Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году
Следует иметь в виду, что социальная составляющая рыночных отношений на микроуровне не является очевидной и непосредственно данной, ибо главным мотивом деятельности фирмы является максимизация прибыли. Даже заработная плата как наиболее близкая к социальной проблематике категория, выступает здесь как один из видов затрат, реальное соотношение которых диктуется объективными экономическими обстоятельствами и лишь в конечном счете выражается в определенных социальных результатах. В связи с этим можно утверждать, что социальная направленность в функционировании предприятия является для него внешним, «навязанным» государством (его социальной политикой) началом; и лишь когда исчерпаны чисто экономические резервы роста прибыли, фирма начинает осваивать социальный фактор своего развития и переводит его в разряд внутренне необходимых. Таким образом, рассмотрение социальных проблем на микроуровне невозможно без привлечения теории фирмы.
3.
Критерий, основанный на выделении
уровней экономики:
В
начале 1990-х гг. Кыргызстан вступил
на путь экономических реформ, в
ходе осуществления которых
Глубокие
социально-экономические
Наиболее важными нормативами, характеризующими качество жизни, остаются минимальные размеры заработной платы и пенсии. Низкий размер минимальной заработной платы (МЗП) свидетельствует о том, что она не выполняет своей функции по урегулированию размеров важнейших социальных выплат и пособий, а является лишь базой для определения величины оплаты труда для работников бюджетной сферы. До 2006 г. МЗП составляла 100 сом., с 01.01.2007 г. – 340,0 сом.
Основным источником доходов, определяющим качество жизни пожилых людей, являются пенсии. Негативным фактором можно считать, что низкий размер пенсий не обеспечивает даже минимального уровня потребления. В 2007 г. средний размер месячной пенсии в республике отмечался на уровне 1120,0сом. А минимальный потребительский бюджет (МПБ) пенсионера составлял 2435,62 сом. Таким образом, прирост среднего размера пенсий отстает от динамики потребительского бюджета почти в 2,2 раза, составляя 45% прожиточного минимума пенсионера.
В системе оплаты труда наблюдалась существенная дифференциация между различными сферами деятельности, что было обусловлено изменением положения отдельных профессиональных и отраслевых групп на рынке труда и неодинаковыми возможностями адаптации к новым рыночным условиям. В 2007 г. наиболее высокая заработная плата отмечалась в сфере финансовой деятельности (10791 сом.), в обрабатывающей промышленности (6254 сом.), транспорте и связи (6497 сом.), государственном управлении (4469 сом.), гостиницах и ресторанах (4191 сом.), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (6315 сом.) По-прежнему на низком уровне остается оплата труда в сельском и лесном хозяйстве (1788 сом.), здравоохранении 2541 сом., образовании – 2676 сом., от деятельности которых зависят качественные характеристики социального потенциала общества1. Для сравнения – МПБ трудоспособного населения составляет 3082,85 сом.
В
условиях снижения реальных доходов
резко снизилась покупательная способность
заработной платы, пенсий и социальных
пособий, которые остаются для большинства
населения основными источниками доходов.
В 2007 г. уровень фактического потребления
мяса был на 63,2 % ниже нормы, молока и молочных
продуктов –
на 55,2 %, картофеля – 16,3 , рыбы – 84,4 , фруктов
и ягод – 86,1 , и только потребление
овощей превышало норму на 5,2, а хлебопродуктов
– на 33,2 %. В условиях снижения реальных
доходов существенно изменился и качественно
ухудшился рацион питания основной массы
населения. В 2007 г. потребление продуктов
питания населения по энергетической
ценности составляло 2240 ккал. или 92% минимальной
нормы потребления (2430,7 ккал.).
Согласно
медицинским исследованиям, недостаточное
потребление калорий приводит к
истощению организма, возникновению
анемии, туберкулеза и др. заболеваний,
что подтверждает фактор низкого качества
жизни населения.
Доступ
к чистой питьевой воде не имеют
около 15% населения республики, а 70%
– не располагают нормальными
санитарными условиями. Свыше 50 % питьевой
воды в городских кранах, не соответствует
установленным стандартам, при этом основными
причинами являются отсутствие защиты
водных ресурсов, износ водопроводных
труб и водораспределительных сооружений.
В сельской местности
35 % населения не имеют водопровода. Около
40 % всех водоочистных сооружений не работают,
а 30 % не отвечают требованиям стандартов,
установленных государством. Плохое качество
воды вызывает различные заболевания,
в том числе и вирусные (гепатит, желудочно-кишечные
заболевания и др.).
Крайне
негативным фактором трансформационного
периода можно назвать появление и распространение
такого явления, как бедность, которая
в советский период формально отсутствовала.
Наблюдается рост доли бедных слоев в
общей численности населения.
В настоящее время за чертой бедности
находится почти половина (40 %)2 населения
страны, причем, если в городах степень
распространения бедности снижается,
в сельской местности – увеличивается
(более 50 % бедного населения проживает
в селах).
Сложная экономическая ситуация привела к образованию в республике безработицы. Регистрация безработных службами занятости началась в республике в 1991 г.Численность незанятого населения в трудоспособном возрасте, состоящего на учете в органах государственной службы занятости в поисках работы на 1 января 2008г. составила 104,5 тыс. человек, из них численность зарегистрированных безработных – 71,3 тыс.человек. Большая доля в числе безработных приходилась на молодежь в возрасте до 30 лет (53%). Женщины в численности безработных составляли 46%, каждый третий среди официально признанных безработным – специалист с высшим или средним специальным образованием.3
Наблюдается
рост международной миграционной активности
населения. Так, в январе-ноябре 2007 г. в
республику прибыло
3,6 тыс. человек, выбыло 51,7 тыс., миграционный
отток населения составил – 48,1 тыс. человек.
(-26,4 тыс. – в январе-ноябре 2006 г.).
Принимая во внимание показатели и факторы качества жизни, трудно рассчитывать на безусловный рост и повышение качественных характеристик жизни без специальной государственной программы, без реформирования социальной сферы экономики, в полной мере учитывающих эти особенности и создающих условия для повышения качества жизни.
Приоритетной целью социально-экономического развития является достижение максимально высокого качества жизни населения, а с другой стороны, повышение качества жизни населения напрямую зависит от социально-экономического развития страны. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики, направленной на повышение благосостояния населения, улучшение социально-экономического положения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни населения.
Одним
из основных показателей, характеризующих
качество жизни населения является
Индекс человеческого развития
(ИЧР).
Рис.
2.1.1. Различия качества жизни в странах
СНГ по ИЧР
Республика в настоящее время относится к числу стран, со средним уровнем развития человеческого потенциала (Рис.2.1.1).
Основной принцип ИЧР основан на способности данной страны достичь поставленных целей в области человеческого развития по шкале от 0 до 1.
Считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, страны с показателями между 0,5 и 0,8 – средний, а страны с показателем превышающим 0,8 – высокий уровень.
27
ноября 2007 года Программа Развития
ООН опубликовала Индекс
Всего в список вошли сто семьдесят семь стран. В списке государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала – шестьдесят девять стран. Восемьдесят восемь государств мира находятся в списке со средним уровнем развития, оставшиеся двадцать две – страны с самым низким уровнем развития человеческого потенциала. Все государства СНГ, кроме Беларуси 64 место (0,804) и России – 67 место (0,802), вошли в список стран со средним уровнем человеческого развития. Казахстан занимает 73-е место (0,794), Узбекистан – 113-е (0,702), Кыргызстан – 116-е (0,696), и Таджикистан – 122-е (0,673) (Рис.1).
Динамика ИЧР (ИРЧП) в Кыргызской Республике представлена на рис. 2.1.2.
Рис.2.1.2. Динамика ИРЧП в Кыргызстане
Высокие показатели
младенческой, детской и материнской
смертности также являются индикаторами
неблагополучной ситуации в республике
(Рис.2.1.3).
Рис.2.1.3.
Младенческая, детская и материнская смертность
по областям в 2007г.
В региональном разрезе наиболее высокий уровень материнской смертности наблюдается в Таласской области (120,3 женщин на 100 тысяч детей), относительно низкий – в Бишкекском горкенеше (17,3). В целом по республике он составляет – 51,9.
Высокий уровень младенческой и детской смертности зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи, особенно в сельской местности, несоблюдения санитарно-гигиенических норм и пр. Качественно ухудшился рацион питания основной массы населения, около 50% беременных женщин страдают анемией.
Рост младенческой смертности в 2004 г. явился следствием перехода Кыргызстана на международные критерии живорождения. Критерии живорождения: до перехода (до 2004г.): вес новорожденного 1000г и более, плюс дыхание; после перехода (с 2004г.): вес новорожденного 500г и более, плюс дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, подергивание мышц (в 2003 г. младенческая смертность составляла 20,9 %о, в 2007 г. – 30,6%о).
Проводимые в стране социально-экономические реформы, к сожалению, привели к появлению масштабной бедности и снижению уровня материального благосостояния подавляющего большинства людей. Нарастание бедности и ухудшение качества жизни населения в республике обусловлены множеством разнообразных причин, к числу которых, в частности, могут быть отнесены: крайне слабое использование потенциала страны; однобокое развитие экономики, ее преимущественная ориентация на вывоз сырьевых ресурсов; упадок реального сектора экономики в связи с развалом СССР; серьезные экономические просчеты и ошибки государственной власти в ходе приватизации государственной собственности; обвальное обесценивание вкладов, сбережений населения, финансовый кризис, беспрецедентный рост инфляции и безработицы; отсутствие контроля государства за ходом реформ в регионах; неэффективность механизмов формирования и распределения дохода общества; отсутствие соответствующих рыночной системе социальных механизмов защиты населения от бедности и др.
В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:
Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике