Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 13:45, дипломная работа
Темой настоящей работы явилось исследование правового регулирования производства в арбитражном суде при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве).
Актуальность темы исследования определяется необходимостью:
реструктуризации убыточного сектора экономики, которая предполагает ликвидацию или перепрофилирование неперспективных и убыточных производств, проведения в случае необходимости процедур банкротства, а также решения проблем градообразующих организаций;
прекращения прямого и косвенного субсидирования неэффективных организаций;
инициирования процедур банкротства всех тех предприятий, которые не урегулировали свою задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;
активизации деятельности правоохранительных органов по выявлению преступных деяний, связанных с процедурами фиктивных, умышленных банкротств;
формирования правового режима, который, с одной стороны, обеспечит эффективную защиту интересов кредиторов, с другой стороны, оградит собственника (инвестора) от рисков утраты контроля над своей собственностью в результате недобросовестного применения процедур банкротства;
обеспечения консолидация интересов государства как кредитора и собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) федеральных государственных унитарных предприятий, а также организаций, в капитале которых имеется доля Российской Федерации;
создания условий для существенного повышения качества арбитражного управления путем стимулирования формирования профессиональных (саморегулируемых) организаций, специализирующихся на финансовом оздоровлении неплатежеспособных организаций, повышения требований к уровню профессиональной подготовки арбитражных управляющих, создания системы гарантирования и (или) страхования рисков в этой сфере, эффективного контроля за деятельностью арбитражных управляющих, обеспечивающего соблюдение интересов всех кредиторов, должников (собственников) в процессе реализации процедуры банкротства;
ужесточения требований к ответственности независимых оценщиков в случаях их обязательного привлечения к оценке имущественных объектов;
повышения эффективности применения механизмов залогового права и законодательства об исполнительном производстве.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
7
§ 1
История правового регулирования при рассмотрении дел о банкротстве
7
§ 2
Краткая характеристика современной нормативной базы
10
§ 3
Общая характеристика производства в арбитражном суде первой инстанции
13
§ 4
Особенности подготовки дел о банкротстве к судебному разбирательству в суде первой инстанции
20
§ 5
Резюме
31
Глава 2. САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖ-НЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
32
§ 1
Концепция саморегулирования
32
§ 2
Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в Российской Федерации
35
§ 3
Особенности производства в арбитражном суде первой инстанции при наличии саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
37
§ 4
Краткая характеристика объекта исследования
39
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНО-ДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
41
§ 1
Общая характеристика актуальности задач
41
§ 2
Возможности правового регулирования финансового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
44
§ 3
Возможности правового регулирования организационного обеспечения деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
58
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Критика такой методики свелась к рассмотрению отраслевых особенностей деятельности предприятий, а именно, предполагалось разработать и внедрить дифференцированную систему отраслевых нормативов и показателей для:
Однако, кроме незначительных особенностей применения процедур для предприятий отрасли ТЭК ничего не разработано и не внедрено.15
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что нормы регламентирующие банкротство субъектов естественных монополий вступят в силу с 1 января 2005 года.
§ 3. Общая характеристика производства в арбитражном суде первой инстанции
В арбитражных судах дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально. Единолично судьей арбитражного суда выносится определение о введении наблюдения (п.1, ст.49), а также рассматриваются заявления, ходатайства и жалобы (п.1, ст.60 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника – юридического лица и по месту жительства гражданина. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда. Дела рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ). ВАС РФ рассматривает дела о несостоятельности субъектов Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:
Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии со ст.7 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают - должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, а также Банк России (п.1, ст.35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
В заявлении должника указывается, в частности, наименование и адрес саморегулируемой организации из, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий и не указываются требования к кандидатуре временного управляющего.
Заявление конкурсного кредитора (ст.39 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)») подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора – юридического лица подписывается его руководителем или представителем, а гражданина – этим гражданином или его представителем.
Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий и профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.
Заявление уполномоченного органа должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.
Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования. С другой стороны, нельзя объединять несколько должников в одном производстве.
Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом (ст.42), поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления заявления в арбитражный суд.
В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего (далее - заявленная СРО), и дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику (п.3, ст.42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Заявленная саморегулируемая организация вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии.
Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в регулирующий орган, заявленную саморегулируемую организацию.
В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре временного управляющего. В случае, если заявитель не указал требования к кандидатуре временного управляющего, указанное определение направляется в заявленную саморегулируемую организацию без указания требований к кандидатуре временного управляющего (п.4, ст.42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев, предусмотренных п.2, ст. 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Судебное
заседание по проверке обоснованности
требований заявителя
к должнику проводится не
Арбитражный суд по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, вправе принять предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации меры по обеспечению заявления.
Судья арбитражного суда отказывает (на основании п.п.1, п.1, ст.107 АПК РФ) в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п.2, ст.33 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», т.е.:
Заявление о признании должника банкротом, не соответствующее статьям 37 – 41 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», возвращается арбитражным судом.16
Должник в десятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора или уполномоченного органа о признании банкротом вправе направить в арбитражный суд и заявителю отзыв на такое заявление. К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, должны быть приложены доказательства отправки заявителю копий отзыва.
Кроме сведений, предусмотренных ст.109 АПК РФ (т.е. наименования арбитражного суда, наименования заявителя и номера дела, мотивов частичного или полного отклонения требований заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения, перечень прилагаемых документов), в отзыве должника указываются:
Отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (в отличие от нормы, указанной в ст.114 АПК РФ, где срок рассмотрения не должен превышать двух месяцев).
Процессуальные нормы, регламентирующие заседание арбитражного суда, порядок в заседании арбитражного суда, исследование доказательств, разрешение арбитражным судом заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле и отложение рассмотрения дела соответствуют требованиям АПК РФ.
О времени и месте судебного заседания судья арбитражного суда уведомляет лицо, направившее заявление о признании должника банкротом, должника, заявленную саморегулируемую организацию и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.
По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
Указанные определения могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Определение
о введении наблюдения выносится
в случае, если
требование заявителя
Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 2, ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при условии, что имеется заявление иного кредитора.
Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, удовлетворено или требование такого кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 2, ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В случае признания арбитражным судом требований заявителя обоснованными и введения наблюдения требования иных заявителей рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В случае признания требований заявителя необоснованными, при наличии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность требований указанных кредиторов.
Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично.
В определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:
Информация о работе Арбитражное производство по делам о банкротстве