Сущность расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились.
Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы . Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета
1.1 Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ………..4
1.2 Состав и структура расходов госбюджета РФ…………………………7
1.3 Формирование расходов по видам бюджетов…………………………15
2 Глава. Обеспечение экономического и социального развития страны
2.1 Расходы на экономическое и социальное развитие РФ………….…..21
2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования………….….23
2.3 Преодоление бюджетного дефицита при расходование гос. средств.
Нормативный метод…………………………………..…………….…..30
3 Глава. Планирование и финансирование расходов федерального бюджета
3.1 Планирование расходных обязательств…………………………….…35
3.2 Формы и методы планирования госрасходов………..…………….….37
3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета……………………………………………………..…41
4 Глава. Текущие и капитальные расходы
4.1 Текущие и капитальные расходы…………….………………….……45
4.2 Программа капитального строительства и программ развития
образования и науки……………………………………………….…..48
4.3 Финансирование расходов непроизводственной сферы,
финансирование социальных затрат…………………………………57
Заключение…………………………….…………………………………….68
Приложение 1……………………………………………………………….70
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3……………………………………………………………….82
Приложение 4……………………………………………………………….83
Список литературы……………………………………..…………………..84

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы новые.docx

— 543.36 Кб (Скачать файл)

   Объем средств, выделяемых  для осуществления мероприятий  и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений

лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

     Нормативный  метод планирования расходов  и выплат используется в основном  при планировании средств на  финансирование бюджетных мероприятий  и составлении смет бюджетных  учреждений. Нормы устанавливаются  законодательными или подзаконными  актами.

 Такими нормами могут  быть:

денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

   Нормы могут быть обязательными (устанавливаются  правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).   

 Бюджетные нормы могут  быть простыми (для отдельных  видов расходов) и укрупненными (для  совокупности расходов или для  учреждения в целом).

 На основе натуральных  показателей (численность обслуживаемых  лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются  бюджетные сметы расходов, которые  могут быть следующими:

- индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

- общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);

сводными  - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

    В смете бюджетного учреждения отражаются:

- реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);

- свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды);

- свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

- производственные показатели учреждения;

расчеты и обоснования расходов и доходов.

   Утвержденные  сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

   Составление смет бюджетных учреждений позволяет  решать следующие задачи:

- обеспечение бюджетных учреждений государственным                         финансированием;

- анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

- контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

   В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам  власти, они вправе при составлении  смет расходов подведомственных бюджетных  учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств  нормы расходов на содержание этих учреждений.

   Совершенствованию бюджетного планирования и финансового  обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

   Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом  РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65). Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.

 

   3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета

 

   Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в

основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

      Т. е. программно-целевое  планирование построено по логической  схеме

"цели - пути – способы - средства". Сначала определяются  цели, которые

должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем –

более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Государственное программно-целевое планирование

      Программно-целевой  метод является одним из наиболее  распространенных и эффективных  методов государственного регулирования  экономики, применяемых в большинстве  развитых стран. Этот метод предполагает  разработку плана исходя из  целей развития экономики при  дальнейшем поиске и определении  эффективных путей и средств  по их достижению и ресурсному  обеспечению.

      Перед программно-целевым  планированием стоят и более  конкретные

задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий ,миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований(освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

      Все методы  государственного воздействия на  экономику можно разделить на  несколько взаимосвязанных групп.

       1. Косвенные  методы финансового и денежно-кредитного  регулирования  (налоговая политика, кредитная политика, таможенная  политика).

      2. Прямое государственное финансовое регулирование (предоставление

 дотаций, субсидий, субвенций).

     3. Методы регулирования  материальных  потоков и производственной

 деятельности (заказы  на поставки продукции, квотирование, лицензирование).

     4. Программно-целевой метод планирования и управления (включает    себя разработку и реализацию государственных программ развития

приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально-

экономических проблем).

    При этом последний  из методов при своей реализации  использует все

остальные перечисленные методы, что ставит его в особое положение и делает более эффективным, чем остальные.

   Сущность программно-целевого  планирования состоит в отборе  основных

целей социального, экономического и научно-технического развития,

разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.

    Программно-целевой  метод планирования и управления  предполагает

определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.

      Более конкретными  плановыми документами являются  комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа  – это документ, в котором отражаются  цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно  хозяйственных, социальных и других  заданий и мероприятий, направленных  на решение наиболее эффективным  путем экономических проблем  и увязанных по ресурсам, исполнителям  и срокам осуществления.

      По содержанию  целевые комплексные программы  можно разделить на

несколько видов.

   1. Социально-экономические  программы - предусматривают решение

       проблем  социального характера и повышение  материального уровня

       жизни  населения.

   2. Научно-технические  программы -  направлены на решение  научных и

       технических  проблем, ускорение внедрения в  производство

       достижений  науки и техники, позволяющих  обеспечить в ближайший

       период  значительный положительный эффект. Перечень научно-

       технических  программ формируется исходя  из приоритетов развития

       экономики.

  3. Производственно-экономические  программы - предназначены для

      решения  крупных межотраслевых  проблем  в области производства,

      способствующих повышению эффективности действующих и развитию

      новых производств.

4. Территориальные программы - направлены на преобразование

      регионов, комплексное освоение новых территорий  и решение других

      задач в  регионах.

5. Экологические программы  – представляют собой комплекс

     мероприятий  природоохранного характера.

6. Организационно-хозяйственные  программы - направлены на

     совершенствование  организации управления экономикой.

    Целевые комплексные  программы различаются также  по своей временной

продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

   Целевые комплексные  программы, хотя и разрабатываются  государством,

могут быть реализованы на различных уровнях. Эти уровни таковы:

   1) народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

   2) межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

   3) общеотраслевые, реализация  которых имеет принципиальное значение для  технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;

   4) подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей.

      Разработка  ЦКП с использованием программно-целевого  метода

осуществляется в определенной последовательности.

 1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная

проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

 2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной

 проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов,

 участники и сроки  реализации программы. На этом  этапе

 конкретизируются параметры, характеризующие цели программы  и

Информация о работе Сущность расходов государственного бюджета