Исполнительное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, дипломная работа

Краткое описание

С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2 система принудительного исполнения была организована на новых принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы системы исполнительного производства. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации - новый вид федеральных органов исполнительной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (правка 2).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Возбуждение исполнительного производства осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа, его  выдавшего, либо от взыскателя. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство при наличии двух указанных в Законе условий: если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 14) и если исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона.

На стадии возбуждения исполнительного  производства приставы - исполнители  испытывают затруднения и допускают  ошибки при исполнении решений судов, в которых предмет исполнительных действий как бы отсутствует. Например, суд в своем решении обязал ответчика не чинить препятствий истцу в пользовании общей кухней, коридором, санитарной комнатой в коммунальной квартире. Тут возникают вопросы: надо ли выписывать и передавать на исполнение исполнительный лист или достаточно того, что стороны могут получить копию решения суда, или же все-таки исполнительный лист должен выдаваться с возбуждением исполнительного производства и предъявлением листа к исполнению. Практически же в данном случае задача пристава сводится к тому, чтобы разъяснить ответчику его обязанность исполнить решение суда и предупредить о возможных последствиях неисполнения.

Все сроки, указанные в п. 1 ст. 14, определены периодом времени, поэтому  предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено  в течении всего указанного в Законе периода.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительные документы  могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:

исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов  общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение трех лет, а судебных актов арбитражных судов - в течение шести месяцев. Следует отметить, что в новом АПК РФ от 24 июля 2002 года, который вступил в законную силу с 1 сентября 2002 года, вместо шести месяцев (по АПК РФ 1995 года) установлен трех летний срок предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 321);

исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, - в течение шести  месяцев;

оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение шести месяцев;

удостоверения комиссии по трудовым спорам - в течение трех месяцев;

постановления органов (должностных  лиц), уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях, - в течение трех месяцев.

Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Специальные правила действуют  в отношении сроков предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и т.д.). Такие исполнительные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Аналогичный порядок действует и в отношении нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Введение в Закон таких правил объясняется длящимся характером указанных  правоотношений. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению по подобного рода делам исчисляются  тоже своеобразно – для каждого  платежа в отдельности.

Судебный пристав-исполнитель обязан вынести в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа постановление о возбуждении исполнительного производства. Правовая норма, закрепленная в п. 2 ст. 9 Закона, вносит определенность во взаимоотношения судебного пристава-исполнителя со сторонами и другими участниками исполнительного производства.

Содержание постановления о  возбуждении исполнительного производства в Законе изложено неполно. Помимо имеющихся  в п. 3 ст. 9 Закона данных здесь необходимо указать дату и место вынесения постановления, должностное лицо, вынесшее данное постановление, дату поступления исполнительного документа, на основании которого подлежит возбуждению исполнительное производство, мотивы, по которым судебный пристав-исполнитель считает необходимым возбудить (или не возбуждать) исполнительное производство, закон, на основании которого он совершает это процессуальное действие, решение о возбуждении (невозбуждении) исполнительного производства. В постановлении должно быть указано, что оно может быть обжаловано в десятидневный срок.

Копии постановления о возбуждении  исполнительного производства должны направляться лицам, перечисленным  в п. 4 ст. 9, заказным письмом с  уведомлением о вручении.

Такой способ уведомления позволит избежать ошибок при решении вопроса о соблюдении лицами, намеревающимися обжаловать постановление, установленного законом десятидневного срока на его обжалование.

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона постановление  о возбуждении исполнительного  производства может быть обжаловано.

На постановление судебного  пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства на основании  исполнительного документа, выданного  арбитражным судом, жалоба подается в арбитражный суд по месту  нахождения судебного пристава-исполнителя, принявшего постановление, во всех остальных случаях — в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, принявшего постановление.

В п. 1 ст. 81 ФЗ от 21 июля 1997 года № 199 ФЗ «Об исполнительном производстве»  установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников-организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится при первом поступлении  исполнительного документа судебному  приставу-исполнителю. Последующие  предъявления к исполнению исполнительного  документа судебному приставу-исполнителю исполнительским сбором не облагаются.  30 % от суммы исполнительского сбора отчисляется в федеральный бюджет, а остальная сумма поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства или о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

ФЗ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2003 год» установлено, что  с 1 января по 31 декабря 2003 года действие п.3 ст.81 ФЗ «Об исполнительном производстве»  приостановлено. Ст. 7 ФЗ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, устанавливает, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2003 году, формируются за счет средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного производства, - в размере 80 % доходов.

Ст. 18 ФЗ «О федеральном бюджете  на 2003 год» устанавливает, что в 2003 году средства исполнительского сбора, поступающие на счета органов Минестерства юстиции РФ в процессе исполнительного производства, распределяются по следующим нормативам:

в доходы федерального бюджета – 80 % поступлений;

в доходы Министерства юстиции РФ по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства, - 20 % поступлений. Указанные средства направляются на цели, установленные законодательством РФ об исполнительном производстве.

2.3. Сроки в исполнительном производстве.

Как уже отмечалось ранее, возбуждение исполнительного производства осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого выдавшего его органа либо от взыскателя. Далее в соответствии с Федеральным законом судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию (предусмотренным ст. 8 Закона), и не истек установленный Законом срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Совершить указанные выше действия судебный пристав-исполнитель обязан в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (пп. 1,2 ст. 9 Закона).

Статьей 13 Закона предусмотрен двухмесячный срок совершения исполнительных действий судебным приставом и выполнения требований исполнительных документов со дня вынесения постановления  о возбуждении исполнительного производства.

Для исполнения исполнительных документов, связанных с реализацией имущества  должника, срок определяется в общей  сложности тремя месяцами со дня  вручения должнику постановления о  возбуждении исполнительного производства.

Как показывает судебная практика, нарушение  судебным приставом-исполнителем двухмесячного  срока совершения исполнительных действий не может служить основанием для  прекращения исполнительного производства по п. 5 ст. 23 Закона (прекращение исполнительного  производство в связи с истечением установленного законом срока для данного вида взыскания), что, безусловно, защищает интересы взыскателя. Закон не установил каких-либо временных ограничений для взыскания долга и срок, указанный в п. 1 ст. 13 Закона, не является пресекательным (постановление ФАС Московского округа от 2 октября 2000 г. по делу № КА-А40/44 34-00).

Возбудив исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по его истечении с взысканием суммы долго, исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 81 и 82 Закона. Постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, согласно п. 5 ст. 81 Закона, может выноситься одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства. О взыскании исполнительского сбора может указываться в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

В случаях, когда позднее должнику стало известно о возбуждении исполнительного производства и необходимости уплаты им суммы долга в полном объеме либо выполнения определенных действий, указанных в исполнительном документе, срок для добровольного исполнения решения наступает с момента получения должником постановления о возбуждении и может быть продлен. Доказательством несвоевременного получения постановления о возбуждении исполнительного производства могут служить, например, почтовый штемпель на конверте, журнал входящей корреспонденции и т. п. В таком случае даже при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора последний не подлежит взысканию.

Одновременно с вынесением постановления  о возбуждении исполнительного  производства судебный пристав-исполнитель вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Основанием для наложения ареста зачастую является соответствующее заявление взыскателя.

Срок изъятия имущества должника для его дальнейшей реализации по общему правилу устанавливается  приставом-исполнителем. Однако согласно п. 5 ст. 51 Закона изъятие может быть произведено не ранее пяти дней после наложения ареста, за исключением случаев, когда у судебного пристава-исполнителя есть основания полагать, что арестованное имущество может быть утрачено или повреждено. Целесообразно производить изъятие в день составления описи любых видов автомототранспортных средств и иных сложных вещей, укомплектованность, повреждение или замену некоторых деталей или составных частей которых впоследствии будет трудно доказать.

Если от взыскателя не поступило  заявление об аресте имущества должника одновременно с возбуждением исполнительного производства, либо такое имущество не указано в заявлении, либо сведения недостоверны (а таких случаев очень много), судебный пристав в течение месячного срока обязан направить запросы о наличии или отсутствии у должника имущества в регистрирующие органы: ГИБДД, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы гостехнадзора, инспекцию по налогам и сборам, кредитные учреждения. Своевременность получения ответов, к сожалению, оставляет желать лучшего, что, безусловно, затягивает сроки исполнительного производства и ведет к увеличению числа жалоб на действия судебного пристава. Приятным исключением является лишь работа по взаимодействию с органами ИМНС. Так, в соответствии с совместным приказом Министерства по налогам и сборам № ВГ-3-10/265 и Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» № 215 от 25 июля 2000 г. налоговый орган по запросу судебного пристава-исполнителя в трехдневный срок со дня получения запроса представляет требуемую информацию.

Информация о работе Исполнительное производство