Финансовая система Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:18, реферат

Краткое описание

Рассматривая специфику государственного регулирования в Норвегии необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.
Существующие в Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотивы» в отдельных отраслях экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

башир.docx

— 100.48 Кб (Скачать файл)

Аудит эффективности

Путем систематического анализа  экономичности, производительности и  эффективности систем в свете  решений и целей Стортинга  Счетная палата Норвегии получает соответствующую  информацию для Стортинга о реализации и эффективности мер, принимаемых  правительством, в том числе о  том:

а) используют ли правительственные  учреждения ресурсы для выполнения своих задач в соответствии с  решениями и целями Стортинга;

б) насколько эффективно используются ресурсы и инструменты  для выполнения задач, поставленных Стортингом в данной области;

в) соблюдаются ли правила, установленные Стортингом;

г) насколько экономично и эффективно используются правительственными учреждениями средства управления, инструменты  и правила при реализации решений  и целей Стортинга;

д) достаточна ли информация, предоставленная правительством Стортингу, для принятия решений;

е) осуществляет ли правительство  утвержденную политику охраны окружающей среды с целью соблюдения принципов  устойчивого развития и эффективного управления природными ресурсами.

Все проверки эффективности  проводятся на основе критериев, связанных  с существенностью и риском. В  каждом отдельном секторе проверки эффективности проводятся в тех  областях, где существует большой  риск и вероятность несоблюдения решений и целей Стортинга. После  завершения проверки эффективности  составляется отдельный отчет, который  представляется в Стортинг. Ежегодно в Стортинг направляются примерно десять отчетов о проверке эффективности  деятельности.[7]

 

Изменения в сфере  государственного финансового контроля Норвегии, ожидаемые в ближайшем будущем

В последний раз роль и  задачи Счетной палаты обсуждались  Стортингом в 2003 году во время принятия нового законодательства и инструкций в отношении Счетная палата. Тогда  было определено, что перемены, произошедшие в Счетной палате, в сочетании  с изменениями в порядке работы Стортинга создали предпосылки  к усилению контрольной функции  Стортинга. Тем не менее, в ближайшем  будущем не ожидается крупных  изменений в государственном  финансовом контроле Норвегии. Во время  обсуждения нового закона о Счетной  палате Стортинг заявил, что она  как подчиненный, но независимый  контрольный орган будет по-прежнему отвечать за осуществление финансового  контроля над всеми учреждениями центрального правительства и других органов власти, обязанных отчитываться перед центральным правительством. В то же время, для удовлетворения информационных потребностей Стортинга  в ежегодном докладе Счетной  палаты о результатах финансовых проверок будет уделяться больше внимания информации, показывающей, действительно  ли ассигнованные средства используются на цели, определенные Стортингом, а  также насколько выполнены установленные  задания. Стортинг также подчеркнул, что Счетная палата играет важную роль в борьбе с искажениями отчетности и коррупцией. В этой связи были приняты новые законодательные  положения, разрешающие Счетной  палате сообщать полиции или другим органам контроля о выявленных нарушениях и подозрениях, независимо от своей  обязанности соблюдать конфиденциальность. Что касается функции Счетной  палаты как консультанта правительства, Стортинг подчеркнул, что осуществлять ее нужно с осторожностью, чтобы  не нанести вреда независимости  и объективности аудиторов.[7]

Стортинг выразил уверенность  в дальнейшем развитии аудита эффективности, подчеркивая при этом, что такие проверки необходимо проводить на основе оценки принципиальности вопроса и его финансовой или социальной значимости. Также было принято решение разрешить Счетной палате проводить проверки эффективности в рамках текущего контроля государственных компаний, помимо постоянного контроля интересов собственника.[7]

Предложения по дальнейшему  развитию международного сотрудничества между европейскими организациями  финансового контроля

За последние десять лет  заметно расширилась международная  деятельность Счетной палаты Норвегии, например, путем его участия в  работе нескольких комитетов и рабочих  групп ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ. С 2001 года в Норвегии работает Секретариат IDI (Программы развития ИНТОСАИ). Счетная  палата была назначена внешним аудитором  ряда международных организаций, и  несколько сотрудников Счетной  палаты участвуют в выполнении аудиторских заданий. Помимо этого, Счетная палата участвует в проекте по оказанию помощи в целях развития и обучению вместе с высшим органом финансового контроля (ВОФК) Замбии, а также в других формах официального и неофициального сотрудничества с ВОФК других стран.

Одновременно с этим постоянно  расширяется сотрудничество между  ВОФК европейских государств под  руководством ЕВРОСАИ, сотрудничество в рамках Европейского Союза и  в более мелких региональных группах, например, сотрудничество между ВОФК скандинавских стран, а также  между ВОФК скандинавских и балтийских стран. Расширение сотрудничества является естественным результатом происходящей мировой глобализации и гармонизации, усиления интеграции в Европе и технологического прогресса. Поскольку сотрудничество между европейскими государствами  постоянно развивается, ВОФК европейских  стран также должны объединять усилия, чтобы оказывать максимально  возможное влияние на этот процесс  и находить решения новых проблем, возникающих вследствие усиления интеграции.

Хотя ВОФК европейских  государств уже успешно сотрудничают между собой, существуют возможности  для дальнейшего расширения сотрудничества. Развитие компетенции и потенциала высших контрольных органов должно стать главной целью европейского сотрудничества. Ниже мы предлагаем три  формы международного сотрудничества, которые могли бы оказать положительное  влияние на этот процесс. Эти формы  касаются всей ИНТОСАИ в целом, но они также чрезвычайно актуальны  для сотрудничества между европейскими ВОФК.[7]

Экспертные оценки

Экспертные оценки - это  систематический анализ деятельности ВОФК какой-либо страны, проводимый ВОФК других стран с целью выяснить, успешно ли данный высший контрольный  орган справляется со своими обязанностями  и насколько его деятельность соответствует утвержденным стандартам аудиторского контроля. В настоящее  время в проведении экспертных оценок участвуют лишь несколько ВОФК. Такие  экспертные оценки могут быть полезным средством для выявления сильных  и слабых сторон ВОФК и определения  участков, где необходимы изменения. Это особенно важно для ВОФК как  учреждений, поскольку они, как правило, в одиночку осуществляют контроль деятельности центрального правительства в своей  стране. В качестве средства для  стимулирования экспертных оценок можно  рекомендовать составление руководства  по проведению таких оценок. Более  широкое применение экспертных оценок возможно при условии, что ВОФК европейских  стран будут выделять средства на эти проекты.[7]

Сотрудничество  в международных проектах по наращиванию  потенциала

Ряд европейских ВОФК уже  участвует в проектах по наращиванию  потенциала совместно с другими  ВОФК в Европе и за ее пределами. Тем не менее, по-прежнему существует настоятельная необходимость в развитии такой деятельности. Кроме того, наблюдается тенденция к разработке собственной стратегии для таких проектов каждым отдельным ВОФК, поскольку еще нет установившейся формы "передовой практики". Поэтому европейским ВОФК следует стремиться к расширению сотрудничества и координации действий при реализации подобных проектов содействия развитию, например, путем разработки понятия "передовой практики" для наращивания потенциала и путем развития базы данных осуществляемых проектов.

Обучение и  профессиональная подготовка

Главной проблемой, стоящей  сегодня перед европейскими ВОФК, является дальнейшее повышение квалификации сотрудников. В связи с разработкой профессиональных стандартов и принципов контроля государственных учреждений, включая продолжающееся сотрудничество в разработке основных принципов ИНТОСАИ в отношении контроля финансовой деятельности и эффективности использования ресурсов, к аудиторам предъявляются все более и более строгие требования. Благодаря этим усилиям можно ожидать достижения согласованности в методах, используемых европейскими ВОФК для выполнения своих задач. Это, в свою очередь, усиливает важность обучения и передачи опыта.[7]

Европейские ВОФК уже осуществляют тесное сотрудничество в сфере обучения и профессиональной подготовки под  руководством Учебного комитета ЕВРОСАИ  и при поддержке IDI. Кроме того, проводятся другие учебные мероприятия, в том числе стажировки, региональные семинары и внутренние курсы, которые  могут посещать сотрудники ВОФК других стран.

Главная проблема, связанная  с обучением, - это каким образом  можно внедрить полученные знания в  работу соответствующих ВОФК. Передача знаний - это сложный процесс, и чрезвычайно важно разработать механизмы, обеспечивающие внедрение новых знаний в деятельность организации. Поэтому Учебный комитет ЕВРОСАИ, при поддержке IDI, должен и впредь играть ведущую роль в развитии сотрудничества между европейскими ВОФК. Однако это должно происходить в сочетании с такими мерами как, например, пилотные проверки, курсы повышения квалификации и обучение при помощи мультимедийных технологий и Интернета. Необходимо поддерживать тесные связи с высшими учебными заведениями и составить подробный перечень технических умений и навыков, нужных аудиторам. [7]

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

 

Большинство социальных служб  в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей  или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может  быть выражено в форме или сиротских  домов, или поддержки людей с  физическими недостатками, или пожилых  людей, молодежных клубов, приютов для  женщин, которые подвергаются избиениям, и т. д.[2, стр.117]

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они  могут привлечь внимание общества или  администрации и получить некоторую  поддержку от крупных организаций  или правительства.

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом  или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, — объединена в бюджетную систему.

В Норвегии сегодня можно  встретить примеры социальных служб  всех трех перечисленных видов.

Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода (1985 г.), и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или  сфере охраны здоровья.[2,стр.117]

Реальная ситуация должна рассматриваться с учетом данных о возрастающей безработице, сокращении расходов на социальную защиту, кризиса финансовых институтов. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа добровольных работников и роли неправительственных организаций.

Организация общественного  управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального  страхования (1966 г.), который управляется  министерством здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования  финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов. [2, стр. 117]

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты  во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов  − это ответственность за институты  охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно  отсталых и психически больных. Общее  число мест в этих институтах 153 на 10 тыс. жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые  акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы  предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих  законодательных актах.[2, стр. 118]

Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального  страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая  помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например для проезда студентов во время  каникул. Информация, советы и денежная помощь − главные направления в работе по этому акту.

В муниципалитетах ведется  контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков. Профилактическая работа среди молодежи, поддержка и субсидии, выделяемые безалкогольным молодежным клубам, дискотекам и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области.

Кроме того, среди молодежи, злоупотребляющей алкоголем и наркотиками, проводится так называемая работа на улице. Она имеет цель помочь молодым  людям «завязать» с наркотиками  и алкоголем. [2, стр. 118]

Основная задача социальной защиты детей − «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту»  и «требовать охраны хороших условий  жизни для детей». Каждый муниципалитет  имеет отдел по защите детей, который  несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется  на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Информация о работе Финансовая система Норвегии