Финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение финансовой политики предприятия.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
рассмотрение понятия «Финансовая политика предприятия»;
определения её значения в развитии предприятия;
рассмотрение основных целей, задач финансовой политики;
рассмотрение основных этапов финансовой политики;
определение её субъектов и объектов;
раскрытие основных направлений разработки финансовой политики предприятия;
описание организации системы финансового планирования деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие финансовой политики, eё значение в развитии предприятия
1.2 Цели, задачи финансовой политики
1.3 Основные этапы финансовой политики предприятия
1.4 Субъекты и объекты финансовой политики
2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия
2.2 Организация системы финансового планирования деятельности предприятия
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

план.docx

— 130.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие  этапы:

 

Определение стратегических направлений развития

 

Планирование

 

стратегическое планирование;

 

оперативное планирование

 

бюджетное планирование.

 

Разработка оптимальной  концепции управления

 

управление капиталом;

 

управление активами;

 

управление денежными  потоками;

 

управление ценами;

 

управление издержками;

 

Контроль

 

проверка выполнения планов;

 

сравнительный анализ;

 

ревизии;

 

аудит.

 

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика касается принятия решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по поводу закупки оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. В противоположность этому в рамках краткосрочной политики решения нацелены на принятие текущих решений на срок до одного года, или период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так краткосрочные финансовые решения принимаются, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

 

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность  и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики. Краткосрочная финансовая политика связана, главным образом, с анализом вопросов, оказывающих влияние на текущие активы и текущие обязательства.

 

Разработка и реализация финансовой политики должны постоянно  контролироваться. В этой связи очень  сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два  вида в общую финансовую стратегию  фирмы.

 

 

 

    1. Субъекты  и объекты финансовой политики

 

 

Финансовая политика выступает  в качестве основ процесса управления финансами предприятия. В результате предполагает субъективное и объективное  начало в процессе реализации финансовой политики.

 

Финансовую политику предприятия  определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге  осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или  организационную подсистему, которая  является совокупностью отдельных  людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.

 

Реализация финансовой политики на предприятиях осуществляется по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы  деятельности, а также масштабов  предприятия.

 

В качестве субъектов управления на малых предприятиях могут выступать  руководитель и бухгалтер, так как  малый бизнес не предполагает глубокого  разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений  развития привлекаются внешние эксперты и консультанты.

 

В средних предприятиях текущая  финансовая деятельность сосредоточена  внутри других отделов (бухгалтерия, администрация  и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение  прибыли) принимает генеральная  дирекция фирмы.

 

В крупных компаниях есть возможность расширить организационную  структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:

 

информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская  и др. службы;

 

финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

 

контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

 

Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.

 

На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако, даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в рамках стратегических направлений развития.

 

К основным объектам управления можно отнести следующие направления:

 

Управление капиталом

 

определение общей потребности  в капитале;

 

оптимизация структуры капитала;

 

минимизация цены капитала;

 

обеспечение эффективного использования  капитала;

 

Дивидендная политика:

 

определение оптимальных  пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;

 

Управление активами:

 

определение потребности  в активах;

 

оптимизация состава активов  с позиций их эффективного использования;

 

обеспечение ликвидности  активов;

 

ускорение цикла оборота  активов;

 

выбор эффективных форм и  источников финансирования активов.

 

Управление текущими издержками:

 

СVP – анализ;

 

минимизация издержек;

 

нормирование затрат;

 

оптимизация соотношения  постоянных и переменных издержек.

 

Управление денежными  потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности):

 

формирование входящих и  исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

 

эффективное использование  остатка временно свободных денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ  

 

     2.1 Основные  направления разработки финансовой  политики предприятия

  

     К ним относятся:

 

     анализ финансово-экономического  состояния организации;

     разработка  учетной и налоговой политики;

     выработка  кредитной политики организации;

     управление  оборотными средствами, кредиторской  и дебиторской задолженностью;

     управление  издержками, включая выбор амортизационной  политики;

     выбор дивидендной  политики.

Анализ финансово-экономического состояния организации является той базой, на которой строится разработка финансовой политики организации. Анализ опирается на показатели квартальной  и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской  и финансовой отчетности, когда еще  имеется возможность изменить ряд  статей баланса, а также для составления  пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового  анализа осуществляется выработка  почти всех направлений финансовой политики организации, и от того, насколько  качественно он проведен, зависит  эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового  анализа зависит от применяемой  методики, достоверности данных отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение  в области финансовой политики.

Перечислим основные компоненты финансово-экономического анализа  деятельности организации.

  1. Анализ бухгалтерской отчетности. Это – изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа определяется состав имущества организации, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
  2. Горизонтальный анализ. Состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными  методами горизонтального анализа  являются: простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

  1. Вертикальный анализ. Проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
  2. Трендовый анализ. Основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
  3. Расчет финансовых коэффициентов. Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для разработки финансовой политики особое значение имеет выбор системы показателей, поскольку они являются основой для оценки деятельности организации внешними пользователями отчетности, такими, как инвесторы, акционеры и кредиторы), представлены в таблице.

 

Наименование  показателя

Что показывает

Как рассчитывается

Комментарий

Показатели ликвидности

Общий коэффициент покрытия

Достаточность оборотных  средств у организации, которые  могут быть использованы для погашения  своих краткосрочных обязательств

Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим  пассивам (краткосрочным обязательствам)

1–2. Нижняя граница обусловлена  тем, что оборотных средств  должно быть достаточно, чтобы  покрыть свои краткосрочные обязательства.  Превышение оборотных активов  над краткосрочными обязательствами  более чем в два раза считается  также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении организацией своих средств и неэффективном их использовании

Коэффициент срочной ликвидности

Прогнозируемые платежные  возможности организации при  условии своевременного проведения расчетов с дебиторами

Отношение денежных средств  и краткосрочных ценных бумаг  плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам

1 и выше. Низкие значения  указывают на необходимость постоянной  работы с дебиторами, чтобы обеспечить  возможность обращения наиболее  ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками

Коэффициент ликвидности  при мобилизации средств

Степень зависимости платежеспособности компании от материальнопроизводственных  запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств

Отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных  обязательств

0,5–0,7

Показатели финансовой устойчивости

Соотношение заемных и  собственных средств

Сколько заемных средств привлекла организация на 1 рубль вложенных в активы собственных средств

Отношение всех обязательств организации (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу)

Значение соотношения  должно быть меньше 0,7. Превышение указанной  границы означает зависимость организации  от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Наличие собственных оборотных  средств у организации, необходимых  для его финансовой устойчивости

Отношение собственных оборотных  средств к общей величине оборотных  средств организации

Нижняя граница – 0,1. Чем  выше показатель (около 0,5), тем лучше  финансовое состояние организации, тем больше у него возможностей в  проведении независимой финансовой политики

Коэффициент маневренности  собственных оборотных средств

Способность организации  поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять  оборотные средства в случае необходимости  за счет собственных источников

Отношение собственных оборотных  средств к общей величине собственных  средств (собственного капитала) организации

0,2–0,5. Чем ближе значение  показателя к верхней рекомендуемой  границе, тем больше возможностей  финансового маневра у организации

Интенсивность использования  ресурсов

Рентабельность чистых активов  по чистой прибыли

Эффективность использования  средств, принадлежащих собственникам  организации. Служит основным критерием  при оценке уровня котировки акций  на бирже

Отношение чистой прибыли  к средней за период величине чистых активов

Рентабельность чистых активов  по чистой прибыли должна обеспечивать окупаемость вложенных в организацию  средств акционеров

Рентабельность реализованной  продукции

Эффективность затрат, произведенных  организацией на производство и реализацию продукции

Отношение прибыли от реализованной  продукции к объему затрат на производство реализованной продукции

Динамика коэффициента может  свидетельствовать о необходимости  пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции

Другие показатели рентабельности фондо- , энерго- , материалоемкости и т.п.

     

Показатели деловой  активности

Коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала

Скорость оборота материальных и денежных ресурсов организации  за анализируемый период или сколько  рублей оборота (выручки) снимается  с каждого рубля данного вида активов

Отношение объема чистой выручки  от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных  средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг

Нормативного значения нет, однако усилия руководства организации  во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости. Если организация постоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит, сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности

Коэффициент оборачиваемости  собственного капитала

Скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют  акционеры

Отношение чистой выручки  от реализации к среднему за период объему собственного капитала

Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент  оборачиваемости означает бездействие  части собственных средств, т.е. свидетельствует  о нерациональности их структуры. При  снижении рентабельности собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости


 

Для предварительной оценки финансово-экономического состояния  приведенные показатели следует  разделить на первый и второй классы, имеющие между собой качественные различия.

В первый класс входят показатели, для которых определены нормативные  значения. К их числу относятся  показатели ликвидности и финансовой устойчивости. При этом как снижение значений показателей ниже нормативных, так и их превышение, а также  их движение в одном из названных  направлений следует трактовать как ухудшение характеристик  организации. Таким образом, следует  выделить несколько состояний показателей  первого класса, которые представлены в таблице:

Тенденции

Улучшение значений

Значения устойчивы

Ухудшение значений

Соответствие нормативам

1

2

3

Нормальные значения

I

I.1

I.2

I.3

Значения не соответствуют  нормативным

II

II.1

II.2

II.3


Приведенные в таблице  возможные состояния могут характеризоваться  следующим образом:

  • состояние I.1 – значения показателей находятся в пределах рекомендуемого диапазона нормативных значений («коридор»), но у его границ. Анализ динамики изменения показателей свидетельствует, что он движется в сторону наиболее приемлемых значений (движение от границ к центру «коридора»). Если группа показателей данного класса находится в состоянии I.1, то соответствующему аспекту финансово-экономического положения организации можно дать оценку «отлично»;
  • состояние I.2 – значения показателей находятся в рекомендуемых границах, а анализ динамики показывает их устойчивость.

В этом случае по данной группе показателей финансово-экономическое  состояние можно определить как  «отличное» (значения устойчиво находятся  в середине «коридора») или «хорошее» (значения у одной из границ «коридора»);

  • состояние I.3 – значения показателей находятся в рекомендуемых границах, но анализ динамики указывает на их ухудшение (движение от середины «коридора» к его границам). Оценка аспекта финансово-экономического состояния – «хорошо»;
  • состояние II.1 – значения показателей находятся за пределами рекомендуемых, но наблюдается тенденция к улучшению.

Информация о работе Финансовая политика предприятия