Исполнительное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, дипломная работа

Краткое описание

С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2 система принудительного исполнения была организована на новых принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы системы исполнительного производства. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации - новый вид федеральных органов исполнительной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (правка 2).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Подраздел 20. Особенности  обращения  взыскания на имущество  граждан.

Подраздел 21. Особенности исполнения исполнительных документов по нескольким исполнительным производствам.

Раздел IV. Исполнение исполнительных документов неимущественного характера.

Раздел V. Исполнение решений  иностранных судов и арбитражей в РФ и судов России за рубежом.

Необходимо отметить, что в настоящее время для  создания проекта кодифицированного  акта в сфере исполнительного  производства Администрацией Президента РФ была образована рабочая группа, которая начала свою работу под эгидой и при активной поддержке Департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ. Один из первых вопросов, который обсуждался и был положительно решен группой, касался правовой формы этого кодифицированного акта и его предполагаемой структуры. Рабочая группа приняла решение о том, что это будет кодекс - Исполнительный кодекс Российской Федерации, поскольку объем материала, нуждающегося в кодификации, и уровень решаемых проблем требуют разработки акта, который по объему и масштабу может быть только кодексом.

Таким образом, уже сейчас понятно, что результатом современного этапа реформирования исполнительного производства в Российской Федерации станет именно Исполнительный кодекс.

Авторы проекта оговариваются: разработка такого акта - дело новое, аналогов ни в нашей стране, ни в государствах СНГ и дальнего зарубежья не существует. Поэтому авторы данной статьи прежде всего обращали внимание на разработку структуры акта и решение ряда принципиальных вопросов, которые будут определять содержание проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации.

В этой же статье они поднимают  ряд острых, на сегодняшний день проблем, которые и будут определять содержание будущего Исполнительного  кодекса Российской Федерации. Остановимся  на этих актуальных вопросах поподробнее.

1. Предмет Исполнительного кодекса. Должен ли он охватывать только процесс исполнения либо также включать вопросы организационного плана - организацию и полномочия Службы судебных приставов и ее должностных лиц? Авторы проекта полагают, что в определенных пределах в ИК необходимо решить вопросы организации органов принудительного исполнения в части регулирования исполнительного производства. Ведь при одновременном регулировании в Кодексе вопросов организации и процедур исполнения будет достигнута большая целостность правового регулирования.

Вместе с тем авторы проекта считают, что необходимо создание отдельного федерального закона об органах принудительного исполнения, который бы в целостном виде регламентировал  организацию данного федерального органа исполнительной власти.

2. Соотношение Исполнительного  кодекса с иным законодательством,  регулирующим вопросы принудительного  исполнения (гражданским, о несостоятельности,  процессуальным и др.). Авторам  проекта представляется более  верным следующий вариант: без  прямого и непосредственного дублирования Исполнительного кодекса должен содержать развернутые процедуры, "алгоритмы" действий судебного пристава-исполнителя, позволяющие ему работать в рамках определенной юридической модели. Кодекс в этом плане должен быть относительно подробным, исключая по возможности усмотрение со стороны как судебного пристава-исполнителя, так и других участников исполнительного производства. Мы должны избежать главного недостатка действующего исполнительного законодательства - последнее, процессуальное лишь внешне, по форме и названию, оно не содержит развернутых процедур юридической деятельности, а именно этим должно отличаться процессуально-процедурное право.

3. Структура Исполнительного  кодекса. С точки зрения структуры  представляется оправданным сложившееся в нашей стране деление кодифицированных актов на общую и особенную части, и Исполнительный кодекс в этом смысле не будет исключением. При этом в первой части будут регулироваться статические вопросы организации и порядка исполнительного производства, а Особенная часть будет регулировать вопросы динамики - порядок осуществления отдельных видов исполнительных действий.

4. Система построения  особенной части Исполнительного  кодекса. Что следует брать  за критерий дифференциации регулирования  порядка совершения исполнительных действий:

1) статус должника (физические  и юридические лица);

2) содержание исполнительных  действий (в частности, передача  имущества, взыскание денежных  средств, реализация имущества  в целях получения денежных  средств, совершение должником активных действий либо воздержание от них);

3) особенности правового  положения имущества должника (например, ценные бумаги, имущество под  залогом, движимое и недвижимое  имущество и т.д.)?

Авторам проекта представляется, что в структуре Особенной части Исполнительного кодекса исходным критерием должен быть характер мер принудительного исполнения, которые во многих случаях единообразны и не зависят от статуса должника (например, в отношении недвижимого имущества), и только в некоторых случаях дифференцированы, например, исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов возможно только в отношении граждан.

5. Государство как  должник. Надо ли включать в  Исполнительный кодекс порядок  исполнения в тех случаях, когда  должником является государство, федеральный бюджет, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления? С одной стороны, это острые и злободневные вопросы, поскольку государство - один из крупнейших должников в гражданском обороте, с другой - здесь нет определенности в регулировании, есть только попытки юридического разрешения этого вопроса в Бюджетном кодексе, законах о федеральном бюджете и других актах. Проблема в том, что вопрос об ответственности государства за свои действия перед гражданами нашей страны не столько юридический, сколько экономический и политический. Мы полагаем, что с учетом особого правового статуса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данные вопросы нуждаются в специальном правовом регулировании в Исполнительном кодексе.

6. Детализация исполнительных  процедур. Авторы полагают, что здесь  следует попытаться соблюсти  баланс между необходимой конкретизацией  и чрезмерной детализацией, которая  может снизить разумную инициативу  судебного пристава-исполнителя и взыскателя. Следует учитывать, что в силу сложившихся юридической традиции и правопонимания кодекс - в отличие от закона - предполагает детальное правовое регулирование определенной сферы юридической деятельности.

1.3. Место исполнительного производства в системе российского права.

До сих пор, среди именитых юристов  идет спор: исполнительное производство – это стадия гражданского процесса (арбитражного) или же исполнительное производство не входит в стадии гражданского процесса, образуя самостоятельные административные правоотношения? Мнения ученых по этой проблеме поделились примерно поровну: в советский и пост советский периоды, до принятия законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», господствующая все-таки была точка зрения о том, что исполнительное производство – это часть гражданского процесса, его заключительная стадия. В настоящее время, в связи с произошедшими изменениями в законодательстве, взгляд на исполнительное производство как на отдельную отрасль права увеличивает количество своих сторонников.

На  наш взгляд верна именно вторая точка  зрения, сторонники, которой говорят  о том, что «исполнительное производство»  не является стадией гражданского процесса, а образует административные правоотношения. Как отмечает Ягузинский А.Н. «участники исполнительного производства вступают именно в административные, а не гражданско-правовые или гражданско-процессуальные правоотношения: в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта или акта иного органа на участниках исполнительного производства лежит бесспорная обязанность его исполнить. В случае неисполнения в добровольном порядке включается механизм принудительного исполнения исполнительного документа, применяются меры административного воздействия (штрафные санкции, арест, принудительный привод должника, принудительные изъятие и реализация имущества должника и т. п.)»15.

В подтверждение этой же позиции можно  также отметить также, что Служба судебных приставов РФ в настоящее  время не является частью судебной системы РФ, а исполнительное производство не является стадией судебного процесса.

На  наш взгляд, данный «дуализм исполнительного  производства» необходимо законодательно решить в будущем Исполнительном кодексе РФ.

Дадим определение категории «исполнительное  производство».

Исполнительное  производство - установленный законом  порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий  своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом  интересов.

К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного  исполнения судебных актов и актов  других органов, относятся прежде всего  Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон "О  судебных приставах" и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Речь идет, в частности, о законах, которыми будут вноситься изменения и дополнения в федеральные законы, а также Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации16, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации,17 Гражданский кодекс Российской Федерации18 (например, ст. 448, 449).

Источниками исполнительного производства являются также соответствующие нормативные  правовые акты Правительства Российской Федерации: различные инструкции, положения об исполнительном производстве и др. Ранее эти нормативные акты носили ведомственный характер, поскольку принимались Министерством юстиции.

Закон закрепляет приоритет правил, установленных международным договором Российской Федерации, перед "внутренним" законодательством, регулирующим принудительное исполнение судебных актов и актов других органов. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законами Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Так, в соответствии со ст. 7-10 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.) государства - участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов.

Несомненно, главной функцией исполнительного  производства является исполнение решений  судов общей юрисдикции и арбитражных  судов. Большая часть исполнительных документов исходит именно от этих органов. Исполнение судебных решений способствует достижению целей гражданского и арбитражного судопроизводства, доводит до логического завершения защиту права гражданского. Исполнение же исполнительных надписей нотариусов, решений комиссий по трудовым спорам, третейских судов и т.д. является дополнительной задачей исполнительного производства. В аппарате вышеперечисленных органов нет подразделений для принудительного исполнения выданных ими исполнительных документов, а создавать их специально для данных органов нецелесообразно потому, что количество решений, исходящих от них и требующих принятия мер принудительного характера, не велико по сравнению с количеством решений судов, требующих проведения исполнительного производства.

 

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ  ПРАВИЛА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ И АКТОВ ДРУГИХ ЮРИСДИКЦИОННЫХ ОРГАНОВ.

2.1. Субъекты исполнительного производства  и основания применения мер  принудительного исполнения.

Существуют различные классификации  субъектов исполнительного производства. Наиболее приемлемым является подразделение субъектов исполнительного производства на следующие группы: исполняющие решения, участвующие в исполнении и содействующие исполнению.19

Главными  органами исполнения судебных решений  являются службы судебных приставов. Данная система появилась на свет после объединения судебных исполнителей, состоявших ранее при районных (городских) судах, в единую службу с передачей ее в состав министерства юстиции Российской Федерация. В своей совокупности эти органы образуют федеральную службу судебных приставов, которая является втором по величине в структуре Министерства юстиции РФ после Главного Управления исполнения наказаний. Федеральную службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Службы судебных приставов субъектов Федерации возглавляют главные судебные приставы соответствующих субъектов, являющиеся по должности заместителями глав органов юстиции данных субъектов. Кроме того, в состав федеральной службы судебных приставов входит служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом. Низовые звенья службы судебных приставов — районные (городские) и иные соответствующие им согласно административно – территориальному делению службы судебных приставов Возглавляют их старшие судебные приставы этих служб. (См. Приложение 1).

Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется Федеральным законом «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.

Законом «О судебных приставах» установлена обязательность требований судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель вправе: - получать необходимую информацию, объяснения, справки; - проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения соответствующей финансовой документации; - давать поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; - входить в помещения должников, производить их осмотры; - арестовывать имущество (в том числе денежные средства) должников (за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом); - использовать нежилые помещения для хранения изъятого имущества, а также транспорт взыскателя или должника - для его перевозки; - просить суд о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа; - объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; - вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; - совершать иные действия, предусмотренные Законом.

Информация о работе Исполнительное производство