Сущность расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились.
Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы . Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета
1.1 Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ………..4
1.2 Состав и структура расходов госбюджета РФ…………………………7
1.3 Формирование расходов по видам бюджетов…………………………15
2 Глава. Обеспечение экономического и социального развития страны
2.1 Расходы на экономическое и социальное развитие РФ………….…..21
2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования………….….23
2.3 Преодоление бюджетного дефицита при расходование гос. средств.
Нормативный метод…………………………………..…………….…..30
3 Глава. Планирование и финансирование расходов федерального бюджета
3.1 Планирование расходных обязательств…………………………….…35
3.2 Формы и методы планирования госрасходов………..…………….….37
3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета……………………………………………………..…41
4 Глава. Текущие и капитальные расходы
4.1 Текущие и капитальные расходы…………….………………….……45
4.2 Программа капитального строительства и программ развития
образования и науки……………………………………………….…..48
4.3 Финансирование расходов непроизводственной сферы,
финансирование социальных затрат…………………………………57
Заключение…………………………….…………………………………….68
Приложение 1……………………………………………………………….70
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3……………………………………………………………….82
Приложение 4……………………………………………………………….83
Список литературы……………………………………..…………………..84

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы новые.docx

— 543.36 Кб (Скачать файл)

 определяются задачи ее реализации по отдельным периодам.

   Генеральная цель разбивается на подцели.

3. Формируются состав  заданий и комплекс мероприятий  для реализации

программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя  из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Расчет основных показателей  и ресурсного обеспечения программы.  Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых  для реализации программы. Формируются  перечни материальных ресурсов  с указанием поставщиков и  получателей. На

этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. Заключительный этап. Он  связан с формированием программных

документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы9.

  

   4  Глава. Текущие и капитальные расходы

 

        4.1  Текущие и капитальные расходы

   Расходы бюджета  представляют собой процесс выделения  и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах  всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами  о бюджетах на соответствующий  финансовый год. Формирование расходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы базируется на:

-  единых методологических  основах;

-  нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

-  финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.

  Расходы бюджетов  в зависимости от их экономического  содержания делятся на текущие  и капитальные расходы. Эта группировка  устанавливается экономической  классификацией расходов бюджетов  РФ. 

   Капитальные  расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п. В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

   Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

  Предоставление бюджетных  средств осуществляется в следующих  формах:

-  ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

-  средства на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

-  трансферты населению (бюджетные средства для финансирования  обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных  законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного  самоуправления), бюджетные кредиты  юридическим лицам, субвенции и  субсидии юридическим лицам;

-  гранты физическим  и юридическим лицам на выполнение  научно-исследовательских работ;

- инвестиции в уставные  капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам  других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание  и погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные  гарантии;

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

   Текущие расходы  бюджетов — часть расходов  бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и  отдельным отраслям экономики  в форме дотаций, субсидий и  субвенций.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

-  ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

- средства на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

- трансферты населению (бюджетные  средства для финансирования  обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных  законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного  самоуправления), бюджетные кредиты  юридическим лицам, субвенции и  субсидии юридическим лицам;

- гранты физическим и  юридическим лицам на выполнение  научно-исследовательских работ;

- инвестиции в уставные  капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам  других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание  и погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные  гарантии;

 

    4.2   Программа капитального строительства и программа развития

            образования и науки

 

   Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого, в том числе недвижимого, имущества. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Предоставление бюджетных инвестиций государственным (муниципальным) организациям сопровождается соразмерным увеличением их уставного капитала, причем осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной (муниципальной собственности), не допускается (ст. 79 БК РФ).

   Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в государственные (муниципальные) объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органами исполнительной власти и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, местной администрацией муниципального образования.

   В качестве основного документа для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в Бюджетный кодекс было включено понятие "федеральная адресная инвестиционная программа" (ст. 179.1), порядок формирования и реализация которой устанавливаются Правительством РФ. Такой подход, по мнению разработчиков проекта Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ, позволит повысить обоснованность и прозрачность планирования и осуществления бюджетных инвестиций.

   Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 619 "О формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" , федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) представляет собой материал, содержащий сведения об объектах капитального строительства, для строительства (реконструкции, технического перевооружения) которых предоставляются средства федерального бюджета. Сведения, содержащиеся в ФАИП, используются для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития России, отраслевых доктрин, концепций и стратегий развития, государственной программы вооружения, планов и программ военного строительства, схем территориального планирования, проектов федерального бюджета, для принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций, составления реестра расходных обязательств страны и иных целей, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Несмотря на то что законом не введено формальных требований к ФАИП, исходя из общей логики принятия и исполнения расходных обязательств, она должна содержать данные, характеризующие каждый инвестиционный проект на весь срок его реализации, в том числе общую сметную стоимость и разбивку бюджетных ассигнований по годам строительства.10

     Расходы федерального  бюджета в рамках федеральной  адресной инвестиционной программы  можно разделить на две части: финансирование реализации федеральных целевых программ (ФЦП) (программная часть) и не включенных в эти программы отдельных значимых вопросов (непрограммная часть). Каждая долгосрочная целевая программа должна быть утверждена органом исполнительной власти и, соответственно, в рамках бюджетного законодательства рассматриваться в качестве рамочного обязательства для целей включения в проект бюджета.

   При разработке  ФЦП предусматриваются решения  приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных  и других важнейших задач. Для  попадания в программную часть  федеральной адресной инвестиционной  программы региональные и муниципальные  объекты должны быть составной  частью комплексов мероприятий, утвержденных при принятии соответствующей ФЦП. В непрограммную часть включаются значимые социально-экономические объекты, не вошедшие в соответствующие федеральные целевые программы.11

Реализация бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства осуществляется по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет бюджетных ассигнований (далее - перечень строек и объектов). Перечень строек и объектов формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направленных на реализацию ФЦП и непрограммной части. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 утверждено Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета. Оно устанавливает порядок формирования перечня строек, объектов строительства и реконструкции, в том числе объектов технического перевооружения, для федеральных государственных нужд (далее - стройки и объекты), а также порядок их финансирования за счет государственных капитальных вложений (за исключением бюджетных кредитов). Сведения, содержащиеся в ФАИП, входят в состав расходных статей федерального бюджета. Перечень строек и объектов предусматривает распределение объема государственных капитальных вложений по конкретным стройкам и объектам на очередной финансовый год. В него включаются стройки и объекты, выполнение работ на которых осуществляется подрядным способом12.

   В соответствии  с федеральной адресной инвестиционной  программой, государство ежегодно  расходует многомиллиардные суммы  на инвестирование в объекты  капитального строительства. Например, согласно распоряжению Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1965-р в 2008 г. на стройки и объекты капитального строительства планировалось выделить 517728378,7 тыс. руб., в 2009 - 2010 гг. - 519992020,4 тыс. руб. В перечень были включены объекты, касающиеся различных направлений государственной деятельности, с указанием главных распорядителей средств федерального бюджета, а также планируемые мощности и сроки ввода в действие.

  Однако в 2008 г. часть  предполагаемых расходов 2009 - 2010 гг. вследствие сложной экономической  ситуации была секвестирована. Причем сокращение бюджетных ассигнований произошло в том числе за счет урезания финансирования объектов социальной сферы, промышленности, транспорта, которые являются важнейшими составляющими стабильности экономического положения государства. Поэтому сегодня, когда наша страна встала на сложный путь выхода из глобального экономического кризиса, необходимо устойчивое сохранение доходов государства, оптимизация расходов бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов.

   Одним из основных  источников оптимизации расходных  обязательств и, как следствие, экономии  бюджетных средств может являться  сокращение бюджетных расходов  в части капитальных вложений, а именно затрат на проектирование  строительства новых объектов. Государственные  органы являются государственными  заказчиками проектирования и  строительства различных объектов. По своему целевому назначению  эти объекты капитального строительства  нередко во многом схожи, например  ведомственные санатории, поликлиники, общежития, административные корпуса  объектов органов внутренних  дел, здравоохранения, промышленности, образования и так далее. В  сущности, строения отличаются только  ведомственным назначением и  расположением в различных субъектах  Федерации. Более того, в рамках деятельности одного федерального органа исполнительной власти в различных регионах страны проектируются и строятся одинаковые по назначению и сути здания и сооружения: пожарные части, районные суды, здания милиции, школы, лабораторные корпуса и др. Однако, несмотря на очевидную схожесть таких объектов, каждый государственный заказчик затрачивает на их проектирование денежные средства из федерального бюджета.

Полагаем, что было бы целесообразно аккумулировать в руках государства результаты проведения проектно-изыскательских работ - законченные проекты с положительными заключениями государственной экспертизы, чтобы иные государственные органы (учреждения, предприятия) в случае строительства идентичного объекта могли воспользоваться уже имеющимися проектами и повторно не затрачивали бюджетные средства.

Для подтверждения обоснованности выдвинутого положения рассмотрим в общих чертах процедуру инвестирования в объекты государственной собственности. Получатели бюджетных средств выступают заказчиками проектирования и строительства объектов капитального строительства. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" закупка работ (в данном случае проектирование, строительство) за исключением случаев, предусмотренных законом, осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме). По итогам проведенных торгов между государственным заказчиком и победителем (генподрядчиком) заключается государственный контракт. Средний срок проектирования в зависимости от сложности объекта капитального строительства составляет от полугода до года. Результатом выполнения проектно-изыскательских работ по государственному контракту является проект, получивший положительное заключение экспертизы. На основании такого проекта государственный заказчик имеет право производить работы по строительству или реконструкции объекта капитального строительства.

Информация о работе Сущность расходов государственного бюджета