процесс выбора долговременных целей организации и наилучшего способа их достижения. Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, это главная форма реализации целей предприятия. Необходимость стратегического планирования любого хозяйствующего субъекта состоит в таком выборе целей организации, при котором достигается увеличение стоимости предприятия, максимизируется прибыль и оптимизируется его финансовая структура.

    В современных условиях стратегическое финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Стратегическое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

    Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как будучи составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта. Финансовая стратегия включает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

    На основе финансовой  стратегии определяется финансовая политика, которая служит общим ориентиром при принятии всех финансовых решений организации по конкретным направлениям деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д. Принятая финансовая политика определяет и все управленческие решения. Например, политика финансирования создания нового продукта за счет использования собственного капитала должна базироваться на реинвестировании всей полученной чистой прибыли только в данную разработку.

    Основу стратегического  планирования составляет прогнозирование, которое воплощает стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования в задачи прогнозирования не входит реализация разработанных прогнозов на практике. Основу прогнозирования составляют обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

    Стратегическое финансовое  планирование включает разработки  трех основных прогнозных финансовых  документов:

•   отчета о прибылях и убытках;

•   движения денежных средств;

•   бухгалтерского баланса.

    Для составления прогнозных  финансовых документов важно  правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в определении источников долгосрочного финансирования, формировании структуры и затрат капитала, выборе способов наращивания долгосрочного капитала.

     Текущее финансовое  планирование (бюджетирование) является  составной частью перспективного  финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

3 вопрос

    Оперативное финансовое  планирование использует утвержденные в бюджете показатели в повседневной деятельности организации для достижения поставленных целей. Составление детальных оперативных финансовых планов необходимо для реализации стратегических и тактических решений и обеспечения стабильной работы всех служб организации.

    В процессе оперативного  финансового планирования происходит конкретизация установленного бюджетного задания по более узким показателям, структурным подразделениям (центрам финансовой ответственности), на короткое время для обеспечения его выполнения. То есть движение финансовых ресурсов уточняется в пределах короткого промежутка времени, чтобы сбалансировать доходы с расходами, обеспечить платежеспособность организации, установив персональную ответственность руководителей структурных подразделений за выполнение бюджетных показателей.

     Лишь в очень редких  случаях бюджет не нуждается  в корректировке уже через несколько месяцев после начала года. В современных условиях многие организации вынуждены приспосабливать текущие финансовые планы (бюджеты) к изменениям, которые могут происходить ежеквартально, ежемесячно или ежедекадно. В этой связи возникает необходимость разработки  оперативных финансовых планов, позволяющих пересмотреть заложенные допущения в свете фактически достигнутого уровня деятельности.

Информация о работе Сущность корпоративных финансов