Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель работы – анализ и оценка финансового состояния предприятия ОАО «ММК», выявление резервов и разработка рекомендаций по его оптимизации. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение теоретических источников анализа и оценки финансового состояния предприятий; диагностики вероятности банкротства субъектов хозяйствования, антикризисного управления предприятием и проблем оптимизации этой деятельности в условиях развитых рыночных отношений. 2. Анализ и оценка финансового состояния ОАО «ММК». 3. Разработка мероприятий по оптимизации финансового состояния ОАО «ММК» и предотвращения его несостоятельности.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики существенно возрос интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации о финансовом состоянии, рентабельности и деловой активности предприятия. Субъекты рыночных отношений – собственники, акционеры, инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, страховые компании, рекламные агентства и т.д. – заинтересованы в однозначной оценке конкурентоспособности и надежности своих партнеров.
Одним из методов получения данной информации является анализ финансового состояния предприятия, в основе которого лежит теория и методика финансового анализа. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности. Такой анализ необходим и для принятия оптимальных, прогрессивных решений руководством предприятия, и улучшения его финансового состояния.
В современных
условиях управленческому персоналу
необходимо, прежде всего, уметь реально
оценивать экономическую
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Экономическая деятельность, как и финансовое состояние предприятия, характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основными факторами, определяющими экономическую деятельность, являются, во–первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во–вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).
Финансовое
состояние может быть устойчивым,
неустойчивым (предкризисным) и кризисным.
Способность предприятия
Особое
значение приобретает анализ эффективности
производства на уровне экономически
самостоятельного предприятия. Нерешенность
возникающих экономических
Актуальность темы проявляется в том, что в условиях рыночных отношений, экономических кризисов, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность, возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
Объект исследования – объединенное акционерное общество «ММК». Предмет – финансово–хозяйственная деятельность предприятия.
Цель работы – анализ и оценка финансового состояния предприятия ОАО «ММК», выявление резервов и разработка рекомендаций по его оптимизации. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение
теоретических источников
2. Анализ и оценка финансового состояния ОАО «ММК».
3. Разработка мероприятий по оптимизации финансового состояния ОАО «ММК» и предотвращения его несостоятельности.
Для решения поставленных в работе задач была использована годовая бухгалтерская и финансовая отчетность.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯТИЯ
Чтобы развиваться
в условиях рыночной экономики и
не допустить банкротства
Финансовое состояние предприятия – это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, – финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с контрагентами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.
Финансовое
состояние предприятия (ФСП) зависит
от результатов его
Об анализе финансового состояния, как самостоятельной области знаний, впервые заговорили в 20–30–е годы ХХ в. российские ученые А.К. Рощаковский, А.П. Рудановский, Н.А. Блатов, И.Р. Николаева, которые разрабатывали теорию балансоведения и сформировали основные постулаты финансового анализа. Поэтому анализ финансового состояния был выведен из общего экономического анализа в самостоятельную область знаний – науку «финансовый анализ».
Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятий, как самостоятельная наука возник из необходимости принятия оптимальных и прогрессивных решений для улучшения их финансового состояния. А анализ финансового состояния это одно из важнейших условий успешного управления предприятием, поскольку результаты деятельности в любой сфере предпринимательства зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. [17] Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Основным содержанием анализа финансового состояния является комплексное и системное изучение финансового состояния предприятия и факторов на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия. По мнению Любушина Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г., анализ ФСП обеспечивает решение следующих задач:
1. Своевременная
и объективная диагностика
2. Поиск
резервов улучшения
3. Разработка
конкретных рекомендаций, направленных
на более эффективное
4. Прогнозирование
возможных финансовых
Анализ экономической деятельности позволяет получить показатели, которые являются основой комплексного анализа и оценки предприятия как эмитента ценных бумаг и получателя кредитных ресурсов. Устойчивое финансовое состояние и хорошие финансовые результаты могут определять конкурентоспособность предприятия, гарантировать эффективность реализации интересов партнеров предприятия, вступающих с ним в финансовые отношения. Финансовое положение предприятия является результатом управления всей его финансово–хозяйственной деятельностью и определяет, таким образом, его комплексную оценку. Бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов является основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Основное требование к информации, представленной в отчетности, заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений.
В рыночной экономике финансовое состояние предприятия, по сути, отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников, но и партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые и налоговые органы. Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы анализа финансового состояния предприятия для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники предприятия – для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы анализируют финансовую отчетность для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Поставщики и покупатели – для определения надежности деловых связей. Государство (налоговые органы) – для проверки правильности составления отчетных документов, расчета налогов; персонал предприятия – с точки зрения стабильности уровня заработанной платы и перспектив работы на данном предприятии.
Изучение литературных источников в области методики проведения анализа показывает, что имеется шесть основных видов анализа:
– горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции учетной информации с предыдущим периодом;
– вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат;
– трендовый анализ – сравнение позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение основных тенденций динамики показателей (трендов), очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда можно формировать возможные значения показателей в будущем (перспективный анализ);
– анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями учетной информации или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей между ними;
– сравнительный анализ – по сути, внутрихозяйственный анализ по отдельным или сводным показателям цехов, других подразделений, а также анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними данными предприятия;
– факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий показатель.
Расчет
показателей финансового
Классификация факторов, определяющих финансовые показатели, является основой классификации резервов. Различают резервы: повышения объема продукции; совершенствования структуры и ассортимента изделий; улучшения качества; снижения себестоимости продукции по элементам, по статьям затрат, или по центрам ответственности; повышения прибыльности продукции, укрепления финансового положения и повышения уровня рентабельности.