6. Разработана методика
оценки экономической эффективности
расходов бюджета на оказание
услуг в сфере культуры, что
создает предпосылку для системного
мониторинга результативности финансирования
и управления учреждений культуры,
принятия решений и мер по
дальнейшему совершенствованию
управления в сфере культуры.
В основу Методики были положены следующие
этапы работ: о разработана система показателей
экономической эффективности бюджетных
расходов учреждений культуры; о определены
сроки и периодичность проведения оценки
эффективности расходов бюджета на оказание
услуг в сфере культуры; о указаны источники
получения исходных данных для расчёта
показателей оценки эффективности; о рассчитана
система показателей экономической эффективности
бюджетных расходов учреждений культуры;
о определены коэффициенты, отражающие
относительную значимость определенного
показателя по сравнению с другими показателями
проводимой оценки; о для определения
весовых значений показателей разработана
система баллов по каждому показателю
в соответствии с рассчитанными интервальными
значениями;. о произведен расчет оценки
эффективности бюджетных расходов в сфере
культуры Московской области, который
отражает степень эффективности деятельности,
как отдельных учреждений, так и всей сферы
культуры Московской области.
Наиболее существенные результаты
проведённого исследования соответствуют
п. 2.1. «Система государственных финансов,
ее структура и роль в регулировании
финансовых отношений и социально-экономического
развития страны» паспорта специальности ВАК08.00.10
- Финансы, денежное обращение и кредит.
Практическая значимость
исследования определяется возможностью
использования основных теоретических
положений, полученных результатов, практических
выводов и рекомендаций для повышения
эффективности и результативности
работы органов государственной
и муниципальной власти в области финансирования
услуг в сфере культуры. Достижение данных
целей создаст необходимые предпосылки
для формирования механизмов устойчивого
развития сферы культуры. Разработанная
методика, может, быть .использована при
создании системы оценки эффективности
расходов бюджетов всех уровней в процессе
предоставления государственных услуг
в области культуры.
Теоретические и,, методические
положения диссертационного исследования
могут быть использованы в учебном
процессе, при разработке курсов «Государственное
и муниципальноеуправление», «Государственные
и муниципальные финансы», «Финансы предприятий»,
«Финансы и кредит».
Апробация и внедрение
результатов исследования. Основные
положения диссертационной работы
докладывались и обсуждались
на научно — практической конференции.«Актуальные.проблемы
современного управления: теория и практика»
в ноябре 2008 г. в AHO ВПО «Евразийский открытый
институт» (ЕАОИ), на П-ой Международной
научно-практической конференции «Инновационное развитие
российской экономики» в ноябре 2009г. в МЭСИ,
на научно-практической конференции «Искусство
управления человеческим потенциалом
в контексте вызовов XXI века» в ноябре
2009г. в МЭСИ, на VIII Международной научно-практической
конференции Тверского филиала МЭСИ «Партнерство
бизнеса и образования в инновационном развитии
региона» в октябре 2009г. в Твери; а также
использовались Министерствами экономики
и культуры Московской области при подготовке
распоряжений «Об утверждении перечня
государственных услуг, оказываемых государственными
учреждениями культуры Московской области»
и «Об утверждении методики расчета нормативов стоимости
предоставления государственных услуг
государственными учреждениями культуры»,
при проведении оценки эффективности
деятельности подведомственных учреждений
культуры, утверждении показателей эффективности
для оценки исполнения государственных
заданий учреждениям культуры Московской
области и оценки целесообразности преобразования
государственных учреждений Московской
области в автономные учреждения.
Публикации. По теме диссертационного
исследования опубликовано 8 научных
статей общим объёмом 2,35 п.л.
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы из 210 источников
и 6 приложений. Диссертация изложена
на 197 страницах и содержит 16 таблиц
и 11 рисунков.
Заключение:
Заключение
В> данной, работе были поставлены
и. решены актуальные научные задачи
исследования процедур: финансирования-
и оценки эффективности использования? бюджетных средств
на оказание услуг в сфере культуры, имеющие
. важное значение для повышения эффективности
функционирования организаций культуры
и развития всей отрасли культуры в действующих
условиях становления рынка социальной
сферы,услуг.
В ходе исследований были по
лучены, еле дующие основные результаты:
1. Специфика^ культуры обусловлена
ее: огромной социальной ролью, когда культура
является не: только! способом; удовлетворения*
духовных потребностей общества,, но значимым
фактором развития социального и человеческого капитала и,
в свою.очередь,.развития страны. В работе
определяется» роль и; место культуры;
в; социально-экономическом развитии общества,
заключающаясяш ее влиянии на развитие
человеческого капитала, обеспечение
социальной^ стабильности: и укрепление
социально-культурной целостности государства;
эффективное экономическое развитие страны
и повышение ее весомости в мировом общественном
мнении.
2. Отсутствие четкой; законодательно проработанной
базы по определению* содержания термина-
«государственная услуга», отсутствие
единообразия в классификации; и критериев
выделения государственных услуг культуры.
вызвало;. необходимость^. решения? . указанных
задач в диссертационном исследовании.
В ходе исследования, был выработан новый
подход к классификации государственных
услуг в сфере культуры, который позволяет
учесть все затраты, государственных и муниципальных учреждений
культуры на оказание государственных
услуг в сфере культуры и который необходим
для прослеживания взаимосвязи между бюджетными расходами
и достигнутыми результатами учреждений
культуры.
Для достижения поставленной
задачи были внесены корректировки в классификацию
государственных услуг в сфере культуры.
Государственные услуги, оказываемые
государственными и муниципальными учреждениями
культуры, были разделены на два, вида
- общие и индивидуализированные. Соответствующее
деление позволило учесть, в едином* перечне
государственных услуг как услуги учреждений
культуры, направленные на обеспечение
функционирования. базисных условий деятельности
государственных и муниципальных учреждений-
культуры (общие государственные услуги),
так и услуги, оказываемые непосредственно
конкретному человеку, группам людей,
либо определенным категориям граждан
(индивидуализированные государственные
услуги). При этом индивидуализированные
государственные услуги учреждений культуры
были разделены на 3 группы по способу
финансирования.
Данный теоретический
аспект имеет большое практическое
значение для органов государственной.власти
.Московской области и других субъектов
РФ, органов местного самоуправления и
учреждений культуры, так как лежит в основе
работы по- созданию стандартов качества
государственных услуг культуры и методики
расчета нормативовстоимости государственных
услуг и позволяет, с одной стороны, учесть
все затраты учреждения культуры на оказание
государственных услуг, а с другой стороны
исключить двойной счет затрат.
- Анализ современного состояния учреждений культуры, объема и структуры расходов бюджета на оказание услуг в сфере культуры позволяет выделить. .ряд факторов,. приведших. к . упадку. сферы культуры в нашей стране: плачевным, состоянием материально-технической базы учреждений сферы культуры; значительным числом учреждений, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии; сокращением числа учреждений культуры и искусства, финансированием учреждений культуры по остаточному принципу, недопустимо низкими заработными платами работников учреждений культуры.
Низкий уровень
доходов, а также ограниченный лимит свободного
времени населения становятся сдерживающим фактором
развития платных услуг учреждений культуры
и искусства. Эти факторы послужили причиной кризиса сектора
культуры, обуславливают, необходимость.
проведения глубоких системных изменений
через переосмысление; роли культуры,
в- обществе, роли государства в культуре
и меры его ответственности за культурную
жизнь страны.
Для чего необходимо принятие
следующих» мер: необходимо внедрение
единых федеральных стандартов. установление
бюджетных обязательств- государства на
федеральном; т региональном* уровнях
в виде нормативов минимальной оплаты труда
и минимальной доли расходов государственного
бюджета в сферу культуры. разработка
государственных стандартов обеспеченности территорий
учреждениями культуры. реализация^ специальных*
программ- государственной поддержки гастролейш
передвижнош выставочной деятельности
с отдельным финансированием., приближение
предложения культурных услуг к,их потребителям,
расширение предложения новых видов услуг
и формирование новых видов потребностей;
повышение качества, комфортности ипривлекательности предлагаемых,
услуг,, основанных на использовании альтернативных
видов- деятельности в сфере массовых
коммуникаций; в том числе в области таких
доступных средств как телевидение,,. Интернет, индустрия аудио-
и видеопродукции и других, и развитием потребительского спроса.
4. Острая потребность
повышения эффективности государственных
расходов, направляемых в систему культуры
вызвала ряд вопросов о реорганизации существующей
сети государственных учреждений культурно-досуговой
сферы, о преобразование их правовой формы
и структурных изменениях в этой сфере.
Однако сводить все к одной только экономиибюджетных
расходов неправильно---для этого можно
было бы просто ограничить бюджетноефинансирование
строго определенным кругом учреждений.
Главное — это законодательно установленный
объем социальных гарантий, закрепленных
за каждым уровнем бюджетнойсистемы. И
обеспечение этих гарантий до сих пор
было функцией именно бюджетных учреждений.
Задача — не в сохранении бюджетных учреждений
в сфере культуры, а в сохранении законодательных
гарантий, позволяющих гражданам получить
социально-культурные услуги определенного
объема и качества. А для этого необходимо
изменить не только правовой статус и
организационно-правовую форму, модели
и методы финансирования-организаций,
работающих в социально-культурной сфере,
но и механизмы влияния на них органов
управления. Надо признать, что переход
к общественно-государственному управлению
в сфере культуры вызывает ожесточенное
сопротивление многих руководителей даже
ведущих учреждений культуры. Сложно соблюдать прозрачностьфинансирования,
строго целевое использование средств,
обеспечивать открытые конкурсныепроцедуры,
чтобы направлять средства организациям
и коллективам, способным работать качественно
и эффективно.