Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление международной
деятельности в
4) национальная оборона
и обеспечение безопасности
5) фундаментальные исследования
и содействие научно-
6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственная поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и
9) исследование и использование космического пространства;
10) содержание учреждений,
находящихся в федеральной
11) формирование федеральной собственности;
12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13) компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных
14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
15) проведение выборов
и референдумов Российской
16) федеральная инвестиционная программа;
17) обеспечение реализации
решений федеральных органов
государственной власти, приведших
к увеличению бюджетных
18) обеспечение осуществления
отдельных государственных
19) финансовая поддержка
субъектов Российской
20) официальный статистический учет;
21) прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов
1) государственная поддержка
отраслей промышленности
2) обеспечение
3) обеспечение противопожарной безопасности;
4) научно-исследовательские,
5) обеспечение социальной защиты населения;
7) обеспечение
предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных
8) развитие рыночной
9) обеспечение
развития федеративных и
10) обеспечение деятельности
избирательных комиссий
11) обеспечение деятельности средств массовой информации;
12) финансовая помощь другим бюджетам;
Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствие стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.
28 Источники доходов
бюджета:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные перечисления.
Налоговые доходы – предусмотренные налоговым
законодательством федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, а также пени
и штрафы.
Налог – обязательный, индивидуальный,
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и муниципальных образований.
Неналоговые
доходы:
- доходы от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении федеральных органов исполнительной
власти, субъектов РФ, муниципальных образований;
- средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности (штрафы,
конфискации, компенсации);
- доходы в виде финансовой помощи, полученной
от бюджетов других уровней;
- доходы от приватизации;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы целевых бюджетных фондов (Федерального
дорожного фонда РФ, Централизованного
фонда социального развития и др.);
- иные неналоговые доходы.
В доходы бюджетов зачисляются безвозмездные
перечисления от физических и юридических
лиц, международных организаций и правительств
иностранных государств.
Также доходы
бюджета можно классифицировать в зависимости
от их закрепления за определенным бюджетом
на:
- собственные;
- регулирующие.
Собственные
доходы бюджетов – виды доходов, полностью
или частично закрепленных на постоянной
основе за соответствующим бюджетом:
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующим
бюджетом;
- неналоговые доходы, закрепленные за
соответствующим бюджетом;
- безвозмездные перечисления, закрепленные
за соответствующим бюджетом.
Регулирующие доходы – федеральные и
региональные налоги и иные доходы, по
которым устанавливается нормативные
отчисления в процентах в региональные
и местные бюджеты на очередной финансовый
год.
29
30 Сущность и формы государственного кредита
Государственный кредит
является центральным звеном финансовой
системы – это кредитные отношения между
государством и юридическими и физическими
лицами с одной стороны и с другой стороны,
при которых государство выступает главным
образом в качестве заемщика средств.
Государственный кредит
выступает как двойственная категория
и рассматривается в системе государственных
финансов как категория финансовая и кредитная.
Как финансовая категория
государственный кредит представляет
собой систему денежно-экономических
отношений, связанных с перераспределением
ВВП и доходов отдельных групп населения
и юридических лиц. В этих отношениях государство
может выступать в качестве:
- заемщика
- кредитора
- поручителя (гаранта).
Основной целью привлечения
государством ресурсов является покрытие
бюджетного дефицита. В основном государство
использует заимствования.
Государственный кредит
выполняет 2 функции: распределительную
и контрольную.
Особенностью государственного
кредита, как звена финансовой системы,
является его как принудительный, так
и добровольный характер.
Как кредитная категория
государственный кредит – Система денежно-кредитных
отношений, связанных с движением капитала
от кредитора к заемщикам на условиях
срочности, платности, возвратности.
В данном случае государственный
кредит выполняет функции кредита:
1) Аккумулирование
временно свободных денежных средств
(т.е. заставляет двигаться денежные средства)
2) Перераспределение
ссудного капитала.
3) Концентрация и централизация
ссудного капитала.
4) Экономия и регулирование
издержек обращения.
В деятельности государства
преобладает функция заемщика средств,
гораздо реже государство выступает кредитором
юридических или физических лиц. В зависимости
от того, кем выступает государство, выделяют
формы государственных кредитов.
Формы государственных
кредитов
1 Государственные заимствования.
В этой сфере государство является заемщиком,
а кредиторы юридические и физические
лица как резиденты, так и нерезиденты
данной страны. В результате эта форма
имеет 2 разновидности:
- внешние заимствования
- внутренние заимствования.
2 Обращение части вкладов
населения в государственный займ. Эта
форма государственного кредита реализуется
путем заимствования вкладов населения
в сберегательных и коммерческих банках
на определенный срок и оформление при
этом на замороженную часть сбережений
государственной ценной бумаги – казначейского
сертификата. Он на рынке не обращается
и не может быть реализован без оповещения
населения.
3 Использование общегосударственного
ссудного фонда для государственных заимствований.
В этом случае кредитор – государство
и использует ссудный фонд – это средства
Центрального банка и тех коммерческих
банков, в которых участвует государство.
4 Казначейские ссуды.
Государство занимается кредитованием
других государств а также юридических
и физических лиц. Источником кредитования
я являются бюджетный фонд и специальные
внебюджетные фонды. Законодательство
обычно может организовать срок использования
казначейских ссуд, но они могут выдаваться
на безвозмездной основе, безвозвратной
основе.
31 Классификация займов
Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По способу размещения делятся на:
— свободно обращающиеся;
— размещаемые по подписке;
— принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
По сроку действия:
— краткосрочные (срок погашения до одного года);
— среднесрочные (до пяти лет);
— долгосрочные (свыше пяти лет).
По видам доходности:
— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:
— внутренние;
— внешние.
По методу определения доходов:
— с твердым доходом;
— с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
— с правом досрочного погашения;
— без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.
32. Государственный долг. Управление государственным долгом
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.
Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.
Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.
В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.