Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 20:37, курс лекций
В процессе предпринимательской деятельности у организаций возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой, сопровождающиеся движением денежных средств. Материальную основу финансов составляют деньги. Необходимым условием возникновения финансов является реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления.
1. Финансовые отношения организаций. Функции финансов.
2. Денежные фонды, резервы и финансовые ресурсы организации.
3. Принципы организации финансов, финансовый механизм предприятия.
Контроль (мониторинг) исполнения бюджета организации включает следующие основные этапы:
• определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета;
• определение перечня контрольных показателей для анализа исполнения бюджета;
• сбор информации о производственно-финансовой деятельности организации и составление отчетов;
• сравнение плановых и фактических показателей и определение отклонений;
• анализ отклонений и выявление их причин;
• принятие решения о корректировке бюджета или ужесточение контроля за его исполнением.
Для осуществления контроля
за исполнением бюджетов
Неотъемлемой задачей
финансового менеджера в
• обеспечение ликвидности организации;
• сведение к минимуму расходов на финансирование;
• обеспечение соблюдения графика производства;
• обеспечение сбыта.
Для достижения этих
целей в оперативном
• получение краткосрочных кредитов (займов) для покрытия дефицита денежных средств;
• вложение свободных (избыточных) денежных средств.
Одно из важнейших
направлений деятельности
Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный период времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации, дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме, позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность. На основании входящих первичных документов заполняется календарь очередности платежей и поступлений, запланированный по датам в рамках учетного периода (обычно это календарный месяц). Форма и методика составления платежного календаря аналогична бюджету движения денежных средств. Реальный календарь должен предусматривать не только притоки/оттоки денежных средств по видам деятельности, но и конкретную дату каждого платежа. Платежный календарь составляется автоматически на основании календаря очередности платежей. Оперативный финансовый план связан с бюджетом движения денежных средств посредством кода статьи (каждому платежу и поступлению платежного календаря присваивается соответствующий код).
В целях недопущения дефицита бюджета (отрицательного сальдо в платежном календаре) должна быть заранее (на этапе разработки процесса исполнения бюджета) решена очередность оплаты счетов. Для этого все запланированные выплаты делят на группы (как правило, выделяют две группы по степени их важности.
К платежам первой очереди (или обязательным платежам) в большинстве случаев относят:
• заработную плату работников;
• налоговые платежи;
• погашение кредиторской задолженности перед основными поставщиками;
• погашение кредитов, полученных в банке;
• другие платежи (выплаты дивидендов, лизинговые платежи, выплаты по реструктуризированной задолженности и т.д.).
К группе платежей второй очереди, как правило, относят:
• премии и вознаграждения по итогам года;
• выплаты прочим кредиторам;
• закупки по не основной деятельности и некоторые другие платежи.
Выплаты по этим статьям проводят после первоочередных платежей. Многие организации руководствуются следующим принципом: если выручка поступает в полном объеме, то платежи второй очереди осуществляются полностью, если нет, то объем платежей сокращается пропорционально поступлению выручки, а часть платежей переносится на следующий период.
Если же в результате
возникновения дефицита не
В целях ликвидации дефицита бюджета также может быть принято решение по пересмотру (корректировке) бюджета. Пересмотр расходной части бюджета рассматривается коллегиально: с участием руководства организации и руководителей центров финансовой отчетности.
Если имеется «излишек» денежных средств, это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Однако избыточный денежный поток имеет и отрицательную сторону, которая проявляется в обесценивании временно не используемых денежных средств от инфляции, потере упущенной выгоды (потенциального дохода) от прибыльного размещения свободных денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования.
В процессе управления денежным потоком возможны две крайности. С одной стороны, всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств: они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность воспользоваться скидкой при досрочной оплате за приобретенные товары. С другой стороны, денежные средства организации при их хранении теряют свою стоимость со временем, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка. Эти противоречивые моменты должны быть учтены при разработке политики управления денежными средствами, которая в связи с этим приобретает оптимизационный характер.