Курс лекций по «Хозяйственному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:20, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие, предмет и источники хозяйственного (предпринимательского) права
2. Субъекты хозяйственного права
3. Правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов

Вложенные файлы: 1 файл

хоз право - конспект лекций - ОЗО.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

     Правовой  статус фондовой биржи и ее членов определяется законом "О рынке  ценных бумаг", и соответствии, с  которым фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства, поэтому правовое положение биржи определяется, в определенной степени, ГК РФ и законом «О некоммерческих организациях».

     Для того чтобы иметь определенное представление  о фондовой бирже необходимо усвоить  следующие положения:

     1) права и обязанности фондовой биржи (ст. 13 закона);

     2) фондовой бирже, и соответствии с законом, запрещается совмещать деятельность по организации торговли с иными видами деятельности; на рынке ценных бумаг, за исключением депозитарной и деятельности но определению взаимных обязательств (клиринговой);

     3) закон устанавливает исчерпывающий перечень, видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, к которым, помимо организации торговли (ст. 9), относится брокерская деятельность (ст. З), дилерская (ст. 4), деятельность по управлению ценными бумагами (ст. 5), деятельность, по определению взаимных обязательств (клиринг) (ст. 6), депозитарная деятельность (ст. 7), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8);

     4) понятие, права и обязанности членов фондовой биржи; при этом следует разграничивать понятия члена и участника биржи. В соответствии с законом (ст. 12), членами фондовой биржи могут; быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг (см. виды профессиональной деятельности). Порядок вступления, выхода и исключения из членов фондовой биржи, количественные ограничения и т.д., устанавливаются биржей самостоятельно на основании внутренних документов.

     5) фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи, другие участники рынка ценных бумаг могут совершать сделки на бирже исключительно через посредничество биржи;

     6) все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии (ст. 39); при этом, следует иметь ввиду, что деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензией фондовой биржи.

     Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и фондовой биржи. и принимают решение об отзыве лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.

     Особое  правовое положение имеют организации  с участием иностранного капитала (иностранными инвестициями), деятельность которых регулируется законом "Об иностранных инвестициях". В соответствии с настоящим законом, организации с иностранными инвестициями создаются и действуют к форме хозяйственных обществ и товариществ, следовательно, нормы ГК РФ, регулирующие деятельность хозяйственных обществ и товариществ, закона "Об акционерных обществах", закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" распространяются и на организации с иностранными инвестициями. При изучении закона "Об иностранных инвестициях", опираясь на общие для всех юридических лиц положения, рекомендуем особо выделить следующие моменты: во первых, кто может быть иностранным инвестором (а значит и участником организации с иностранными инвестициями); во-вторых, на формы осуществления иностранных инвестиций в соответствии со ст. 3 закона: в третьих, на дополнительные требования, предъявляемые к созданию таких организаций.

     Обращая внимание на наличие налоговых и  таможенных льгот, предусмотренных  законом для предприятий с иностранными инвестициями, рекомендуем обратить внимание на отдельные ограничения по сферам их деятельности (в частности в сфере банковского, страхового дела, оборонного производства).

     Определенные  особенности правового статуса  имеют и так называемые малые предприятия. Изучение данной темы целесообразно с использованием следующих законов:

     1.Федеральный закон РФ от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

  1. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

     При этом особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:

     во-первых: Малое предприятие не есть отдельная организационно-правовая форма, то есть при наличии указанных в законе условий малым предприятием может быть признано и полное товарищество и ООО и т.д.

     во-вторых: Малое предпринимательство пользуются поддержкой со стороны государства. Следует познакомиться с конкретными мерами поддержки и льготами, которыми по закону пользуются субъекты малого предпринимательства.

     в-третьих: Следует обратить внимание на особенности ведения учета и отчетности предусмотренные вышеназванным законом от 29.12.95.

     В заключение обзора темы предполагается провести обзор следующих понятий, часто смешивающихся в повседневной хозяйственной практике:

     Структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства, необособленные структурные подразделения). Важно определить особенности правого статуса каждого указанного подразделения.

     Зависимые хозяйствующие субъекты (зависимые общества, дочерние общества - не путать с дочерними предприятиями!, участники финансово-промышленных групп и холдингов). Особо изучить меры защиты прав кредиторов и учредителей указанных зависимых субъектов.

     Данные вопросы весьма обстоятельно излагаются в учебниках по гражданскому праву и в Главе 9 основного учебника, рекомендованного для изучения курса "Предпринимательское (хозяйственное) право" под. ред. Олейника О.М.  

3. Правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов 

     Изучение  настоящей темы следует начать с  определения необходимости правового  регулирования хозяйственной деятельности.

     Правовая  регламентация деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с действующим  законодательством основывается на признании их равенства, свободы договора и добросовестной конкуренции. Однако, хозяйственная деятельность, как элемент экономики, не может осуществляться без прямого или косвенного воздействия государства посредством правового регулирования. Необходимость государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующего субъекта определяется; во-первых, потребностью в обеспечении государственных и общественных нужд, во-вторых, приоритетами в социально-экономическом развитии, в-третьих, реализацией свободы предпринимательства и конкуренции.

     При определении понятия государственно-правового регулирования следует иметь ввиду, что это:

     1 целенаправленная деятельность государства;

     2 деятельность, осуществляемая на основании и в пределах закона;

     3)деятельность по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению.

     Одним из видов государственного регулирования  хозяйственной деятельности является антимонопольное регулирование, основанное на необходимости предотвращения злоупотреблений своей экономической властью со стороны хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке. Правовой базой антимонопольного регулирования является закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При знакомстве с настоящим законом студенту следует обратить внимание на следующие положения.

     Во-первых, необходимо определить предмет регулирования, т.е. отношения, влияющие на конкуренцию на товарном рынке в РФ, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (ст. 1 Закона). Понятие и формы проявления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определяются законом (ст.ст. 4-10).

     Во-вторых, следует указать на участников отношений, регулируемых настоящим законом, к  которым, в соответствии со ст. 2, относятся физические и юридические лица, государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

     В-третьих, определять правовой статус Федерального антимонопольного органа, который, в соответствии с законом (ст.ст. 3, 11-16) осуществляет антимонопольное регулирование.

     В-четвертых, студенту следует определить отдельные  виды государственного контроля, осуществляемого  антимонопольным органом, к которым в соответствии со ст.ст. 17-19, относятся:

     1) контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций;

     2) контроль за соблюдением антимонопольного  законодательства при приобретении  акций (долей) в уставном капитале  коммерческих организаций.

     В-пятых, студент должен знать понятие, основания и виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, при этом учитывая, что субъектом ответственности могут быть:

  1. должностные лица государственных органов и муниципальных образований;
  2. организации (юридические лица);
  3. должностные лица организаций;
  4. индивидуальные предприниматели.

     На  изучении вопросов антимонопольного регулирования  студентам рекомендуется обратить особое внимание ввиду их актуальности на современном этапе. Для наиболее глубокого изучения вопросов данной темы рекомендуется познакомиться с учебным пособием "Конкурентное право РФ." Учебное пособие. - М. Логос. 1999г.

     В целях обеспечения государственных  нужд и, в том числе формирования государственного бюджета, государство  осуществляет правовое регулирование  деятельности хозяйствующего субъекта посредством налогового законодательства. При изучении настоящего материала студенту следует ознакомиться и проанализировать Налоговый Кодекс РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 г., который с 1 января 1999 г. является основной правовой базой налогового законодательства. Для более эффективного усвоения материала рекомендуется изучение его в следующей последовательности.

     Во-первых, в соответствии со ст. 9 следует определить круг участников налоговых отношений, которыми, с одной стороны являются налогоплательщики, с другой - органы, которые в соответствии с законом, осуществляют прием и взимание налогов, а также контроль за их уплатой. Следует обратить внимание, что обязанными лицами помимо налогоплательщиков, являются взаимозависимые лица (ст. 20) и налоговые агенты (ст. 24); к органам, осуществляющим налоговый контроль, помимо Государственной налоговой службы, относится Государственный таможенный комитет РФ и финансовые органы.

     Во-вторых, необходимо определить правовой статус Налоговых органов в РФ (ст. Ст. 30 - 35 Кодекса).

     В-третьих, студент должен знать виды правового регулирования через налоговое законодательство, которое, в соответствии с ПК РФ, осуществляется 1) в виде налоговой отчетности налогоплательщика, реализуемой в форме предоставления налоговой декларации (ст. 80) и 2) в виде налогового контроля (ст. 82), который осуществляется посредством:

     - камеральных и выездных налоговых  проверок (ст.ст. 87-89);

     - получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

     - проверки данных учета и отчетности;

     - осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

     В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат обязательной постановке на налоговый учет налоговыми органами (ст. 83).

     В-четвертых, важно ознакомиться со способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. При этом следует иметь ввиду, что Кодекс в качестве способов обеспечения обязанности по уплате налогов называет как чисто гражданско-правовые (залог, поручительство), так и административные меры, применяемые налоговыми органами в одностороннем порядке (приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке, арест имущества). В-пятых, студент должен знать понятие, основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения.

     Одним из видов государственного регулирования  деятельности хозяйствующего субъекта является валютное регулирование, правовой базой которого является закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Изучение вопроса также рекомендуется начать с определения предмета регулирования. Студент должен уяснить понятия «валюта» и "валютные ценности". Именно операции с валютными ценностями, к которым закон относит:

Информация о работе Курс лекций по «Хозяйственному праву»