Введение
В последние годы бюджетный
процесс в России реформируется, и изменения
в нем очевидны и положительны. Наличие
среди источников дохода бюджета страны
в качестве значительной составляющей
доходов от природных ресурсов, таких
как нефть, газ, цветные металлы, ставит
перед правительством РФ ряд острых вопросов.
Во-первых, проблема сбережений для будущих
поколений – долгосрочная задача создания
механизма перераспределения существующих
доходов от ресурсов между текущим моментом
и будущим, когда ресурсы будут исчерпаны.
Во-вторых, стабилизационный мотив – задача
выравнивания в краткосрочном периоде
государственных расходов и, в целом, экономического
развития страны при резких колебаниях
цен на мировых товарных рынках. Долгосрочное
планирование бюджетных параметров и
направлений фискальной политики необходимо
для обеспечения динамичного развития
экономики.
Особая природа нефтегазовых
доходов также определяет необходимость
специального режима управления ими, направленного
на обеспечение долгосрочной макроэкономической
стабильности. Ключевые задачи такого
управления состоят в поддержании устойчивого
уровня государственных расходов и частного
потребления на длительном временном
горизонте, а также предотвращении колебаний
таких макроэкономических показателей,
как инфляция, обменный курс, величина
государственного долга, процентные ставки
на финансовых рынках. Условием такой
стабильности будет служить последовательный
перевод части природных активов в финансовую
форму, что служит залогом их последующего
эффективного и рационального использования
для замещения выпадающих нефтегазовых
доходов. Все это обуславливают актуальность
курсовой работы, а также определяют ее
цель и задачи.
Цель работы –
изучить финансовые резервы,
их динамику и
проблемы развития в современной
России.
Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты
и сущность финансовых резервов государства;
- проанализировать динамику
и современные проблемы формирования
финансовых резервов РФ;
- выявить основные проблемы
формирования финансовых резервов РФ
и пути их решения.
Объект работы – финансовые
резервы Российской Федерации.
Предмет работы – процессы
формирования, использования и совершенствования
управлением финансовыми резервами РФ.
При выполнении курсовой работы
были использованы аналитический метод,
графический и табличный метод.
Методологическую основу работы
определили научные труды следующих авторов:
Александрова И.М., Грачевой Е.Ю., Крохиной
Ю.А., Ржевской Т.Г., а также материалы периодических
изданий по анализируемой проблеме за
2011–2013 гг.
Структура курсовой работы
состоит из введения, двух глав, выводов
и предложений, списка использованной
литературы.
В первой главе рассматриваются
понятие и экономическая сущность финансовых
резервов государства, их функциональное
назначение, дается их классификация,
и выделяются виды финансовых резервов,
раскрывается нормативно-правовая база,
регулирующая финансовые резервы государства.
Во второй главе рассматривается
процесс формирования Резервного фонда
РФ, фонда национального благосостояния
и международных резервов, также анализируется
их динамика и использование данных
средств в составе федерального бюджета.
Также выявляются основные проблемы формирования
финансовых резервов РФ и пути их решения.
1. Теоретические
аспекты финансовых резервов
государства
1.1. Экономическая
сущность финансовых резервов
Финансовые резервы – одно
из важных условий непрерывного и эффективного
функционирования экономики, решения
социальных проблем. Резервы нужны всегда,
независимо от модели экономического
развития, формы собственности, уровня
развития производительных сил. Они объективно
предопределены непосредственно характером
процесса производства как явлением, где
вероятные случайные факторы и непредсказуемые
обстоятельства. В высокотехнологичном
производстве при условиях конкуренции
необходимость в финансовых резервах
предопределена также изменениями технологии
производства, внешнеэкономическими связками,
конъюнктурой рынка.
За экономической сутью финансовые
резервы – это способы и формы создания
и использования фондов финансовых ресурсов
для финансирования мероприятий из локализации
влияния непредсказуемых обстоятельств
и поддержки высокого уровня производства
и общественного благосостояния граждан.
В общеэкономическом плане источником
финансовых резервов является валовой
внутренний продукт, который создается
экономикой государства. Финансовые резервы
в пределах государства должны иметь свою
оптимальную величину, поскольку избыточное
отвлечение средств в резервы может повлечь
финансовое напряжение и негативно повлиять
на воспроизводительный процесс. Вопрос
оптимума размера финансовых резервов
– одна из фундаментальных проблем финансовой
науки. Финансовые резервы в государстве
– составляющая ее национального богатства.
[7, С.411]
Функциональным назначением
финансовых резервов является не расширение
производства и предоставление социальных
услуг, а лишь обеспечение стабильности
в экономической и социальной сферах при
возникновении непредсказуемых обстоятельств
и новых общественных потребностей, которые
нуждаются в немедленном удовлетворении.
Учитывая это финансовые резервы можно
назвать фондами финансовых ресурсов
специального назначения, то есть средствами,
которые используются для повышения благосостояния
граждан, и финансовыми ресурсами, которые
используются для развития производства
и его усовершенствования.
В финансовой литературе классификация
резервных фондов, как правило, осуществляется
за уровнями управления и использования.
Финансовые резервы за таким толкованием
можно классифицировать как общегосударственные
финансовые резервы, финансовые резервы
предпринимательских структур, финансовые
резервы местного самоуправления. [3, С.248]
Финансовые резервы призваны
обеспечить стойкость всей финансовой
системы, надежность финансового обеспечения
экономического развития в случае влияния
непредсказуемых обстоятельств. Однако
финансовые резервы определяют размер
материальных и трудовых резервов. Для
создания материальных запасов нужны
средства. Без финансовых ресурсов невозможно
создать или усовершенствовать производственные
мощности. Аналогичная ситуация складывается
и при формировании трудовых ресурсов.
Подготовка квалифицированных рабочих,
переподготовка и переквалификация рабочей
силы, а также предоставление помощи, временно
неработающим, нуждаются в затратах финансовых
ресурсов.
К финансовым резервам принадлежат
также валютные резервы, запасы золота
и других драгоценных металлов национальных
и центральных банков государств. Специфика
этих резервов проявляется в том, что они
призваны обеспечить стабильность национальной
денежной единицы. Это также влияет на
стабильность финансовой ситуации в государстве
и дает возможность локализовать влияние
кризисных явлений в мировой экономике.
Финансовыми резервами являются
резервные фонды коммерческих банков,
страховых компаний и других финансовых
структур, их назначение – обеспечение
возвращения привлеченных средств юридических
и физических лиц и осуществления своевременных
расчетов за своими обязательствами. [7,
С.418]
Сегодня главной проблемой в реализации
эффективной политики государственных
финансовых резервов является поиск путей
направления данных финансовых ресурсов
на развитие национальной экономики и
модернизацию промышленности с одновременным
обеспечением сбалансированности основных
макроэкономических показателей экономики
России.
Исследование государственных финансовых
резервов должно быть направлено на изучение
групп проблем, во-первых, в области формирования
этих резервов, и, во-вторых, в области
их использования. В свою очередь проблемы
в области использования распадаются
на две подобласти: проблемы, возникающие
при размещении государственных финансовых
резервов, и проблемы при их расходовании.
Решение проблем должно строиться на основе
углубления теоретических и методологических
представлений о формировании и использовании
государственных финансовых резервов
в целях разработки мероприятий в области
обеспечения безопасности и развития
экономики России.
Таким образом, роль финансовых
резервов весьма значительна. Финансовые
резервы выполняют функцию стабилизатора
экономики, и значение их только увеличивается
при ухудшении экономической обстановки
в стране. Положение государства в общемировом
хозяйстве, и его дальнейшая судьба напрямую
зависят от наличия и объема финансовых
резервов и обеспечения большего разнообразия
форм децентрализованных финансовых резервов,
образуемых хозяйствующими субъектами.
1.2. Виды финансовых
резервов государства
Выделяют следующие виды финансовых
резервов:
- Резервный фонд РФ;
- фонд национального благосостояния;
- международные (золотовалютные)
резервы.
Государственный резервный
фонд – это специальный денежный фонд,
который используется для стабилизации
государственного бюджета в периоды снижения
государственных доходов и для государственных
нужд в долгосрочной перспективе. [15, С.37]
Резервный фонд Российской
Федерации сформирован 1 февраля 2008 года,
после разделения Стабилизационного фонда
на резервный фонд и Фонд национального
благосостояния России.
Стабилизационный фонд Российской
Федерации, основанный 1 января 2004 года,
являясь частью федерального бюджета,
создавался государством с целью отчисления
в него сверхдоходов от экспорта нефти
и стабилизации экономики страны. Фонд
призван обеспечивать сбалансированность
федерального бюджета при снижении цены
на нефть ниже базовой (установлена с 1
января 2006 года на уровне 27 долларов США
за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально «цена отсечения»
была установлена на уровне $20 за баррель).
Резервный фонд, в отличие
от Стабилизационного фонда, помимо доходов
федерального бюджета от добычи и экспорта
нефти источниками формирования Резервного
фонда также являются доходы федерального
бюджета от добычи и экспорта газа.
Резервный фонд призван обеспечивать
выполнение государством своих расходных
обязательств в случае снижения поступлений
нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует
стабильности экономического развития
страны, уменьшая инфляционное давление
и снижая зависимость национальной экономики
от колебаний поступлений от экспорта
невозобновляемых природных ресурсов. [14, С.348]
Будучи разновидностью финансовых
резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими
чертами:
- они относятся к централизованным
резервам общества и имеют широкую сферу
применения;
- их отличает масштабность
влияния на процесс воспроизводства, поскольку
они способствуют устойчивости экономики
страны в целом, поддержанию стабильного
функционирования ее отраслей при наступлении
чрезвычайных и непредвиденных событий;
- их образование всегда носит
обязательный, законодательно оформленный
характер;
- они универсальны по направлениям
использования, так как призваны обеспечивать
любую дополнительную потребность в средствах,
возникающую в бюджете любого уровня в
связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных
событий.
Резервный фонд выполняет две
функции. Во-первых, его средства могут
быть использованы для покрытия дефицита
госбюджета в момент неблагоприятной
конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких
цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать
избыточные экспортные поступления и
предотвращать развитие голландской болезни
экономики – экономический эффект, связывающий
разработку природных ископаемых с падением
промышленного производства.
Особая значимость Резервного
фонда РФ проявилась при падении цен на
нефть и в период мирового финансового
кризиса 2008–2009 гг., позволив России
не допустить в неблагоприятный
для ее экономики
период ухудшения социально-экономического
положения в стране.
Так, к началу мирового кризиса
российская экономика сформировала значительный
запас финансовой и долговой устойчивости,
а также демонстрировала положительную
динамику макроэкономических показателей.
Значительные объемы профицита федерального
бюджета и положительные счета текущих
операций в последние годы позволяли наращивать
объемы золотовалютных резервов, наполнять
ускоренными темпами Резервный фонд и
Фонд национального благосостояния, сокращать
внешние государственные долговые обязательства
Российской Федерации. В результате к
началу 2009 года объем золотовалютных резервов
составлял 384 млрд. долларов США, Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния
на 1 марта 2009 года – 7,8 трлн. рублей или
16,2% ВВП, а государственный долг сократился
с 14,3% ВВП на конец 2005 года до 6,8% ВВП на
начало 2009 года.