Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ формирования доходной части местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
раскрыть экономического содержания и значения местных бюджетов;
выявить особенности формирования доходной части местных бюджетов;
проанализировать доходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования ГО г. Улан-Удэ, а также рассмотреть зарубежный опыт формирования доходов на уровне муниципальных образований;
выявить проблемы формирования доходной части местных бюджетов и возможные пути решения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……6
Экономическое содержание и значение местных бюджетов РФ……….6
Особенности формирования доходной части местных бюджетов РФ..12
Перспективы развития местных бюджетов РФ…………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Г. УЛАН-УДЭ» ЗА ПЕРИОД 2008-2010 ГГ…………………………………………………………………………..33
Социально-экономическая характеристика городского округа «г.Улан-Удэ»………………………………………………………………………..33
Анализ исполнения доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2008-2010 гг………………………………………37
Выявление проблем формирования доходов местных бюджетов……..51
ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ……………………………………………58
3.1. Зарубежный опыт формирования доходной части местных бюджетов58
Возможные пути решения проблем формирования доходной части местных бюджетов РФ……………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (новая версия).doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

В круг задач членов федерации  входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение  социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации. Доходы бюджетов членов федерации состоят из налогов, поступлений от принадлежащего им имущества, средств, привлекаемых за счет выпуска займов.

В бюджетах земель ФРГ  главное место занимают прямые налоги. Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.

Главными доходными  источниками провинций Канады служат: подоходный налог с населения, налог  на прибыль корпораций, акцизы, платежи в фонды социального страхования. Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществлением экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, с содержанием административного аппарата, органов правосудия, полиции.

Функции местных органов  власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации  такими же, как в унитарном государстве.

Взаимоотношения отдельных  звеньев бюджетной системы в  федеративных государствах также имеют свои особенности и регламентируются действующим законодательством.

При реформировании бюджетного устройства Российской Федерации в  конце ХХ века был учтен зарубежный опыт, что имело позитивные последствия.

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. При разработке Конституции Российской Федерации, а также при формировании всей системы муниципального права был использован отечественный исторический опыт, а также опыт и практика разных стран, находящихся, как правило, в лучшем социально-экономическом положении.

В большинстве зарубежных стран бюджетные доходы местных  органов власти складываются из четырех основных частей: местные налоги, неналоговые доходы, субсидии и дотации из государственных бюджетов и займы. Что касается местных налогов, то ситуация с ними в разных странах различная. Если в США на долю местных налогов в структуре местных бюджетов приходится более 60%, в Швеции – от 40 до 60%, то в Италии, Ирландии, Нидерландах – на уровне 6 – 10 %. Нужно отметить и множественность местных налогов: рекордсмен здесь Бельгия – около 100 видов налогов, в Японии, Италии – более 30, во Франции – около 50. Субсидии и дотации из государственных бюджетов в ряде стран составляют весьма значительную долю местных бюджетов: в США – 25%, В Германии, Японии, Дании – 40 – 45%, Бельгии – более 50%.

Из приведенных примеров видно, что единой бюджетно-налоговой  модели за рубежом нет. Для большинства  зарубежных стран в финансово-бюджетной  сфере местного самоуправления характерны следующие тенденции:

  • стремление к сбалансированности местных бюджетов;
  • сокращение объемов перераспределения финансов по уровням бюджетной системы федеративных государств;
  • расширение финансовой поддержки местного предпринимательства с целью последующего увеличения налогооблагаемой базы;
  • рост влияния Федерации (в федеративных государствах) на муниципальную деятельность;
  • усиление государственного финансового контроля за деятельностью органов местного самоуправления;
  • активизация механизма переложения финансового бремени непосредственно на население (стабильный рост дополнительно взимаемых с граждан коммунальных платежей).

В Российской Федерации  нормативно-правовую базу бюджетно-финансовой деятельности составляют Конституция  РФ, положения Бюджетного кодекса  РФ, Федеральный Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов РФ.

Предоставление органам  местного самоуправления широких бюджетных  и имущественных прав усилило их роль и значение в решении социально-экономических задач на своей территории, позволило подняться на качественно более высокую ступень. Специфика бюджетных отношений на местном уровне состоит в том, что непременным участником этих отношений являются органы местного самоуправления, а также в том, что они связаны с формированием и использованием фонда денежных средств, предназначенного для выполнения определенных функций и задач местного значения. Местные бюджеты должны обладать широким влиянием, охватывающим все составляющие циклы воспроизводственного процесса на данной территории, высокой степенью действенности и гибкости, служить экономическим рычагом управления на муниципальном уровне. Однако, по мнению специалистов, можно выделить следующие основные негативные тенденции в российском местном самоуправлении:

  • разрыв между объемом полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления и их финансовым обеспечением, рост кредиторской задолженности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
  • отсутствие мотивации органов местного самоуправления к росту собственных доходов ввиду существующей практики перераспределения доходов или их изъятия в пользу субъектов Российской Федерации.

Местные бюджеты соединяют  участников воспроизводственного процесса. Их сознательное использование в  интересах субъектов хозяйствования, населения, региона позволяет рассматривать местные бюджеты как инструмент реализации экономической политики органов власти и управления. Эффективность воздействия зависит от того, насколько существующее распределение соответствует потребностям территории, субъектов хозяйствования, отдельных граждан.

 

3.2. Возможные пути  решения проблем формирования  доходной части местных бюджетов

Бюджет г.Улан-Удэ на 2010-2012 годы планируется в следующих  основных параметрах:

Таблица 3.1

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы

3 783 821,8

2 727 203,1

2 783 495,9

Расходы

3 873 821,8

2 727 203,1

2 783 495,9

Условно-утверждаемые расходы

0,0

97 891,8

394 184,6

Дефицит

0,0

0,0

0,0

Верхний предел муниципального долга

1 745 649,6

1 745 649,6

1 745 649,6


 

Параметры 2011-2012 гг. представлены за счет собственных средств без учета межбюджетных трансфертов. В целях не наращивания объемов муниципального долга на 2010-2012 годы планируется бездефицитный бюджет.

Верхний предел муниципального долга определен с соблюдением  ограничений, установленных Бюджетным Кодексом, т.е. не превышает утвержденный общий годовой объем местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Объем обязательств по муниципальным  гарантиям на соответствующие периоды  времени на первое чтение законопроекта  устанавливается с нулевыми значениями.

Оценка доходной части  бюджета  г. Улан-Удэ на 2010 год  и на период  2011-2012 годы рассчитана на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия и г.Улан-Удэ на 2010-2012 гг.

При прогнозе учтены направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, Республики Бурятия, г.Улан-Удэ на 2010-2012 гг. и положения Бюджетного послания Президента России, Бюджетного послания Президента РБ на 2010 год.

 Распределение налоговых  источников в бюджет города по сравнению с  текущим годом  не меняется. 

В распоряжении городского бюджета остаются доходные источники, закрепленные  на федеральном уровне :

  1. Налог на доходы физических лиц – 30 % ;
  2. Земельный налог – 100%;
  3. Налог на имущество физических лиц – 100 %;
  4. Единый налог на вмененный доход –90 %;
  5. Единый сельскохозяйственный налог – 60 %;
  6. Гос.пошлина, (подлежащая зачислению  по месту регистрации юридически значимых действий или выдачи документов) – 100 %;
  7. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  8. доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  9. доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80 процентов;
  10. доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 80 процентов;
  11. часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей
  12. плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов;
  13. доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  14. суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации  в соответствии  со статьей  46 БК РФ;
  15. прочие неналоговые доходы.

Кроме того, Законом Республики Бурятия «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия»  предусматривается единый норматив по налогу на доходы физических лиц –10%

Исходя из консервативного  сценария развития социально-экономического положения, оценка налоговых и неналоговых доходов бюджета города на 2010 год составляет 2638 610,7 тыс. руб., в том числе:

  • налоговые доходы – 2326 456,1 тыс. руб. (88% в общем объеме собственных)
  • неналоговые доходы  – 312 154,6  тыс. руб.(22%)

Объем собственных доходов  на 2010 год по отношению к плану  текущего года прогнозируется со снижением на 73069,9 тыс.руб. (97%), в том числе по налоговым платежам прогнозируется  рост на 46 647,2 тыс.руб.(102%), по неналоговым доходам сокращение на 119 117,1 тыс.руб.(72%).

Сравнение прогноза на 2010 год с плановыми показателями в текущем году  по основным источникам (за исключением трансфертов) представлена в таблице 3.2.                                                                                                                     

Таблица 3.2                                                                                                                               (тыс.руб.)

 

НДФЛ

ЕНВД

Земельный

налог

Аренда земли

Аренда имущества

Продажа имущества

Продажа земли

Оценка 2009

1659961

237157

324000

90240,4

42419,5

142900

85000

Прогноз 2010

1663185

248197

354020

80000

26105

51500

75000

Отклонение

3224

11040

30020

-10240,4

-16314,5

-91400

-10000

%

100%

105%

109%

89%

62%

36%

88%


 

В части налоговой  составляющей доходной части бюджета  города, основным источником остается налог на доходы физических лиц. Доля его в налоговых доходах на 2009 год  составляет  72%.

Информация о работе Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ