Сущность расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились.
Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы . Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета
1.1 Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ………..4
1.2 Состав и структура расходов госбюджета РФ…………………………7
1.3 Формирование расходов по видам бюджетов…………………………15
2 Глава. Обеспечение экономического и социального развития страны
2.1 Расходы на экономическое и социальное развитие РФ………….…..21
2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования………….….23
2.3 Преодоление бюджетного дефицита при расходование гос. средств.
Нормативный метод…………………………………..…………….…..30
3 Глава. Планирование и финансирование расходов федерального бюджета
3.1 Планирование расходных обязательств…………………………….…35
3.2 Формы и методы планирования госрасходов………..…………….….37
3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета……………………………………………………..…41
4 Глава. Текущие и капитальные расходы
4.1 Текущие и капитальные расходы…………….………………….……45
4.2 Программа капитального строительства и программ развития
образования и науки……………………………………………….…..48
4.3 Финансирование расходов непроизводственной сферы,
финансирование социальных затрат…………………………………57
Заключение…………………………….…………………………………….68
Приложение 1……………………………………………………………….70
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3……………………………………………………………….82
Приложение 4……………………………………………………………….83
Список литературы……………………………………..…………………..84

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы новые.docx

— 543.36 Кб (Скачать файл)

    

                                                  Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета

    1. Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ………..4
    2. Состав и структура расходов госбюджета РФ…………………………7
    3. Формирование расходов по видам бюджетов…………………………15

2 Глава. Обеспечение экономического и социального развития страны

      2.1 Расходы на экономическое и социальное развитие РФ………….…..21

      2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования………….….23

      2.3 Преодоление бюджетного дефицита при расходование гос. средств.  

            Нормативный метод…………………………………..…………….…..30

3 Глава. Планирование и финансирование расходов федерального бюджета

    1. Планирование расходных обязательств…………………………….…35
    2. Формы и методы планирования госрасходов………..…………….….37

3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета……………………………………………………..…41

      4 Глава. Текущие и капитальные расходы

      4.1 Текущие и капитальные расходы…………….………………….……45

      4.2 Программа капитального строительства и программ развития

            образования и науки……………………………………………….…..48

     4.3 Финансирование расходов непроизводственной сферы,

            финансирование социальных затрат…………………………………57

    Заключение…………………………….…………………………………….68

    Приложение 1……………………………………………………………….70

    Приложение 2……………………………………………………………….78

    Приложение 3……………………………………………………………….82

    Приложение 4……………………………………………………………….83

    Список литературы……………………………………..…………………..84

                                           Введение

 

   Государственные  расходы являются ведущим звеном  финансовой системы государства, и играют важную роль в  экономической и политической жизни любого государства. Цель данной курсовой работы является раскрытие темы: Государственные расходы. Понятие, состав и структура Государственных расходов описывается в первой части курсовой работы.

   Общепринято финансовые  отношения, складывающиеся у государства  и субъектов экономики, называть  бюджетными. Эти отношения чрезвычайно  многообразны и охватывают все  уровни хозяйствования, а совокупность  этих отношений по формированию  и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие федерального  бюджета. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих  участках экономического и социального  развития, практически использовать  бюджет в качестве инструмента  государственного регулирования  экономики, стимулировать производственные  и социальные процессы . Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

   На величину и  структуру расходов федерального  бюджета влияют множество факторов: государственное устройство, внешняя  и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень  благосостояния населения, размер  государственного сектора в экономике  и многие другие факторы. При  переходе к рыночной экономике  федеральный бюджет в целом  и его составляющая часть –  расходы, не могут и не должны  утратить своей роли; должно произойти  лишь изменение методов бюджетного  воздействия на общественное  производство. Этому изменению призвана  служить радикальная перестройка  бюджетных отношений, построение  принципиально иного бюджетного  механизма, более рационального  использования вложений бюджетных  средств. Большое значение должны  приобрести государственные инвестиции  в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

   Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились.

    Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы . Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

 

 

 

 

   1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета

     1.1  Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ

   Расходы бюджета — это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансировании затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

   Различаются бюджетные  расходы по следующим направлениям:

а) расходы федерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов Федерации;

в) расходы местных бюджетов.

   Права и обязанности соответствующих органов власти, с низанные с реализацией этих экономических отношений, называются “расходными полномочиями”.

   Каждый уровень  власти в процессе расходования  бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

а) определяет требования к объему, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и финансовые нормы и нормативы, уровень и структуру расходов (т. е, осуществляет нормативное правовое регулирование бюджетных расходов); 

б) обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;

в) осуществляет финансирование (организацию, производство) общественных услуг (собственные или переданных ему расходных полномочий).

   Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимально" бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.     Существуют определенные требования общеэкономического характера к определению структуры бюджетных расходов. Суть их заключается в том, чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.

    В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сфер (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование денежных средств, необходимых для осуществления государственных услуг социального характера (текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержке  другим бюджетам). Поэтому расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

   Попытаемся представить, себе каким же образом государство может экономическими (а не директивно-распределительными) методами участвовать в регулировании кругооборота доходов, ресурсов и конечного продукта, выполняя свои функции перераспределения финансовых ресурсов и стабилизации экономики в процессе финансирования государственных услуг (общественного товара).

   Прежде всего государство финансирует такие сферы нематериального производства, как образование, здравоохранение, культура, наука, поскольку конечным продуктом функционирования этих сфер является общественный товар, услуги по предоставлению которого берет на себя государство, хотя услуги этих сфер потребляются как производителями, так и населением. При этом для этих отраслей государство покупает у производителей материальные ресурсы, а у частных лиц — их рабочую силу и накопленный капитал. Финансирование государственных расходов, предоставляемых в виде общественных благ и услуг, производится государством за счет средств, поступающих в его распоряжение в виде налогов от частных лиц, от предприятий или других неналоговых доходов.

За счет налоговых и других доходов государства покрываются также и те государственные расходы, которые не связаны с воспроизводственным процессом, но необходимы для осуществления общегосударственных интересов: поддержание обороноспособности страны, обеспечение социальных гарантий для населения, выплата процентов по государственному долгу и т. д.

  Таким образом, часть  доходов, созданных в первичном  хозяйственном звене, изымается  государством в его централизованные фонды денежных средств, которые расходуются на общегосударственные нужды, а также на цели выравнивания тех или иных экономических процессов, обеспечивающее стабильность системы конкурентного рыночного равновесия в рамках всего государства.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 .Расходы бюджета РФ.

 

  

         1.2  Состав и структура расходов госбюджета РФ.

   Разумные объемы  и структура государственных  расходов — это один из достаточно мощных рычагов влияния на экономику.

    В соответствии  со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

   Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

  Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

     В составе капитальных расходов бюджетов может быть

сформирован бюджет развития. Порядок и условия

формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

   Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание

государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 84 БК РФ, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: 
-обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,   

- Федерального Собрания  Российской Федерации,

-Счетной палаты Российской  Федерации,

-Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации, 

Информация о работе Сущность расходов государственного бюджета