Управление финансами и пути его совершенствования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, а также выявление проблем в сфере управления финансами РФ и предложения путей их решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления финансами 4
1.1. Понятие и сущность управления финансами 4
1.2. Инструменты воздействия на финансовую политику 8
1.3. Финансовая политика 14
Глава 2. Анализ системы управления финансами в РФ 18
2.1. Угрозы финансовой безопасности России 18
2.2. Анализ структуры и динамики бюджета РФ по доходам 23
Глава 3. Совершенствование системы управления финансами в РФ 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Управл. финансами и пути его совершенств. в РФ.docx

— 112.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Финансовая деятельность государства по управлению финансами - это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования.

Актуальность темы состоит в том, что деятельность государства по управлению финансами в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития[1, статья 71 ]. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации[1, статья 72]. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти[1, статья 73, 76].

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность – основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, финансовые департаменты в субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Объектом исследования являются  государственное управление в сфере финансовой деятельности Российской Федерации.

Предметом исследования  выступает правовая сущность государственного управления финансами.

Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, а также выявление проблем в сфере управления финансами  РФ и предложения путей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

    1. Понятие и сущность управления финансами

  Финансы в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Управление финансами – это система форм, методов и приёмов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами[4, c.94].

Цель управления финансами – обеспечение устойчивости финансовой независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижение государственного долга, твёрдости национальной валюты, а в итоге – росте благосостояния населения.

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные, взаимосвязанные между собой сферы и им соответствуют следующие субъекты управления (1.1).


 





 

                                            

Рис.1.1.

 

В процессе управления финансами органами управления осуществляются следующие функции:

  1. Финансовый анализ заключается в формировании информации необходимой для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации.
  2. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.
  3. Финансовое планирование предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов. В управлении общественными финансами осуществляется составление сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций.
  4. Оперативное управление финансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами.
  5. Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного целевого использования.

Существуют две группы задач, которые решаются при управлении финансами:

  1. Экономического характера;
  2. Финансового характера;

К первой группе относят: увеличение занятости населения, борьбу с инфляцией, расширение сферы материального производства и формирование устойчивого социально-экономического развития.

Ко второй группе относят: управление государственным долгом, сбалансированность бюджета, стабилизацию национальной экономики, формирование благоприятных отношений между обществом и государством.

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Система управления финансами представлена на рисунке 1.2 [3, c.106].

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

  1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) – определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ;
  2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы) – устанавливает налоги, сборы, налоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (БК РФ, НК РФ) и др.;
  3. Правительство РФ – разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами;
  4. Минфин России – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Он обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти;

 

 

 

 




  




    Президент РФ                             Принципы управления                   Отношения по образо- 


   Федеральное собрание РФ             Финансовое                                   ванию и использованию           Макроэкономическая


                                                              прогнозирование                      бюджетного фонда                         сбалансированность                                                                 

   Правительство РФ                             Финансовое                                  Отношения по образо-               Профицит бюджет-


                                                              программирование                            ванию и использованию              ного плана                                                                     

   Минфин России                             Финансовое                                  внебюджетного фонда


                                                              планирование                               Отношения по образо-               Отсутствие гос. долга                                     


   Минэкономразвития России  Финансовое                                    ванию и использованию


                                                              регулирование                            страховых фондов                     Твёрдая


   Банк России                                  Финансовый контроль                       Обеспечение условий                     национальная валюта


   Счётная палата РФ                         Финансовое                                    эффективного


                                                              законодательство                                 использования

   ФСФР России                                            Финансовый                                 капитала и ресурсов


                                                              мониторинг и анализ            государственного и

                                                                                                  частного секторов

                                                                                                                                                       экономики

                                                                                                        

 

Рис. 1.2. Система управления государственными финансами РФ 

  1. государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). ФСФР России контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд;
  2. Банк России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Казначейством России кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов;
  3. Счётная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчётна Федеральному Собранию РФ.
    1. Инструменты воздействия на финансовую политику

Финансовые методы делятся на планирование, прогнозирование, контроль, учёт, анализ, регулирование.  В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. В более общем виде это понятие можно представить как планомерность, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов.

Итак, финансовое планирование – это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, оставшимися у хозяйствующих субъектов [3, c.108].

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Результатом планирования является финансовый план, т.е. документированная система взаимосвязанных финансовых показателей, отражающие объём поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

  1. Определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

Информация о работе Управление финансами и пути его совершенствования в РФ