Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы курсовик.docx

— 291.83 Кб (Скачать файл)

К функциям облфинотдела относились и сбор «налога с лошадей» все еще избегавших коллективизации единоличников, и финансирование бытовавших в ту пору колхозно-совхозных театров. Отдел курировал работу городских и районных финотделов.

И хотя в  ходе проводимых реформ и преобразований в стране перечень задач и функций  финансовых органов претерпевал  соответствующие изменения, основные задачи, стоящие перед финансовыми  органами, оставались неизменными. Это  мобилизация денежных средств, обеспечение  финансирования, контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины и выполнением финансовых обязательств учреждений, предприятий и организаций перед государством. В структуру областного финансового отдела входили бюджетный отдел, отдел государственных доходов, налоговый отдел финансирования народного хозяйства и административно-хозяйственный отдел. Существовал ряд секторов, занимавшихся отдельными направлениями деятельности отделов.

Департамент финансов Вологодской области в  соответствии с Положением о Департаменте финансов Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской  области от 16 августа 2005 года № 882 (с  изменениями), является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции финансового органа области  как субъекта Российской Федерации  в сфере бюджетных правоотношений, в сфере налогов и сборов, органа регионального государственного надзора  за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением цен (тарифов), регулируемых Региональной энергетической комиссией области, за проведением региональных лотерей, и органа контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.

Основными направлениями деятельности Департамента финансов области являются:

  • составление проекта областного бюджета, включая прогноз основных характеристик консолидированного бюджета области;
  • разработка и реализация финансовой и бюджетной политики на территории области;
  • организация исполнения областного бюджета;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • управление государственным долгом области;
  • организация бюджетной отчетности исполнения консолидированного и областного бюджетов.

Департамент финансов области осуществляет функции  и полномочия учредителя государственного казенного учреждения Вологодской  области «Областное казначейство», предметом деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных  законодательством Российской Федерации  полномочий Департамента финансов области  по осуществлению учета операций по исполнению областного бюджета, учета  операций со средствами бюджетных и  автономных учреждений области.

В своей  деятельности Департамент финансов области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ, Бюджетным кодексом РФ, Налоговым  кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, законами области, постановлениями Правительства  области, постановлениями и распоряжениями Губернатора области, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ.

Основные  направления проводимой Департаментом  финансов области бюджетной и  налоговой политики области формируются  в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию, исходя из необходимости  реализации стратегической цели –  обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета и решения  государственных задач:

  • улучшения качества жизни населения;
  • создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и сфере государственных услуг;
  • повышения эффективности бюджетных расходов и прозрачности управления общественными финансами области;
  • снижения государственного долга области до экономически безопасного.

 

Законом области от 20 декабря 2012 года № 2940-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" утверждены доходы в объеме 41,2 млрд. руб. и расходы в объеме 44 млрд. руб. По состоянию на 1 октября 2013 года утвержденные годовые назначения исполнены в части доходов на 66,7% (27,5 млрд. руб.), в части расходов на 68,0% (29,9 млрд. руб.).

Рис.2.1. Исполнение бюджета Вологодской области 2013 год

Таким образом, доходы бюджета исполнены меньшими темпами чем расходы. Рассмотрим направление средств муниципального бюджета на расходы по некоторым статьям:

Рис.2.2. Расходы  областного бюджета по разделу «Здравоохранение»

Таким образом, на данный момент расходы на здравоохранение  выполнены на 61%.

Рис.2.3. Расходы областного бюджета на 1 сентября 2013 года по разделу «Социальная политика»

Рассмотрим структуру доходов, расходов и дефицита бюджета Вологодской области на 2013 год

Рис.2.4. Дефицит  бюджета, исполнение за 2013 год.

Таким образом, дефицит бюджета составил 32.66% от запланированного

Рис.2.5. Структура безвозмездных поступлений бюджета муниципального образования, 2013 год

Таким образом, 49% составляют субвенции бюджетам, 25% составляют дотации бюджетам. Безвозмездные поступления составляют 18.56% от всех доходов бюджета Вологодской области, в то время как налоговые и неналоговые доходы составляют большую часть – 81.44%

Рис. 2.6. Структура расходов бюджета муниципального образования, 2013 год

Таким образом, приоритетные направления финансирования в Вологодской области – образование, социальная политика и национальная экономика.

2.2. Роль валового регионального  продукта Вологодской области  в формировании ВНП

Рассмотрим  роль муниципальных финансов Вологодской  области в развитии экономики России.

Региональная бюджетная политика Вологодской области включает:

- обеспечение  сбалансированности областного   и   муниципальных  бюджетов;

- увеличение  доходной части бюджетов за  счет роста налогооблагаемой  базы (за счет роста  ВРП   и  снижения доли теневой экономики) без увеличения налогового бремени на реальный сектор экономики и население;

- упорядочение  межбюджетных отношений области  и  муниципальных  образований;

- разграничение  полномочий "нефинансируемых федеральных  мандатов";

- четкое  и стабильное разграничение налоговых  полномочий и закрепление доходных  источников за бюджетами разных  уровней;

- формирование  и развитие объективных и прозрачных  механизмов финансовой поддержки  местных бюджетов;

- повышение  качества управления  финансами  на местном уровне;

- повышение  ответственности за неэффективное  исполнение территориального бюджета  вплоть до возможности введения  внешнего управления.

Таким образом, выбранный показатель – ВРП имеет  прямое влияние на муниципальные  финансы, так как более 85% доходов  бюджета Вологодской области  сформировано налоговыми поступлениями.

 Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объём валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта).

Показатель  валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между  показателями валового внутреннего  продукта (на федеральном уровне) и  валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются в основных ценах; ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее  время идет активное внедрение ДИС  ПДНС (Двухуровневой Интегрированной  системы подготовки данных для национальных счетов). ВРП за 2007 год был рассчитан  с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных [44].

Рассмотрим  валовый региональный продукт на примере вологодской области

Таблица 2.1. Валовой региональный продукт Вологодской области и отдельные  элементы его использования

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой  региональный

продукт (ВРП)

в текущих основных ценах, млн. рублей

161379

193966

201939

243336

294926

213397

252063

Валовой региональный продукт в расчете  на душу населения, рублей

129050

156368

163965

198588

241631

175498

209412

Индекс физического объема валового регионального

продукта, в процентах 

к предыдущему году

109,6

104,5

104,8

 

 

 

105,1

96,7

87,1

105,7

Индекс – дефлятор ВРП,  в процентах к предыдущему году

132,8

115,6

102,3

114,9

126,8

82,9

111,7

Доля промежуточного потребления  в выпуске,

в процентах

53,4

52,2

56,1

56,2

56,4

57,7

59,5

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн, рублей

59597

72527

90341

109462

132593

132028

152799


Структура валового регионального продукта представлена на рис.2.7.

Рис.2.7. Вологодская область: структура ВРП

При этом, данные с сайта Федеральной службы государственной статистики и территориального органана гос. статистики по Вологодской области несколько различаются.

В данных по ВВП можем проследить некоторую  цикличность. Хотя общая тенденция  ряда положительная– то есть происходит увеличение данного показателя, видим  определенные «пики» возрастания. Они  связаны с кризисными ситуациями в российской экономике 1988 и 2008 годов. Одновременно с эти наблюдаются и спады показателя, примерно, через каждые 9 лет.

Так как  ВРП вологодской области является частью ВВП страны, выявим его влияние на цикличность данного показателя. Используем метод МНК

Таблица 2.2. Расчетная таблица для определения влияния ВРП Вологодской области на ВВП

 

х

у

х*х

у*у

у*х

Значения по тренду

1998

23748,4

21190,22824

5,64E+08

449025773

503234016

28865,97

1999

44974,4

22536,04083

2,02E+09

507873136,3

1013544915

29391,35

2000

66200,4

24799,93424

4,38E+09

615036738,4

1641765567

29916,74

2001

87426,4

26062,52845

7,64E+09

679255389,3

2278553037

30442,12

2002

108652,4

27312,26653

1,18E+10

745959902,8

2967543308

30967,51

2003

129878,4

29304,92971

1,69E+10

858778905,1

3806077382

31492,89

2004

151104,4

31407,83657

2,28E+10

986452198,2

4745862301

32018,28

2005

172330,4

33410,45897

2,97E+10

1116258769

5757637759

32543,67

2006

193556,4

36134,55802

3,75E+10

1305706283

6994074966

33069,05

2007

214782,4

39218,67153

4,61E+10

1538104197

8423480396

33594,44

2008

236008,4

41276,84919

5,57E+10

1703778279

9741683134

34119,82

2009

257234,4

38048,63427

6,62E+10

1447698570

9787417607

34645,21

2010

278460,4

39762,24036

3,01E+11

1581035759

1,1072E+10

35170,59

2011

299686,4

41468,43685

8,98E+10

1719631255

1,2428E+10

35695,98

Итого

2264043,6

451933,6138

6,92E+11

15254595154

8,1161E+10

451933,6

Информация о работе Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы