Финансовый план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность финансового плана предприятия, охарактеризовать виды финансового плана и отразить расчеты, входящие в состав финансового плана.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)Раскрыть сущность финансового плана и отразить его содержание;

2)Охарактеризовать финансовое планирование, а также финансовые расчеты в составе бизнес-плана;

3)Описать текущее финансовое планирование;

4)Отразить составление и расчет финансового плана.

Содержание

Введение 3

1 Финансовый план предприятия и его содержание 5

1.1 Сущность финансового плана, его принципы и функции 5

1.2 Виды финансового плана 8

2 Анализ выполнения финансового плана на планируемый период 14

3 Составление и расчет финансового плана 22

3.1 Этапы составления финансового плана 22

3.2 Структура финансового плана 24

3.3 Взаимосвязь доходов и расходов 27

4 Контроль за выполнением финансового плана 30

Заключение 34

Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Финансовый план предприятия.docx

— 144.77 Кб (Скачать файл)

     - договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

     - прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

     - экономические нормативы, устанавливаемые государством.

     Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

     При разработке финансового плана следует  исходить из основных задач финансовой системы предприятия (рис. 4). 

     

     Рисунок 4. Финансовая система предприятия. 

       
 
 
 

 

     

    2 Составление и  расчет финансового  плана 

    2.1 Этапы составления  финансового плана 

     Разработка  финансового плана включает пять этапов:

  • анализ финансовых показателей за отчетный год;
  • разработка учетной политики на плановый год;
  • составление расчетов и таблиц, обосновывающих плановые размеры доходов и расходов;
  • доведение плановых заданий до подразделений и служб предприятия и конкретных исполнителей;
  • разработка отчетов об исполнении финансовых планов. 

    На  первом этапе выполняется финансовый анализ выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной  продукции, прибыли, рентабельности производства, продукции, активов и собственного капитала за период, предшествующий планируемому, определяется финансовая устойчивость и ликвидность предприятия. Составление  динамических рядов анализируемых  показателей повышает качественный уровень финансового планирования, так как позволяет выявить  складывающиеся тенденции, закономерности, дает информационную базу для разработки более точных прогнозов.

    На  втором этапе выбирают приоритеты учетной  политики в вопросах выручки от реализации, амортизационных отчислений, оценки запасов и другие. Выбор вариантов  учетной политики является, с одной  стороны, обязательным требованием  бухгалтерского учета, а с другой – инструментом реализации финансовой политики предприятия. В определенной мере выбор учетной политики влияет на размер финансовых ресурсов.

    На  третьем этапе производится расчет отдельных показателей финансового  плана, составление плана по определенной форме и его утверждение. Специальные  расчеты к текущему финансовому  плану включают расчеты прибыли  и ее распределения, амортизационных  отчислений, потребности в оборотных  средствах и источников финансирования прироста норматива собственных  оборотных средств, источников финансирования капитальных вложений, налогов и  другие расчеты. В рыночной экономике  рекомендуется составлять несколько  вариантов финансовых расчетов в  целях оптимизации принимаемых  решений. Для обоснования финансового  результата (прибыли или убытка) по основной деятельности к финансовому  плану составляются сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). По видам деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой могут составляться, в рамках до одного года, бюджеты, отражающие соответствующие  доходы и расходы.

    На  уровне структурных подразделений  предприятия также могут составляться бюджеты, сметы, охватывающие весь денежный оборот и включающие в себя: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет фонда оплаты труда; бюджет амортизационных отчислений; налоговый бюджет, сметы образования и расходования фондов денежных средств, формируемых из прибыли. Сводный (консолидированный) бюджет предприятия равен сумме бюджетов затрат структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия следует соблюдать  принцип декомпозиции. Он означает, что все бюджеты должны быть увязаны в сквозную систему и бюджеты подразделений входят в сводный бюджет предприятия. Перечисленные расчеты к финансовому плану необходимы для осуществления контроля за ходом выполнении плана и финансирования предусмотренных мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных средств.

    Четвертый этап предполагает доведение заданий  утвержденного годового финансового  плана до подразделений, служб предприятия. При этом могут вносится корректировки  в бюджеты и сметы структурных  подразделений предприятия. Изменения  вносятся на основании расчетов статей финансового плана. Структурные  подразделения предприятия доводят  плановые задания до конкретных исполнителей.

    Пятый этап предусматривает разработку отчетов  об исполнении финансовых планов (бюджетов, смет). Отчеты служат информационной базой  для финансового планирования на предстоящий период. Эта работа, к сожалению, многими предприятиями  не осуществляется. 

    Важным  документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия является план движения денежных средств на счетах в банках и кассе (платежный баланс). Он разрабатывается на предстоящий  год с разбивкой по кварталам. Квартальные назначения подразделяются по месяцам. С помощью этого документа  обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. Для белорусских предприятий  план движения денежных средств является новым документом и находится  в стадии изучения. Необходимость  его составления в современных  условиях обусловлена отсутствием  государственных гарантий по обеспечению  предприятий источниками финансирования затрат, изменением порядка кредитования, наличием просроченной задолженности  предприятий бюджету, банкам, экономическим  партнерам.

    План  движения денежных средств обычно составляется в целом по предприятию. По своему содержанию он близок балансу денежных расходов и поступлений в составе  бизнес-плана и платежному календарю  в составе оперативных финансовых планов. Значение данного плана в  том, что на его основе предприятие  прогнозирует выполнение всех своих  расчетных обязательств и, что особенно важно, изменения в платежеспособности. Кроме того, составление плана  движения денежных средств служит способом контроля за наличностью, позволяет  своевременно принять меры по восполнению  дефицита денежных средств путем  привлечения кредитов и займов. 
 
 

     2.2 Структура финансового плана 

    Мировая практика выработала составление следующих  стандартных финансовых расчетов в  составе финансового плана:

     1) Прогноз объемов реализации.

     Основная  задача дать представление о той  доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется  составлять такой прогноз на три  года вперед с разбивкой по годам:

  • первый год — данные приводятся помесячно
  • второй год — данные приводятся поквартально
  • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

     2) Баланс денежных расходов и поступлений.

     Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность  предприятия при реализации данного  проекта. Полученная таким образом  информация служит основой для определения  общей стоимости всего проекта.

     Баланс  денежных расходов и поступлений  требует тщательной проработки его  при составлении, где статьи и  суммы вложения средств и их поступления  от реализации продукции отражаются:

  • первый год — данные приводятся помесячно
  • второй год — данные приводятся поквартально
  • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

     3) Таблицу доходов и затрат.

     Задача  данного документа показать, как  будет формироваться и изменяться прибыль:

  • первый год — данные приводятся помесячно
  • второй год — данные приводятся поквартально
  • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

     Среди анализируемых показателей выделяются:

     а) доходы от продаж товаров;

     б) издержки производства товаров;

     в) суммарная прибыль от продаж;

     г) общепроизводственные расходы (по видам);

     д.) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).

     4) Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

     Назначение  — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех  сумм, которые намечается вложить  в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель  собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется  составлять на начало и конец первого  года реализации продукции.

     5) График достижения безубыточности.

     Это схема, показывающая влияние на прибыль  объемов производства, продажной  цены и себестоимости продукции ( в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

     С помощью этого графика можно  найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется  с кривой, показывающей изменение  себестоимости продукции. Допускается  несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням  цен на продукцию.

     Финансовый  план разрабатывается на основе других разделов плана экономического и  социального развития предприятия. В свою очередь разработка финансового  плана оказывает существенное влияние  на формирование плана себестоимости, использование материальных и других ресурсов. При составлении финансового  плана непременно должны учитываться  имеющиеся резервы производства, так как в нем устанавливаются  задания по улучшению использования  ресурсов, повышению рентабельности производства. Поэтому перед разработкой  финансового плана необходимо всесторонне  проанализировать имеющиеся отчетные и другие материалы по выполнению производственного плана.

     Финансовый  план составляется в виде баланса  доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с  бюджетом, банками, вышестоящими организациями, а также в виде бюджета или сметы. Бюджет – финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционный), инвестиционный и финансовой деятельности предприятия. В практике предприятия используются текущие (на срок до одного года) и капитальные (на более длительный период) бюджеты. Для обоснования отдельных статей финансового плана и повышения точности расчетов на предприятиях составляются сметы, например, смета распределения прибыли, смета фондов. Смета – форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий год и последовательность действий по исчислению показателей. Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.

     В разделе «Доходы и поступления  средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений  из внешних источников. В составе  прибыли основную часть занимает прибыль от реализации товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприятия  входит прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного  характера. Планирование амортизационных  отчислений осуществляется по каждому  виду или группе основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Сумма амортизационных  отчислений определяется умножением среднегодовой стоимости этих фондов на соответствующие нормы амортизационных отчислений.

     В разделе «Расходы и отчисления средств» предусматриваются централизованные капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, расходы на прирост  норматива собственных оборотных  средств, убытки от эксплуатации жилищно-коммунального  хозяйства, расходы на содержание зданий и сооружений, отчисления на образование  фондов экономического стимулирования расходы на НИОКР, подготовку кадров и премирование работников за создание и внедрение новой техники, для  оказания финансовой помощи, другие расходы  и отчисления.

     Примерное содержание разделов финансового плана  можно представить следующими основными  статьями доходов и расходов.

Информация о работе Финансовый план предприятия