Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:52, дипломная работа
Целью исследования является совершенствование кредитования корпоративных клиентов ОО «Челябинский» в г.Челябинск филиала «Екатеринбургский» в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк» путём внедрения кредитного продукта «Коммерческая ипотека».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
– раскрыть сущность кредитования;
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую кредитование
– провести анализ кредитных продуктов ОО «Челябинский» в г. Челябинск филиала Екатеринбургский в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк»;
– провести анализ кредитования корпоративных клиентов на примере ОО «Челябинский» в г. Челябинск филиала Екатеринбургский в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк»;
– предложить пути совершенствования кредитования корпоративных клиентов на примере ОО «Челябинский» в г. Челябинск филиала Екатеринбургский в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РФ..5
1.1 Экономическая сущность кредитования..…………………………………5
1.2 Организация кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке…………………………………………………………………………..9
1.3 Нормативно-правовая база кредитования ЦБ……………………………27
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ» В Г. ЧЕЛЯБИНСК ФИЛИАЛА «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ ОАО «АЛЬФА-БАНК»……………………………………………………………………….40
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк……40
2.2 Оценка кредитных продуктов, предоставляемых корпоративным клиентам ОАО «Альфа-Банк»…………………………………………….55
2.3 Анализ кредитования корпоративных клиентов на примере ОАО «Альфа-Банк»………………………………………………………………………..59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ» В Г. ЧЕЛЯБИНСК ФИЛИЛАЛА «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ ОАО «АЛЬФА-БАНК»…………………………………………………………..66
3.1 Предложения по внедрению кредитного продукта «Коммерческая ипотека»…………………………………………………………………….66
3.2 Затраты на внедрение кредитного продукта «Коммерческая ипотека»..71
3.3 Эффективность внедрения кредитного продукта «Коммерческая ипотека»……………………………………………………………………..78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таблица 7 – Анализ предоставления услуги «Факторинг»
Название услуги |
Данные на 01.01.08 г. в тыс. руб. |
Данные на 01.01.09 г. в тыс. руб. |
Данные на 01.01.10 г. в тыс. руб. |
Факторинг |
63360 |
95250 |
115920 |
Из приведённых данных видно, что на 01.01.08 г. сумма по факторингу составила 63360 тысячи рублей, а на 01.01.10 г. – 115920 тысяч рублей, то есть произошло увеличение на 52560 тысячи рублей. А следовательно темп роста составил 108,8 %, а темп прироста 8,8 %.
Таблица 8 – Анализ предоставления услуги «Овердрафт»
Название услуги |
Данные на 01.01.08 г.в тыс.руб. |
Данные на 01.01.09 г. в тыс. руб. |
Данные на 01.01.10 г. в тыс.руб. |
Овердрафт |
48960 |
68580 |
72450 |
Из представленных данных видно, что на 01.01.08 г. сумма по овердрафту составила 48960 тысяч рублей, а на 01.01.10 г. – 72450 тысяч рублей, то есть произошло увеличение на 23490 тысячи рублей, а следовательно темпа роста составил147,9 % и темпа прироста 47,9 %.
На рисунке 2.9, 2.10, 2.11 отражена структура выданных кредитных продуктов корпоративным клиентам.
Рисунок 2.9 – Структура
выданных кредитных продуктов
Рисунок 2.10 – Структура
выданных кредитных продуктов
Рисунок 2.11 – Структура выданных
кредитных продуктов
Наибольший удельный вес в структуре на 01.01.10 г. составляет кредит на пополнение оборотных средств – 41, 33, 35 процентов соответственно. Прослеживается снижение доли данного кредитного продукта по сравнению с данными на 01.01.08 г. Это вызвано ухудшением условий предоставления кредитного продукта. Но если сравнивать данные на 01.01.09 г. и на 01.01.10 г. то можно заметить, что его доля увеличилась, благодаря тому, что банк снизил процентную ставку до 10,5 % годовых в рублях и установил лояльные требования к заемщику, такие как: опыт ведения бизнеса не менее 1 года, среднемесячный оборот компании — не менее суммы кредита.
Долю в 26 процентов имеет международное и торговое финансирование, 24 и 15 процентов занимает факторинг и овердрафт соответственно.
Для того чтобы провести анализ кредитования корпоративных клиентов в ОАО «Альфа - Банк» необходимо определить структуру кредитного портфеля (табл. 9).
Таблица 9 – Анализ кредитного портфеля по типу контрагентов
Тип контрагента |
На 01.01.08 г. |
На 01.01.09 г. |
На 01.01.10 г. | |||
Млн. руб. |
% к итогу |
Млн. руб. |
% к итогу |
Млн. руб. |
% к итогу | |
Корпоративные клиенты |
288 |
53,1 |
381 |
35,7 |
483 |
50,4 |
Малый и Средний бизнес |
195 |
35,9 |
665 |
62,3 |
450 |
46,9 |
Физические лица |
59 |
10,8 |
20 |
1,8 |
25 |
2,6 |
Всего |
542 |
100 |
1066 |
100 |
958 |
100 |
Исходя
из представленных данных основную долю
заемщиков ОАО «Альфа-Банк»
Динамика кредитов выданных корпоративным клиентам за 3 отчётные даты представлена рисунком 2.12.
Рисунок 2.12 – Динамика кредитов выданных корпоративных клиентам ОАО «Альфа-Банк»
Анализ кредитных вложений в отрасли народного хозяйства проведем на основании данных (табл. 10).
Таблица 10 – Структура кредитного портфеля по видам деятельности
Отрасли |
На 01.01.08 г. |
На 01.01.09 г. |
На 01.01.10 г. | |||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу | |
Промышленность |
78884 |
30 |
119086 |
30 |
145035 |
30 |
Транспорт и связь |
42071 |
16 |
63513 |
16 |
57352 |
16 |
Строительство |
52589 |
20 |
79391 |
20 |
96690 |
20 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
10517 |
4 |
15878 |
4 |
19338 |
4 |
Финансы, кредит |
26294 |
10 |
39695 |
10 |
48345 |
10 |
Всего |
288000 |
100 |
381000 |
100 |
4883000 |
100 |
Согласно
данным (табл. 10) видно, что кредитная
поддержка оказывается в
В ОАО «Альфа-Банк» выдача кредитов корпоративным клиентам классифицируется по следующим целям: факторинг платежных документов, кредиты в текущую деятельность, инвестиции (табл. 11).
Таблица 11 – Анализ кредитования корпоративных клиентов по целям выдачи кредита
Кредиты по целевому назначению |
На 01.01.08 г. |
На 01.01.09 г. |
На 01.01.10 г. | |||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу | |
Факторинг платёжных документов |
0 |
0 |
1984 |
0,05 |
4834 |
1 |
Текущая деятельность |
201600 |
70 |
277869 |
70 |
3384150 |
70 |
Инвестиции |
86400 |
30 |
118888 |
29,95 |
140490 |
29 |
Всего |
288000 |
100 |
381000 |
100 |
483000 |
100 |
На 01.01.10 г. подавляющая доля кредитных ресурсов отделения направлена в текущую деятельность клиентов (3384150 тысяч рублей или 70 процентов), на втором месте находятся инвестиции (29 процентов или 140490 тысяч рублей), далее факторинг платежных документов (1 процент или 4834 тысяч рублей).
Если говорить об изменениях в структуре кредитного портфеля по целям кредитования, то следует отметить снижение доли инвестиционного кредитования на 1 процент на 01.01.10 г. по сравнению с 01.01.08 г.
Это
обусловлено увеличением
Соблюдение
сроков кредитования, а также выявление
срочной, пролонгированной, просроченной
и сомнительной задолженности отражено
в классификации кредитных
Срочная
задолженность – это
Пролонгированная задолженность возникает при наличии уважительных причин, не позволяющих заемщику своевременно погасить кредит.
На счете сомнительной задолженности отражается задолженность, просроченная свыше 90 дней. Также к сомнительной задолженности относятся недостаточно обеспеченные и необеспеченные кредиты, длительность просроченной задолженности которых менее 90 дней.
Таблица 12 - Анализ кредитов корпоративных клиентов по типу задолженности
Тип задолженности |
На 01.01.08 г. |
На 01.01.09 г. |
На 01.01.10 г. | |||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу | |
Срочная |
259005 |
98,5 |
391002 |
98,5 |
381925 |
79 |
Пролонгированная |
0 |
0 |
0 |
0 |
29007 |
6 |
Просроченная |
3944 |
1,5 |
5954 |
1,5 |
58014 |
12 |
Сомнительная |
0 |
0 |
0 |
0 |
14503 |
3 |
Всего |
288000 |
100 |
381000 |
100 |
483000 |
100 |
На основе данных (табл. 12) размер просроченных кредитов на 01.01.10 г. увеличился на 10,5 процентов по сравнению с данными на 01.01.08 г., сомнительная задолженность увеличилась на 3 процента, пролонгированная задолженность увеличилась на 6 процентов.
Таблица 13 – Анализ кредитного портфеля по видам валют
Вид валюты |
На 01.01.08 г. |
На 01.01.09 г. |
На 01.01.10 г. | |||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу | |
Национальная валюта |
259200 |
90 |
357260 |
90 |
435105 |
90 |
Иностранная валюта |
28800 |
10 |
39695 |
10 |
48345 |
10 |
Всего |
288000 |
100 |
381000 |
100 |
483000 |
100 |
На основе данных (табл. 13) можно отметить, что основная доля выдаваемых банком кредитов корпоративным клиентам производится в национальной валюте (90 процентов на 01.01.10 г.). Доля кредитов, выдаваемых в национальной и иностранной валюте за рассматриваемый период времени остаётся на том же процентном уровне (90 процентов и 10 процентов соответственно). Изменился лишь объём выданных кредитов, он увеличился на 86494 тысяч рублей по состоянию на 01.01.10 г. в сравнении с прошлым годом.
Таблица 14 – Анализ кредитования корпоративных клиентов по формам обеспечения
Вид обеспечения |
На 01.01.08 г. |
На 01.01.09 г. |
На 01.01.10 г. | |||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу | |
Залог основных средств |
157769 |
60 |
238173 |
60 |
290070 |
60 |
Залог товаров в обороте |
52589 |
20 |
79311 |
20 |
96690 |
20 |
Залогу имущественных прав |
52589 |
20 |
79311 |
20 |
96690 |
20 |
Всего |
288000 |
100 |
381000 |
100 |
483000 |
100 |
В качестве
обеспечения исполнения обязательств
по кредитным договорам
Динамика состава корпоративных клиентов за 3 отчётные даты представлена рисунком 2.13
Рисунок 2.13 – Динамика корпоративных клиентов ОАО «Альфа-Банк»
Несмотря на положительную динамику выдачи кредитов корпоративным клиентам, общее их число на 01.01.10 г. значительно уменьшилось по сравнению с двумя предыдущими отчётными датами. ОАО «Альфа-Банк» необходимо обратить на это внимание. Для привлечения большего числа корпоративных клиентов необходимо изменить условия оказываемых услуг, либо разнообразить программу кредитования корпоративных клиентов.
Я предлагаю внедрить новый кредитный
продукт «Коммерческая ипотека»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ» В Г.ЧЕЛЯБИНСК ФИЛИАЛА ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ ОАО «АЛЬФА-БАНК»
3.1 Предложения
по внедрению кредитного
Корпоративные клиенты при выборе кредитной организации сейчас обращают внимание, в первую очередь, на надежность банка. Альфа-Банк – обладает успешной историей, что является залогом спокойствия и уверенности. Гарантией может стать 18-летняя репутация эффективной работы на рынке обслуживания корпоративных клиентов. Но самое главное - для Альфа-Банка работа с такими клиентами – старейшее направление бизнеса и вопрос репутации и доверия, что во все времена являлось основным приоритетом.