Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:43, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в оценке эффективности управления затратами в ООО «Световые технологии», выработка мероприятий по повышению эффективности управления затратами на данном предприятии. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучаются теоретические основы управления затратами на предприятии;
- даётся краткая характеристика ООО «Световые технологии»;
- исследуется система управления затратами на предприятии;
- вырабатываются пути повышения эффективности управления затратами на предприятии.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1: Теоретические основы управления затратами…………………………...5
1.1 Понятие и классификация затрат……………………………………….5
1.2 Методы управления затратами………………………………………..12
1.3 Проблемы управления затратами……………………………………..19
Глава 2: Анализ основных финансовых показателей на предприятии ООО «Световые технологии» …………………………………………………………...21
2.1 Описание основных характеристик финансовой деятельности организации………………………………………………………………………21
2.2 Анализ финансовой отчетности организации………………………..24
2.3 Анализ эффективности деятельности организации………………….35
Глава 3: Пути решения проблем в системе управления затратами……………..42
3.1 Выявленные проблемы в управлении затратами на предприятии….42
3.2 Методы повышения эффективности управления затратами………...45
Заключение……………………………………………………………………….....48
Список литературы…………………………………………………………………49
Приложения…………………………………………………………………………50
Переменные затраты имеют особенность изменяться пропорционально объему производства продукции, либо товарооборота. Они зависят от деловой активности предприятия. Переменными могут быть как производственные, так и непроизводственные затраты. К переменным производственным затратам относятся, например, прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Непроизводственными переменными затратами являются: расходы на упаковку, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем и другие.
Постоянные затраты в отличие от переменных не изменяются в зависимости от объемов производства или товарооборота. Однако эти затраты всё-таки могут измениться под воздействием каких либо других факторов, например, при росте цен постоянные затраты тоже возрастают.
На практике, однако, редко можно встретить затраты исключительно постоянные или исключительно переменные. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). Такие затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты.
При принятии управленческих решений часто сравнивают несколько
альтернативных вариантов. Сравниваемые при этом показатели могут быть неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые изменяются в зависимости от решения. Неизменяющиеся показатели не принимаются в расчет при оценках, а изменяющиеся являются показателями, принимаемыми в расчет при оценках[4].
Безвозвратные затраты – это затраты, произведенные ранее и которые не могут быть изменены не какими управленческими решениями.
Под вмененными или воображаемыми затратами понимается упущенная выгода предприятия, то есть это возможность которая могла быть использована предприятием, но она потеряна в результате принятых управленческих решений. Такие затраты присутствуют лишь в управленческом учете.
Приростные затраты являются дополнительными, то есть возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Предельные затраты так же являются дополнительными, но только в расчете на единицу продукции.
Планируемые и непланируемые затраты используются при расчете себестоимости. Планируемые затраты рассчитываются на определенный объем производства в соответствии с нормами, лимитами и сметами, включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые – не включаются в план и отражаются только в фактической себестоимости продукции.
Регулируемые и нерегулируемые затраты (или контролируемые и неконтролируемые) классифицируются в зависимости от подверженности влиянию менеджера или центра ответственности на них.
Для отражения в бухгалтерском учете затрат используют другую научно обоснованную классификацию. Все затраты на производство в бухгалтерском учете могут группироваться по месту их возникновения, в зависимости от носителя затрат и по видам расходов.
Группировка по местам возникновения затрат подразумевает группировку по структурным подразделениям предприятия (производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям). Эта группировка необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции.
Носителями затрат являются виды продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации. Группировка по носителям затрат используется для определения себестоимости единицы продукции, (работ, услуг).
По видам затраты группируются по однородным экономическим элементам и по статьям калькуляции.
Группировка затрат по экономическим элементам является единой и
обязательной для всех отраслей народного хозяйства и состоит из следующих элементов:
– материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация;
– прочие затраты.
Следует заметить, что особенностью данной группировки является то, что в ней отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергия, а оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.
Группировка по статьям калькуляции используется на предприятиях для определения себестоимости отдельных видов продукции. Существует типовая группировка расходов по статьям калькуляции, но иногда в нее могут вноситься изменения в зависимости от техники, технологии и организации производства.
Типовая группировка расходов по статьям калькуляции:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы;
3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних предприятий и организаций;
4) топливо и энергия на технологические цели;
5) заработная плата производственных рабочих;
6) отчисления на социальные нужды;
7) расходы на подготовку и освоение производства;
8) общепроизводственные расходы;
9) общехозяйственные расходы;
10) потери от брака;
11) прочие производственные
12) коммерческие расходы.
Сумма одиннадцати вышепредставленных статей образует производственную себестоимость продукции, а сумма всех статей – полную себестоимость реализованной продукции.
Итак, как мы видим классификация затрат весьма разнообразна. Затраты классифицируются в зависимости от различных условий, например, от участия в воспроизводственном процессе, или от управленческих задач, которые необходимо решить, либо по местам возникновения затрат и других условий.
Основной задачей классификации затрат является формирование себестоимости продукции. При помощи классификации затраты группируются по видам и прямо или косвенно относятся на себестоимость продукции. Себестоимость продукции, состоящую из различных видов затрат можно проанализировать и выявить за счет каких затрат она увеличилась или уменьшилась и затем повлиять на ее размер в будущем[5].
Себестоимость продукции, а следовательно и затраты входящие в нее имеют огромное влияние на прибыль предприятия, его рентабельность, на величину цен выпускаемой продукции и другие экономические показатели. Естественно, что снижение себестоимости и затрат является основным направлением совершенствования деятельности любого предприятия, что непосредственно влияет на его конкурентоспособность, финансовую устойчивость и успешную работу в будущем.
В управлении затратами предприятий могут найти применение различные методы, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. Каждый метод имеет как ограничивающие его применение недостатки, так и практические преимущества. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей. В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия их сущность, а так же преимущества и недостатки представлены в табл. 1.2
Таблица 1.2 Сущность, условия применения метода, преимущества и недостатки
Метод |
Сущность метода |
Условия применения метода |
Преимущества |
Недостатки |
Директ-костинг[6] |
Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли |
Разделение затрат на переменные и постоянные |
Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур; Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов; Снижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия; В сочетании с методом стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах; Позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции |
Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных; Слабое внимание к постоянным затратам; Искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции; Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов |
Абзорпшн-костинг |
В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные) |
Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции
|
Отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные; Более точное определение финансового результата деятельности предприятия; Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат; Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него |
Ретроспективность и условность в распределении накладных затрат; Установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода; Условный характер распределения накладных затрат; Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции |
Стандарт-кост[7] |
Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно |
Наличие системы стандартов (норм и нормативов) |
Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат; Минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство |
Применение для периодически повторяемых затрат; Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы; Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат |
Метод ABC |
Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций |
Выделение видов деятельности и операций по ним; Расширение существующей системы бухгалтерского учета; Дополнительное обучение персонала |
Значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости; Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат |
Требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление |
Таргет-костинг[8] |
На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами
|
Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия; Постоянное применение; Организация постоянного контроля уровня затрат; Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке |
Маркетинговая ориентация производства; Определение целевых затрат для новых продуктов; Контроль затрат еще на стадии разработки продукции |
Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции; Технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня |
Кайзен-костинг |
Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем |
Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат; Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации |
Обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне |
Необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации
|
CVP-анализ (анализ точки безубыточности) |
Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат |
Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых); Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4 |
Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат; Простота, наглядность и оперативность метода |
Разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно; Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата; При количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным; Основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют |
Бенчмаркинг затрат |
Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратам |
Правильный выбор предприятия-эталона; Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения |
Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий |
Неверный выбор предприятия-эталона снижает эффективность метода; Требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий |
Кост-киллинг |
Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью |
Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии; Стремление руководства предприятия к снижению издержек; Определенным образом построенная система мотивации персонала |
Позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде |
Жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала); Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит) |
LCC-анализ |
Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами |
Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия; Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта |
Получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и затрат применительно к производству изделия в целом; Обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее с доходами |
Отсутствие периодизации финансовых результатов; Неопределенность в учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер; Может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации |
Неотъемлемой частью рассмотренных методов стратегического и оперативного управления затратами является анализ затратообразующих факторов. Его, пожалуй, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного метода управления затратами, но таким анализом нельзя пренебрегать ни в стратегическом, ни в оперативном управлении затратами. Анализ затратообразующих факторов требует рассмотрения факторов формирования затрат в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Знание затратообразующих факторов и степени их влияния на величину затрат предприятия, а также зависимостей между факторами позволяет, воздействуя на факторы формирования затрат, в долгосрочном периоде оказывать управленческое воздействие на саму величину полных затрат предприятия.
В период реформирования экономики эффективное управление издержками производства и результатами деятельности предприятий представляет собой важную и сложную задачу. Методика управления затратами существенно влияет на финансовые результаты работы, а также на управленческие решения, направленные на повышение прибыльности за счет снижения издержек производства.
В современных условиях перед предприятиями все более остро стоит вопрос эффективного управления затратами. По мере развития конкуренции на целевых рынках происходит снижение нормы прибыли. Вследствие чего перспективы развития предприятия начинают во многом зависеть от поведения затрат и степени их управляемости.
Для многих промышленных предприятий в настоящее время становятся типичными одни и те же проблемы в области управления затратами, к которым относятся:
Система управления затратами должна соответствовать следующим требованиям[10]: