Управление финансами в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Одна из характерных черт экономический отношений - прагматизм участников. Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера. Основа деловой активности - наращивание экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, предприниматель полагает через какое-то время не только возместить пущенный в оборот капитал, но и получить определенную прибыль.

Содержание

ведение……………………………………………………………………………
Содержание и звенья управления финансами…………………………...
Органы управления финансами…………………… …………………….
Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и пра
Министерство финансов Республики Беларусь…………………………14
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь……………..27
Пути совершенствования и перспективы развития финансовой системы…………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Теория финансов.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

С учетом многочисленных функций, связанных с управлением финансами, Министерство финансов Республики Беларусь наделено большими правами. В частности, оно вправе требовать и получать:

а) от республиканских органов государственного управления и организаций — информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию 
государственных финансовых средств, а также документы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;

б) от областных исполнительных комитетов — материалы, 
необходимые для формирования расчетных показателей по 
проектам местных бюджетов, утвержденные местными Совета 
ми депутатов, своды местных бюджетов областей, а также отчеты 
об их исполнении.

Кроме этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет  право:

  • ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного получения указанных средств либо использования не по целевому назначению;
  • вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
  • давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств республиканского бюджета;
  • взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, а также задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам и проценты по займам;
  • расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;
  • проводить проверки соблюдения порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуального предпринимательства, и аудиторскими организациями;
  • осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций и др.

В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют  крупные подразделения — Главные  управления и управления. На низовом уровне Министерство осуществляет свои функции через региональные, областные финансовые управления, а в районах и городах — через районные и городские финансовые отделы. Характерная особенность управления в системе Минфина — двойное подчинение его республиканских и местных органов. Так, например, областные финансовые управления подчиняются одновременно областным органам власти и Министерству финансов.

Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными его задачами являются:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
  • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и работы налоговых органов;
  • подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта их работы;
  • принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:

  • контролирует соблюдение налогового законодательства;
  • организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;
  • разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве;
  • проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчисления

уплатой и учетом налогов, а также отчетов  инспекции, входящих в его структуру;

•обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.

Центральный аппарат Министерства по налогам  и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Министерства и его налоговых инспекций утверждается министром.

Органом управления финансами является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейшими его функциями являются:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики государства;
  • обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;
  • принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;
  • защита экономических интересов страны;
  • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны;
  • обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенным и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов и др.

Управление  финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как:

•составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией;

  • проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;
  • контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
  • контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;
  • финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п.

В низовых  звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.

Необходимо  отметить, что финансовый аппарат  как орган управлении финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мобилизации финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства и, наконец, государства в целом. Без финансовых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.

Финансовый аппарат является одновременно и важнейшим экономическим штабом, который участвует в разработке и реализации всех экономических реформ в стране, в том числе в расширении рыночных отношений, приватизации государственной собственности, поддержке рыночных структур. Одновременно финансовый аппарат — это и бюрократический аппарат. После распада СССР в Российской Федерации и Республике Беларусь случалось, что финансовый аппарат тормозил или вовсе отвергал принятие необходимых экономических мер, неквалифицированно готовил документы (в частности, в области налогообложения) и т.п. Обязанность финансового аппарата каждой страны — тщательно просчитывать все решения, изучать опыт ведущих стран мира и соседних государств.

В экономически развитых странах оперативное управление финансами обычно осуществляется несколькими государственными органами. Так, в Италии его проводят четыре государственных органа: казначейство (государственные расходы и финансовый контроль); министерство финансов (доходы); министерство

бюджета (составление государственного бюджета  и координирование финансовых ресурсов); министерство внутренних дел (местные финансы). Во Франции задача управления финансами возложена на министерство экономики, финансов и бюджета. В Германии эта роль поручена федеральному ведомству по финансам и федеральному управлению государственным долгом — органам, подчиненным федеральному министерству финансов. В Великобритании государственным управлением финансами занимается казначейство, а в США — министерство финансов и административно-бюджетное управление при президенте страны (последнее составляет расходную часть федерального бюджета).

Общее управление финансами в этих странах находится  в ведении высших законодательных органов власти — парламентов: в ФРГ — бундестага, во Франции — национального собрания, в Великобритании — парламента, в США — конгресса.

Подводя итоги  главы можно сказать, что финансы  такая экономическая категория, которая характеризует процесс  использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства.

 

 

 

 

    1. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и права

3.1 Министерство финансов  Республики Беларусь

1. Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

2. Минфин в  своей деятельности руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.

3. Основными  задачами Минфина являются:

3.1. проведение  государственной политики, осуществление  регулирования и управления в  финансовой сфере деятельности  и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

3.2. обеспечение  активного использования финансов  в целях повышения эффективности  производства, роста национального  дохода, создания и развития прогрессивных  рыночных форм и структур;

3.3. разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

Информация о работе Управление финансами в РБ